Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

Тоннелем больше: щит «София» финишировал на станции БКЛ метро «Рижская»

Темы в материале

Правый перегонный тоннель между станциями «Сокольники» и «Рижская» на северо-восточном участке Большой кольцевой линии (БКЛ) метро готов. Рассказываем и показываем, как финишировал щит «София».

 

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев отметил, что проходка тоннеля длиной 2,25 км велась при помощи шестиметрового тоннелепроходческого комплекса на глубине от 25 до 45 метров.

 

Цитата
«Финиш щита «София» состоялся в уникальной круглой монтажно-щитовой камере глубиной 45 метров, расположенной вблизи Рижской эстакады Третьего транспортного кольца перед станцией метро «Рижская»», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

На заключительном участке трасса тоннеля проходила под разветвленной инфраструктурой Ярославского направления Московской железной дороги (МЖД). Проходку вели в глинистой почве и обводненных известняках разной прочности.

 

 

Во время проходки на железнодорожные пути были установлены страховочные пакеты. Специалисты осуществляли геодезический мониторинг за объектами ж/д инфраструктуры.


 

Цитата
«В связи с размерами монтажно-щитовой камеры, имеющей ограниченный диаметр – 31,5 метра при стандарте в 60 метров, по технологии производства работ проходка соседнего левого тоннеля на участке завершится осенью, после того как будет построен левый тоннель от круглой монтажно-щитовой камеры до станции «Савёловская»», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»

В начале июня на северо-восточном участке завершилась проходка правого тоннеля между станциями «Рижская» и «Савёловская».

 

Параллельно продолжается строительство двух станций БКЛ – «Сокольников», где ведется устройство монолитных конструкций платформы, первого и второго вестибюлей, и «Рижской» – там идет проходка горным способом подходных выработок и сооружение основных конструкций станции.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

БКЛ «Рижская» – будет пилонной станцией метро глубокого заложения с тремя сводами и островной платформой. Выходы со станции ведут на Рижскую площадь и к Рижскому вокзалу.

 

 

Станция строится на глубине более 60 метров. Сейчас идет разработка грунта, сооружается наклонный тоннель для эскалатора.

Станция метро «Сокольники» строится в районе главного входа в одноименный парк – на Сокольнической площади, между улицами Русаковская и Сокольнический Вал. Это колонная станция неглубокого заложения – 34 метра. Для пассажиров ее планируется открыть в 2021 году.

Напомним, строительство северо-восточного участка БКЛ является одним из самых сложных ввиду непростых гидрогеологических условий. Здесь возводятся станции как мелкого, так и глубокого заложения, с которых можно будет сделать пересадку на Люблинско-Дмитровскую, Калужско-Рижскую, Сокольническую, Арбатско-Покровскую и Калининско-Солнцевскую ветки метро.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Большая кольцевая линия метро
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

На БКЛ запущены 9 станций метро

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2023 году.

 

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

Строительство участка БКЛ метро от «Нижегородской» до «Савёловской» началось в 2015 году. Его длина составляет 14 км. На нем расположатся семь станций:


Также построят соединительную ветку в депо «Нижегородское».
 

Готов тоннель между метро «Сокольники» и «Рижская» БКЛ

 

Станция БКЛ «Рижская» войдет в состав крупного ТПУ

 

На БКЛ метро построен один из самых длинных тоннелей

Елизавета Бондаренко