Открытые в течение 2020 года новые участки Некрасовской и Большой кольцевой (БКЛ) линий метро, а также транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Нижегородская» признаны лучшими реализованными проектами столицы, сообщил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» – оператор Программы развития московского метрополитена и участник реализации программы создания сети транспортно-пересадочных узлов Москвы.
«За последние годы «Мосинжпроект» внес значимый вклад в градостроительное развитие российской столицы, а выполненные им объекты удостаивались призов и наград отечественных и международных отраслевых конкурсов. Сегодня в копилку наших достижений добавились новые победы: три объекта холдинга удостоены наград конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» по итогам 2020 года», – сказал Юрий Кравцов.
По его словам, в номинации «Строительство объектов метрополитена и железнодорожного транспорта» участок БКЛ от «Авиамоторной» до «Электрозаводской» с тремя станциями стал лучшим по оценке городской конкурсной комиссии, а участок Некрасовской ветки от «Нижегородской» до «Юго-Восточной» с четырьмя станциями победил по результатам открытого общегородского народного голосования.
Номинация «Строительство объектов метрополитена и железнодорожного транспорта»
| Главный приз |
Открытое общественное голосование |
|
Большая кольцевая линия. Участок с тремя станциями: «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская»
ЦАО, р-н Басманный; ВАО, р-н Перово; ЮВАО, р-н Лефортово
|
Некрасовская линия. Участок с четырьмя станциями: «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская»
ЮВАО, р-ны Выхино-Жулебино, Лефортово, Нижегородский, Рязанский
|
 |
 |
«Некрасовская линия – новая в столичной подземке за долгое время, здесь в ходе работ были успешно испытаны и применены современные технологии метростроительства, например, проходка двупутных тоннелей 10-метровыми щитами-гигантами, которые затем использовались на других строящихся участках метро», – пояснил руководитель холдинга.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Он напомнил, что в рамках более чем шестикилометрового участка БКЛ в течение 2020 года были открыты три станции, «Авиамоторная», «Лефортово» и «Электрозаводская», которые пока действуют в составе Некрасовской линии, а позже будет функционировать как часть Большого кольца – после того, как оно замкнется в 2022 году.
Сегодня БКЛ является мегапроектом московского метростроения и одним из главных инфраструктурных проектов холдинга. Всего на новом кольце подземки будет действовать 31 станция.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
«На пересадочной между обеими линиями станции «Нижегородская» мы сформировали мощный ТПУ, включающий также одноименную платформу Московского центрального кольца, маршруты городского наземного транспорта и пригородных электричек. Он стал не только самым крупным в столице, но и одним из наиболее интересных с архитектурной точки зрения городских объектов. Этот транспортно-пересадочный узел удостоен специального приза конкурса за вклад в развитие современной транспортной системы города в номинации «Строительство многофункциональных комплексов и торговых центров», – добавил Кравцов.
Проект для награждения специальным призом:
ТПУ «Нижегородская», ЮВАО, Рязанский пр-т, д. 1, стр. 1

Награждение победителей конкурса состоялось в столичной мэрии. Помимо Юрия Кравцова, участие в церемонии приняли заместитель генерального директора по операционной деятельности АО «Мосинжпроект» Максим Шмаль и исполнительный директор – руководитель дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк.
«За семь лет участия в конкурсе, с 2014 года, холдинг получил уже 24 награды в разных номинациях – это свидетельство значимости нашей работы для москвичей и качественного выполнения задач, поставленных столичными властями», – подчеркнул глава «Мосинжпроекта».
Напомним, мэр Москвы Сергей Собянин накануне Дня строителя вручил награды победителям ежегодного конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства».
«Москва, являясь крупнейшим мегаполисом Европы, еще и быстрее всех других городов строится и развивается. Это невозможно было бы сделать, если бы не было в столице таких профессиональных, ответственных строителей, обладающих мировыми компетенциями, азартом, динамизмом и желанием сделать наш город одним из лучших городов мира», – заявил Сергей Собянин.
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв отметил значимость ежегодного конкурса для градостроительного развития столицы.
«Конкурс «Лучший реализованный проект в области строительства» проводится уже более 20 лет и помогает выявить и закрепить лучшие строительные проекты и практики, способствующие формированию комфортной городской среды и улучшению качества жизни москвичей. В этом году конкурсной комиссией и открытым общегородским голосованием определены 24 проекта-победителя в области развития транспортной, жилой и социальной инфраструктуры. Поздравляю конкурсантов, а также всех участников отрасли с Днем строителя, желаю успехов в реализации проектов и новых побед», – сказал Андрей Бочкарёв.
Конкурс «Лучший реализованный проект в области строительства» проводится в Москве с 2000 года Комплексом градостроительной политики и строительства столицы, Департаментом градостроительной политики Москвы, Москомархитектурой и Ассоциацией инвесторов столицы.
На нем выбираются лучшие проекты в различных номинациях, введенные в Москве по итогам предыдущего года. Конкурс призван поощрить создателей лучших зданий и сооружений, а также привлечь внимание общественности и специалистов к использованию современных технологий в строительстве.
Победители конкурса на лучший реализованный проект