Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Все темы
Новые технологии в строительстве
Градостроительная политика
Дорожное строительство
ТиНАО
Объекты образования
Спортивные сооружения
Жилье
Долевое строительство
Метро
Недвижимость
Реновация
Объекты культуры
Новые технологии
Парки и скверы
Железные дороги
МЦД
Объекты медицины
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Новые технологии в строительстве
Градостроительная политика
Дорожное строительство
ТиНАО
Объекты образования
Спортивные сооружения
Жилье
Долевое строительство
Метро
Недвижимость
Реновация
Объекты культуры
Новые технологии
Парки и скверы
Железные дороги
МЦД
Объекты медицины

Присоединяйтесь

Фундаментальный талант

1 нояб. 2013 г. 12:11

Опубликовано: 29.10.13

Инженер Эммануил Гендель передвигал дома и выпрямлял колокольни

Исполнилось 110 лет со дня рождения Эммануила Генделя - одного из самых выдающихся российских инженеров-строителей ХХ века. Среди его проектов – укрепление зданий при строительстве первой очереди метро, выпрямление накренившихся колоколен и минаретов, реставрация архитектурных памятников Московского Кремля. Наибольшую известность получили работы Генделя по передвижению зданий в Москве. На юбилейной пресс-конференции, прошедшей в РИА Новости, о Э.М. Генделе говорили видные архитекторы, инженеры, люди, близко знавшие мастера.

Передвижение зданий в довоенное время и поныне остается одной из архитектурных легенд Москвы. О домах, снятых с фундамента и переезжающих по воле человека на новое место, снимались фильмы, писались стихи (хрестоматийное «Дом переехал» Агнии Барто основано на реальном передвижении дома на улице Серафимовича). У всех этих проектов был один автор-разработчик – Эммануил Гендель. В строительной отрасли он работал семь десятилетий. Еще в годы Гражданской войны 17-летний Гендель проектировал жилые дома для железнодорожников из старых шпал, а последней его работой стало выпрямление 9-этажного здания в Большом Афанасьевском переулке в 1988 году. Как крупный специалист по подводке свайных фундаментов, он работал на строительстве метрополитена в Москве. Многие старые здания на Арбате, Остоженке и в Сокольниках были буквально спасены от сноса благодаря тому, что под них квалифицированно подвели прочные опоры по технологии Генделя.

Первым сооружением, передвинутым по его проекту (в октябре 1935 года), стала электроподстанция близ Триумфальной площади. Опыт оказался успешным, и вскоре в столице был создан Трест по передвижке зданий под руководством Генделя. В следующие шесть лет инженер двигал дома на Садовнической и Большой Пионерской улицах, на Ярославском шоссе, в подмосковном в ту пору Хорошеве. Заданием особой политической важности стало передвижение вглубь квартала нескольких зданий на улице Горького. Так были сохранены и «убраны» во дворы и переулки замечательные архитектурные памятники – Саввинское подворье и Глазная больница (ее перемещали по косому направлению, под уклон и с поворотом на 97 градусов). Тогда же было передвинуто к новой «красной линии» улицы и здание Моссовета. В послевоенные десятилетия Э.М. Гендель руководил «переездом» на новые места двух административных зданий на Комсомольском проспекте, а также павильона «Октагон» бывшей усадьбы Студенец на Нижней Пресне. В 50–70-е годы инженер много работал над укреплением и выпрямлением старинных построек в Троице-Сергиевой лавре, Рязани, Ярославле, Самарканде, а также чешском городе Мосте. Он выводил дома из аварийного состояния, ликвидировал перекосы, поднимал осевшие фундаменты… Деятельность его была невероятно многогранна, полный список реализованных проектов Генделя насчитывает около 90 пунктов.

«Его работы – важная и яркая часть советской истории, – говорил на пресс-конференции ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский. – Гендель стал легендарной личностью для многих в нашей стране. При этом он был высокоинтеллигентный инженер: интересовался вопросами культуры, реставрировал памятники, спасал старинные здания. Вообще, русские инженеры того поколения были удивительными людьми, сегодня таких уже не готовят. Они умели абсолютно всё. Немногие знают, что во время войны Гендель, отложив проекты по передвижке, стал заниматься подъемом затонувших танков, восстановлением взорванных заводов и мостов, строительством оборонительных укреплений». Ректор МАрхИ представил собравшимся второе издание книги Генделя «Инженерные работы при реставрации памятников архитектуры» (первое вышло в 1980 году и уже малодоступно специалистам) и заверил, что в библиотеку института уже поступило «необходимое количество экземпляров» этой классической, не потерявшей актуальности работы.

