О проектах развития транспортной системы, реализованных в столице за последние годы, мэр Москвы Сергей Собянин рассказал в рамках просветительского марафона «Знание. Первые», передает портал mos.ru.
Большие города требуют глобальных решений. Особенно это касается вопроса развития транспортной инфраструктуры.
В Москве и Подмосковье сегодня живут 22 млн человек, а за последние годы на дорогах дополнительно появилось еще 5 млн машин. Для того чтобы не произошло транспортного коллапса, город реализует сразу несколько крупнейших проектов. В их числе – строительство дорог и реконструкция устаревших развязок, модернизация наземного пассажирского транспорта, развитие метро, Московского центрального кольца, Московских центральных диаметров.
Реконструкция клеверных развязок на МКАД
Развязки клеверного типа строились на МКАД в 1990-х годах, когда поток транспорта на кольцевой автодороге был небольшой. В 2000-х количество машин в городе выросло в разы и «клеверные листы» перестали справляться с нагрузкой. Такие развязки имеют свойство самозапираться: когда блокируется один въезд, практически сразу же встают остальные.
В 2011 году был дан старт масштабной реконструкции развязок на МКАД. На место нерезультативных «клеверов» пришли многоуровневые развязки с направленными съездами – эстакадами и тоннелями. Они эффективнее справляются с плотным трафиком, не допуская пересечения транспортных потоков. После реконструкции пропускная способность развязки увеличивается до 30%.


Назад
С 2012 года в столице реконструировали и построили 22 развязки клеверного типа общей протяженностью более 180 км дорог:

Назад
После модернизации 22-й – на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе –масштабный проект по реконструкции развязок завершился.

Назад
Также реконструировали участки МКАД – построили переходно-скоростные полосы, боковые проезды и развязки на пересечении с магистральными улицами и улицами районного значения.
Кроме того, была проведена работа по закрытию несанкционированных съездов на МКАД.
Назад
«В ближайшие годы будет построено еще 30 новых станций метро и 90% москвичей будет жить рядом со станциями метрополитена. Мало построить – надо обеспечить хорошим транспортом, что мы и сделали, создав, по сути дела, образцы метровагонов, одни из самых лучших в мире», – сказал Сергей Собянин.
Вместе со столицей развивается и Московская область. Для жителей Подмосковья, которые ежедневно ездят в столицу, используя пригородное сообщение, на базе существующих железных дорог было создано и запущено новое наземное метро.
«Когда обычная пригородная электричка, по сути дела, по своему комфорту, скорости, по стоимости передвижения, по интеграции в существующие транспортные системы превращается в самое настоящее метро. Первый такой проект – Московское центральное кольцо, которое сегодня перевозит полмиллиона человек каждый день. Сегодня трудно представить Москву без МЦК», – отметил Собянин.
Московское центральное кольцо
Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.
Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.
Жители и гости столицы совершили 1 млрд поездок по Московскому центральному кольцу за семь лет.
На метро и МЦК в 2023 году совершено более 2,2 млрд поездок.
Назад
Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.
Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.

Назад
Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.

Назад
По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.

Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.
В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.

От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.
В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».
Назад
Проезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка») и банковских карт с бесконтактной оплатой.
В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
- МЦК - метро;
- Метро - МЦК;
- метро - МЦК - метро;
- МЦК - МЦД;
- МЦД - МЦК.

Назад
МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.
Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.

Назад
Следующий проект – это Московские центральные диаметры (МЦД). Изначально все линии были тупиковыми и прерывались в центре города. Для людей, приезжающих из Московской области и других регионов, это был очень неудобный маршрут.
«Чтобы понять масштаб: один такой диаметр строится в Лондоне, он назван крупнейшим транспортным проектом Европы – его строят 15 лет, он до сих пор не построен. Мы построили два диаметра и в этом году запустим еще два», – добавил мэр.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
В городе также были реконструированы трамвайные пути, появились новые трамваи. Они являются одними из самых лучших в мире с точки зрения соотношения цены и качества.
«Мы на этом не остановились и создали наш российский электробус. Никто не верил, что это возможно», – сказал глава города.
Сегодня по дорогам столицы ездит уже 1000 электробусов. А через несколько лет автобусы на дизельном топливе полностью уйдут с улиц столицы.
«Москва – номер один по электробусам в мире», – подчеркнул Собянин.
Один из крупнейших проектов в области транспортной инфраструктуры – это скоростные диаметры.
«Мы попробовали решить транспортную проблему, создав в Москве систему скоростных диаметров, хорд, которые сегодня уже практически все построены. Осталась Юго-Восточная хорда, которая будет запущена уже в этом году. Это гигантские сооружения, которые в основном на эстакадах, развязках и так далее», – рассказал мэр Москвы.
Система хорд на 20% снижает количество дорожных пробок и улучшает транспортную ситуацию в столицы. А еще она на 20% улучшает экологическую ситуацию в городе.
«Москва – номер один с точки зрения улучшения ситуации с транспортом. Мало кто в мире смог это сделать», – подчеркнул Собянин.
Строительство дорог в Москве
Развитие метрополитена