Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

«Важно добиться, чтобы наша работа не создавала неудобств горожанам»

Строительная отрасль России, как и другие сферы жизни в этом году, ощутила на себе острое влияние пандемии коронавируса. Вместе с тем задачи по градостроительному развитию российской столицы инжиниринговым холдингом «Мосинжпроект» успешно выполняются. Об этом и о многом другом в преддверии Дня города рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

- Юрий Николаевич, расскажите, как «Мосинжпроект» пережил период пандемии и связанные с ней ограничения в строительной сфере?

- Безусловно, это очень непростой период для всех людей, и уж тем более для такого сложного процесса, как строительство. Но благодаря тому, что в «Мосинжпроекте» были оперативно введены все необходимые меры санитарной безопасности, по подавляющему большинству проектов и направлений работа не останавливалась. Нам удалось удержать уровень заболеваемости на стройках в пределах общегородских показателей.

- Меры безопасности, введенные весной, соблюдаются и сейчас?

- Да, конечно. Работает система мониторинга, на строительных площадках и в офисах используются перчатки, маски, санитайзеры, проводится дезинфекция помещений. Эти меры безопасности никто не отменял, и руководители на местах контролируют их соблюдение.

Здоровьем и безопасностью людей нельзя пренебрегать. Четкая организация рабочего процесса и, как следствие, обеспечение безопасности – это важнейшая задача каждого руководителя и основа успеха всего предприятия. Если работник защищен и мотивирован, то может более эффективно выполнять стоящие перед ним задачи.

- С какими итогами подошел «Мосинжпроект» ко Дню города? Как Вы оцениваете работу в первом полугодии?

- Несмотря на пандемию коронавируса и связанные с этим ограничения, плановые показатели удалось не просто выполнить, но и перевыполнить – полугодовой план в абсолютных величинах выполнен на 106%. Что касается плановых показателей на год, то ни снижать, ни пересматривать требования к себе мы не будем.

Но, к сожалению, не все зависит от нас: имеются временные, в настоящий момент пока непреодолимые препятствия. Например, второй этап электродепо «Братеево» готов на 99,9%, но мы не можем его сдать, потому что в составе объекта предусмотрено импортное технологическое оборудование, пусконаладку которого должны осуществить специалисты поставщика. А так как из-за коронавируса границы большинства стран закрыты, мы вынуждены ждать снятия ограничений. При этом отмечу, что этот объект строительства уникален – на территории площадью в 19 га совмещена производственная инфраструктура и депо. Заводская часть предусматривает выполнение капитального ремонта с максимальной нагрузкой до 850 вагонов ежегодно. Объекта аналогичной производительности и принятых технологий ни в России, ни за рубежом еще не строили. Схемы технологических потоков заводской части депо обеспечивают возможность выполнения ремонтных работ с минимальными (трудовыми, временными) затратами на перемещение ремонтируемых вагонов. Комплекс включает в себя 5047 единиц технологического оборудования как российского, так и зарубежного производства.

Кроме того, во второй половине августа сдали в эксплуатацию второй этап электродепо «Руднево» для обслуживания Некрасовской линии метро, которую мы полностью запустили в марте этого года. Основное назначение второй очереди депо – проведение диагностики состояния подвижного состава, работающего на линии, проверка работоспособности основных узлов, системы кондиционирования, проведение планового и внепланового ремонта.

К концу года завершим реконструкцию депо «Сокол» – важного объекта для работы Замоскворецкой линии московского метрополитена. Реконструкция электродепо «Сокол» непростая – строительно-монтажные работы производятся на территории действующего предприятия в стесненных условиях. На сегодняшний день завершено строительство новой котельной, в стадии завершения компрессорная станция, ведутся работы на тягово-понизительной подстанции, ОРК-1, АБК, начаты строительно-монтажные работы по устройству верхнего строения пути. Площадь реконструируемой части составляет 17 га.

Кстати, недавно начали проходку первого тоннеля соединительной ветки между Большой кольцевой линией (БКЛ) метро и депо «Замоскворецкое», которое после завершения реконструкции депо «Сокол» будет полностью переведено на обслуживание поездов БКЛ, до этого времени из электродепо «Замоскворецкое» по новой соединительной ветке будет осуществляться подача подвижных составов для обслуживания Большой кольцевой линии, а по существующей – на обслуживание Замоскворецкой линии московского метрополитена.

На другом знаковом для нашей компании объекте – Национальном космическом центре, который реализуется для Госкорпорации «Роскосмос» по поручению Президента РФ В.В. Путина на территории Центра имени Хруничева, – также не прекращались активные работы, несмотря на мобилизацию значительного количества ресурсов на строительство инфекционного центра в Новой Москве. За период с начала года по сегодняшний день был полностью снят техногенный грунт в объеме 97458 кубометров, выполнена разработка котлована будущего комплекса зданий, а также завершено основание под низкоэтажную часть в виде забивки свай от 6 до 12 метров в количестве 6742 штук, выполнено устройство буронабивных свай диаметром 1,5 м в количестве 163 штук под строительство высотного здания. На сегодняшний день строительство находится в активной фазе – в завершающей стадии находятся работы по монолиту цокольной части зданий, также строители приступили к устройству монолитных конструкций вышележащих этажей.

- А что касается тоннелепроходческих работ метро? Удалось сохранить прежние темпы?