О необходимости достойным образом увековечить память Эммануила Генделя говорил президент Союза московских архитекторов (СМА) Николай Шумаков. Недавно у него с коллегами возник замысел организовать в Москве выставку фотографий и чертежей всех зданий, «к которым Гендель приложил руку и голову». Кроме того, СМА планирует выступить с инициативой об установлении мемориальной доски на доме у Белорусского вокзала, где долгие годы жил талантливый инженер.

Но это пока дело будущего. А уже сейчас учреждена премия им. Э.М. Генделя под эгидой Российской академии архитектуры и строительных наук и под личным патронатом депутата Государственной Думы Владимира Ресина. Премия будет вручаться ежегодно «за новаторские инженерно-строительные и архитектурные подходы при сохранении памятников архитектуры и решении градостроительных задач». Она будет присуждаться по двум номинациям: дипломированным архитекторам и инженерам-строителям (приз 200 тыс. руб.), студентам и аспирантам (100 тыс. руб.). Главные критерии: сочетание функциональности и эстетической привлекательности сооружения, экономичность, элегантность, применение инновационных материалов и экономичность. В жюри – известные профессионалы архитектурной и инженерной отрасли, а также внучка Эммануила Генделя Татьяна Ястржембская.

Александр Маркин
Московская перспектива

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Другие материалы по теме

Корпоративная столица. Как глобальные бизнес-игроки сотрудничают с городами
Корпоративная столица. Как глобальные бизнес-игроки сотрудничают с городами
Ален Берто - Должны ли городские управленцы выбирать те отрасли экономики, которые будут успешными в будущем?
Ален Берто - Должны ли городские управленцы выбирать те отрасли экономики, которые будут успешными в будущем?
Столица технологий. Роль инновационных кластеров в развитии экономики глобального города
Столица технологий. Роль инновационных кластеров в развитии экономики глобального города
Виртуальный кампус. Как изменится география образования в городах
Виртуальный кампус. Как изменится география образования в городах
Финалисты международного архитектурного конкурса на разработку концепции павильона Атомной энергии на ВДНХ
Финалисты международного архитектурного конкурса на разработку концепции павильона Атомной энергии на ВДНХ
25 окт. 2013 г.
Идем на рекорды! Новую эстакаду сдали на месяц раньше
Идем на рекорды! Новую эстакаду сдали на месяц раньше
25 окт. 2013 г.
Профсоюзная улица получила второй уровень
Профсоюзная улица получила второй уровень
25 окт. 2013 г.
Выбили еще одну пробку
Выбили еще одну пробку

Новости дня

Все новости
4 дек. 2025 г. 16:25
Поликлиника, стадион, паркинг: мэр обсудил с москвичами важные городские проекты
4 дек. 2025 г. 15:35
В Москве реорганизован Департамент градостроительной политики
4 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: на трассе Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе на 70 процентов завершили строительство 150-метрового путепровода над путями МЦД-2
4 дек. 2025 г. 12:48
Сергей Собянин: выставка «Россия» обретет постоянное место в национальном центре
4 дек. 2025 г. 11:55
В Москве построят 160 спортивных объектов за три года – мэр
4 дек. 2025 г. 11:30
Сергей Собянин: темпы реализации программы реновации будут расти
4 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: бизнес-центр с террасами начали строить в Хорошевском районе
4 дек. 2025 г. 10:59
Мэр Москвы рассказал о строительстве дорог в столице

Просмотренные материалы

Парк «Зарядье» посетило более 15 млн человек
По второму кругу
Во главе узла
Новости
Статьи
Изменение инвестиционного рейтинга Москвы не отразится на работе столичного Стройкомплекса
Покупатели квартир в новых домах на 2-й Филевской улице смогут оформить их в собственность
Законы, указы, постановления, распоряжения
Об утверждении проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - автодороги из района Южное Бутово города Москвы до автодороги "поселок Коммунарка - аэропорт Остафьево" и Центральной автодороги в поселке Коммунарка с выходом в район Южно

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика