Проектируемое электродепо «Бирюлёвское» сегодня – это первый крупный столичный транспортный инфраструктурный объект, полностью создаваемым с помощью технологий информационного моделирования (ТИМ) на базе российского программного обеспечения (ПО), сообщил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Группа компаний «Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства линий и станций столичного метро.
«Специалисты инжинирингового холдинга «Мосинжпроект» провели тестирование отечественных программных продуктов, выбрали лучшие цифровые решения и совместно с разработчиками адаптировали их под создание гражданских и инфраструктурных объектов, в том числе таких крупных как электродепо», – сказал Юрий Кравцов.
ТИМ – это технология информационного моделирования в строительстве, включающая процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания.
ТИМ-технология используется на всех стадиях жизненного цикла объекта — от проектирования, строительства и эксплуатации до реконструкции.
С помощью ТИМ специалисты создают не просто картинку в 3D-формате, а базу данных, где хранится вся информация об объекте: сколько нужно стройматериалов, какова начинка здания, а главное – в модели можно увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши.

Назад
Особенность ТИМ в том, что строительный объект проектируется как единое целое. Изменение какого-либо параметра влечет за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.
ТИМ позволяет создавать и контролировать не только сам объект на всем его жизненном цикле, но и все, что расположено рядом – дороги, поликлиники, школы и так далее.
Использование технологии информационного моделирования позволило существенно сократить время прохождения экспертизы, минимизировать многократные корректировки проекта. Грамотная проработка и синхронизация разделов проектной документации позволила оптимизировать затраты на строительство.

Назад
Все московские застройщики, работающие с проектами по государственному заказу, должны перейти на ТИМ-технологии. При этом в столице технологии информационного моделирования уже использовались при строительстве таких объектов как:

Москва стала пилотной зоной внедрения технологий информационного моделирования в программу реновации. Апробация ТИМ-технологий на пилотных объектах – один из важных шагов не только к централизованному применению информационного моделирования в Москве, но и к формированию единого информационного городского пространства.
Назад
Использование ТИМ-технологий позволило сократить сроки проектирования инфекционного центра в Новой Москве.
Одним из преимуществ использования ТИМ при проектировании инфекционной больницы стало высокое качество проектной документации в части увязки смежных разделов по архитектурно-строительным и инженерным системам.

К примеру, с помощью ТИМ оперативно выявляли коллизии при разработке проектных решений по системе вентиляции. Это позволило исключить переток воздуха из грязной зоны в чистую, обеспечив полную изоляцию от попадания вируса во внешнюю среду.
Назад
Он отметил, что представители ГК «Мосинжпроект» недавно поделились на VI Международном BIM-форуме опытом создания электродепо «Бирюлёвское» с помощью «цифры».
«Подход Мосинжпроекта заключается в том, что технологии информационного моделирования – это не только создание модели с массивом данных, «цифрового двойника» будущего здания или сооружения. ТИМ – это прежде всего система обмена информацией между всеми участниками проекта, и она должна опираться на надежно функционирующие программные комплексы. Поэтому переход на отечественную продукцию – важный шаг в развитии информационного моделирования на строительном рынке России», – рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект».
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Заместитель генерального директора АО «Мосинжпроект» по инжинирингу Михаил Надот добавил, что на примере электродепо «Бирюлёвское» сотрудники Группы компаний представили и разработанные в компании цифровые решения для управления проектами с помощью ТИМ.
«Неотъемлемой частью системы управления проектом с помощью информационного моделирования является цифровой корпоративный справочник строительных материалов и оборудования. Он позволяет обеспечить сквозной процесс передачи данных по нужному оборудованию из ТИМ-среды в систему закупок и минимизировать ошибки при комплектации. Также важны аналитические инструменты, и здесь сотрудники Мосинжпроекта применяют собственную методику, оценивающую наполненность информационной модели объекта техническими решениями, достаточными для выпуска проектной и рабочей документации», – уточнил Михаил Надот.
По его словам, другие неотъемлемые части ТИМ-управления – инструменты календарно-сетевого планирования, среда общих данных, в которой создается проектная и рабочая документация по объекту, и система технического документооборота, позволяющая управлять изменениями. При создании электродепо «Бирюлёвское» применяется проектное управление с применением ТИМ, состоящее из этих элементов.
Напомним, электродепо «Бирюлёвское» будет расположено на юге Москвы. Оно предназначено для отстоя, обслуживания и ремонта электропоездов перспективной Бирюлёвской линии метро.
VI Международный BIM-форум – крупнейшее отраслевое мероприятие, в котором приняли участие свыше 1000 представителей рынка цифрового строительства из 56 городов России и стран СНГ: проектировщиков, застройщиков, представителей инжиниринговых и IT-компаний.
В 2023 году ГК «Мосинжпроект» отмечает 65-летие. При проектировании и строительстве в компании активно применяются цифровые инновации, современные программные комплексы и передовое строительное оборудование.
Ряд собственных цифровых решений уже внедрены и активно применяются по всем направлениям деятельности компании. С использованием цифровых технологий создан ряд станций Большой кольцевой линии метро, Дворец Гимнастики Ирины Винер-Усмановой, проведена реконструкция Большой спортивной арены «Лужники».
Методика компенсации выбросов газов применяется в метро