Формирование технологической части транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Нагатинский Затон» продолжается, стартовал очередной этап проекта – реконструкция улично-дорожной сети, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Станция Большого кольца метро «Нагатинский Затон» построена на полуострове, в живописном, но прежде изолированном для транспортного обслуживания месте. Формирование ТПУ на площади более 10 гектаров, включающее благоустройство набережных, преследует две цели – улучшить транспортную доступность района Нагатинский Затон и создать на юге Москвы новое общественное пространство», – сказал Андрей Бочкарёв.
Заммэра уточнил, что первым этапом формирования ТПУ стал ввод в эксплуатацию станции БКЛ и благоустройство 1,9 гектара прилегающей к ней территории.
«Новый этап создания транспортного узла – начавшаяся реконструкция улично-дорожной сети общей длиной 730 метров, включающей участок Коломенской улицы с круговым перекрестком и внутриквартальными проездами. На очереди – сооружение отстойно-разворотной площадки для электробусов площадью 7 тыс. кв. метров со зданием конечной станции», – пояснил Бочкарёв.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (компания – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства линий и станций столичного метро) Юрий Кравцов добавил, что проектная документация по площадке и автобусной станции сейчас проходит государственную экспертизу.
«Также ожидает утверждения документация по проекту благоустройства парковой территории и набережной Нагатинского затона. Вдоль берегов планируется организовать пешеходный, беговой и велосипедный прогулочные маршруты, разделенные буферной зоной. Предусмотрено создание смотровых площадок, оборудованных скамьями-амфитеатрами и шезлонгами на подвесах. В рамках благоустройства зеленых зон будут высажены деревья, кустарники и цветники», – заявил Юрий Кравцов.
Глава компании напомнил, что станция «Нагатинский Затон» была открыта 1 марта этого года в рамках запуска движения по всей Большой кольцевой линии метро. В ходе голосования на портале «Активный гражданин» москвичи включили «Нагатинский Затон» в тройку самых красивых новых станций БКЛ.
Создание Большой кольцевой линии стало главным проектом отечественного метростроения. Ее длина составляет более 70 км, здесь расположена 31 станция.
В 2023 году АО «Мосинжпроект» отмечает 65-летие. С 2011 года с участием компании в Москве введено свыше 152 км линий и 70 станций метро, построено и реконструировано 11 электродепо.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Все о строительстве метро в Москве