- Работы по проходке метротоннелей велись непрерывно в период карантина, показатели по сравнению с прошлым годом в этом же периоде не ухудшились.

Напомню, что весной текущего года (18 марта, до ввода ограничительных мер) «Мосинжпроект» установил мировой рекорд по самому большому количеству тоннелепроходческих комплексов (ТПМК), работающих одновременно на одном проекте – в рамках Программы развития московского метрополитена. На тот момент на строительстве столичной подземки было задействовано 23 ТПМК.

Кроме того, во время карантина в рекордный, можно сказать, срок, всего за 35 дней, смонтировали и запустили в проходку четвертый щит-гигант – 10-метровую «Победу» китайского производства. Срок монтажа был ускорен с учетом опыта сборки таких щитов, который был получен специалистами «Мосинжпроекта» при строительстве Некрасовской линии метро. Щит «Победа» стартовал в начале мая от «Кленового бульвара» до переходной камеры у станции «Каширская».

На сегодняшний день выполнено уже 68% от годового плана объемов по проходке – это более 27 км тоннелей. К концу года проходку завершат 15 тоннелепроходческих комплексов, 11 из которых работают сейчас на БКЛ. Отмечу, что на сегодняшний день на Большой кольцевой линии уже пройдено 87,5% всех тоннелей, а полностью завершить проходку на БКЛ планируем весной 2021 года. Вместе с тем перед нами стоит задача на перспективу – не только не снижать темпа и объемов работ, но и ускориться. Это касается, в первую очередь, строительства Большой кольцевой линии метро, общая строительная готовность которой на сегодняшний день составляет 60%.

- Насколько это реально?

- Ускорить сами строительные процессы мы можем, однако, нужны скоординированные усилия всех городских служб, поскольку инженерно-технические решения составляют всего 20-25% от общего количества задач, остальное – в административно-организационной плоскости. Поэтому, да, мы видим возможности для досрочного завершения основных работ – но для этого необходимо решить целый комплекс задач. Необходимо просчитать несколько подробных сценариев развития событий и планов действий на каждый из них. Причем все это с учетом трудовых ресурсов, материально-технической базы, возможных резервов, логистики и десятка других показателей.

- Юрий Николаевич, в «Мосинжпроекте» идет активное обсуждение новых подходов к организации строительства – поясните, в чем они заключаются?

- Нам важно добиться, чтобы наша работа не создавала неудобств горожанам, чтобы процесс строительства не оказывал негативного влияния на жизнь города. Такой подход включает в себя минимизацию шумов и негативного влияния на окружающую среду, отсутствие заторов на дорогах из-за нашей техники и многое другое. Например, процесс забивания свай доставляет неудобства жителям домов, расположенных рядом со стройкой. Но и сваи для строительства нужны; какой же выход? А он есть – это использование технологии вибропогружения. Конечно, этот метод дороже, но если мы заранее посчитаем суммы штрафов, которые заплатим за шум, издержки от простоев на площадке и учтем испорченные отношения с жителями, то становится очевидно – лучше сейчас заплатить и работать спокойно.

К сожалению, пока такие подходы не стали нормой. По организации работы персонала, охране труда, технике безопасности, методам строительства, организации складской логистики, по культуре производства мы пока что отстаем от лучших мировых образцов. Причем отстаем на всех уровнях – от стадии проектирования до строительной площадки. Сейчас стоит задача этот разрыв исключить, а это возможно только с изменением подхода к своей работе каждого сотрудника, с ростом качества компетенций и ответственности, с учетом совокупности практических управленческих решений и выбора организации технического исполнения. Нужно перестроиться и активнее проводить работу по созданию безопасных условий труда на производстве, обеспечить четкое планирование всех видов работ, прогнозировать последствия своих действий, и мы выйдем на совсем иной, качественно более высокий уровень. Мы в самом начале пути, но я уверен, что у нас все получится.

- Ко Дню строителя были подведены итоги ежегодного общегородского конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства». Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой в Лужниках, генеральным проектировщиком и техническим заказчиком которого выступило АО «Мосинжпроект», признан «Проектом года». Что испытываете?

- Гордость, конечно! И по моему мнению, Дворец гимнастики назван лучшим из лучших абсолютно заслужено. Это очень красивое, уникальное сооружение. Спорткомплекс спроектирован с применением BIM-технологий, оснащен по последнему слову техники для проведения соревнований мирового уровня. А благодаря кровле, выполненной в виде развевающейся гимнастической ленты, здание уже стало новым узнаваемым символом спортивной Москвы.

Кроме Дворца гимнастики, победителями конкурса среди реализованных в 2019 году объектов по решению городской конкурсной комиссии стали еще два не менее значимых объекта компании – Карамышевский мост в составе Северо-Западной хорды и электродепо «Руднево». В номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов улично-дорожной сети» и «Лучший реализованный проект строительства объектов метрополитена и железнодорожного транспорта» соответственно.

- За десять лет работы «Мосинжпроект» внес колоссальный вклад в развитие Москвы, построил десятки новых станций и километров метро, «Лужники», «Зарядье»... Что бы Вы пожелали москвичам накануне Дня города?

Москвичам, конечно, хочу пожелать здоровья, процветания и позитивного взгляда на будущее, чтобы никакие глобальные кризисы не могли остановить жизнь в нашем прекрасном городе, а компания «Мосинжпроект», в свою очередь, продолжит воплощать в жизнь проекты, которые сделают жизнь горожан более комфортной.