Общая строительная готовность Большой кольцевой линии (БКЛ) метро составляет 60%, сообщил генеральный директор АО «Мосинжпроект» (управляющая компания по строительству новых линий и станций московского метро) Юрий Кравцов.
«В этом году на БКЛ полностью будут готовы три станции. На западном участке завершим строительство станций «Улица Народного Ополчения» и «Карамышевская», на северо-восточном – «Электрозаводской», – рассказал Юрий Кравцов в интервью.
По его словам, монолитные конструкции станции «Карамышевская» выполнены в полном объеме, смонтированы эскалаторы, ведется монтаж инженерных систем, установка лифтового оборудования, архитектурно-отделочные работы.
«Готово «сердце» станции «Карамышевская» – тягово-понизительная подстанция (ТПП). В скором времени ожидаем подачу напряжения», – отметил Кравцов.
Основные конструкции станционного комплекса «Улица Народного Ополчения» выполнены на 85%, ведется архитектурная отделка и монтаж инженерных систем.
«Монолитные конструкции станций второго этапа западного участка БКЛ – «Мнёвники» и «Кунцевская» – готовы более чем на 70%», – подчеркнул генеральный директор «Мосинжпроекта».
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Юрий Кравцов напомнил, что на северо-восточном участке БКЛ две станции – «Лефортово» и «Авиамоторная» – были открыты весной. На станции «Электрозаводская» высокими темпами ведутся монтаж инженерных систем и отделка пассажирской зоны камнем, начался монтаж художественного панно на путевой стене станции.
Основные монолитные конструкции станции «Сокольники», которая также является частью северо-восточного участка Большого кольца метро, выполнены почти на 60%.
На глубоких станциях этого участка – «Рижская» и «Марьина роща» – активно ведется проходка средних станционных тоннелей горным способом, начаты работы по переборке обделки правых перегонных тоннелей в зоне станционных комплексов.
«На станции «Текстильщики» восточного участка Большого кольца метро полностью готовы основные конструкции станции, на станции «Нагатинский Затон» завершены земляные работы, на станциях «Печатники» и «Кленовый бульвар» ведутся монолитные работы», – уточнил генеральный директор «Мосинжпроекта».
Общая строительная готовность южного участка нового кольца московской подземки составляет более 50%. «На «Зюзино» уже смонтированы эскалаторы и завершен монтаж ТПП», – подчеркнул Кравцов.
По его словам, на участке также активно ведется реконструкция станции «Каховская», началось строительство пересадки на станцию «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии метро.
На юго-западном участке основные конструкции станций «Проспект Вернадского», «Мичуринский Проспект», «Аминьевское шоссе» и «Давыдково» выполнены более чем на 70%, активно ведутся архитектурно-отделочные работы и монтаж инженерных систем.
«Реализация самого масштабного проекта столичного метростроения – Большой кольцевой линии – ведется в графике. Вместе с тем перед нами стоит задача на перспективу – не только не снижать темпа и объемов работ, но и ускориться», – заключил Кравцов.
Строительство Большой кольцевой линии метро
На БКЛ построен один из самых длинных тоннелей