timelapse

Победители конкурса на концепцию Московской агломерации презентовали свои проекты в "Манеже"

Темы в материале

Французское проектное бюро Antoine Grumbach et Associes и американская архитектурная мастерская Urban design associates, признанные победителями международного конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации, презентовали свои концепции 11 декабря в Центральном выставочном зале «Манеж» в рамках фестиваля «Зодчество-2012».

Одна из основных идей французского проекта заключается в повышении качества жизни в городе - «радость жизни», или «joy life», как они сами ее называют. Это соблюдение высоких стандартов городской среды, креативность подхода к использованию территорий промышленных зон, создание нового имиджа Москвы.

Французы из раза в раз повторяли в своем выступлении, что в работе над будущим проектом они искали изюминку Москвы, ее особенность или ДНК города, то, что отличало бы российскую столицу от других мегаполисов мира. Такой изюминкой стал традиционный московский квартал, где много зелени, а также водные ресурсы столицы. «Город в лесу/лес в городе» - один из принципов концепции команды Antoine Grumbach et Associes, развивать новые территории французы хотели бы не теряя московской идентичности, то есть ее природной составляющей. В этой же связи предлагается реорганизовать большинство территорий вдоль Москвы-реки, используя реку как ось экологического развития города. Здесь, вдоль набережных, по мнению архитекторов, можно обустроить парки, которые спускаются прямо к воде.

В центральной части Москвы предлагается увеличить связанность основных центров активности с помощью создания ветки скоростного метро, так называемой «новой московской линии», которая соединит три вокзала - Кремль - Зарядье - район метро «Киевская» - район метро «Университет» - район метро «Калужская» - ворота «новой Москвы». Ворота должны быть расположены в районе пересечения МКАД с Калужским шоссе. Тут предлагается с помощью монументальных зданий и форм обозначить точку, которая станет своеобразным скрепляющим звеном между новой и старой Москвой.

На присоединенных территориях планируется сформировать целый комплекс новых градостроительных центров вдоль Калужского шоссе. Одним из первых таких центров может стать Коммунарка, где предлагается разместить федеральный или любой крупный деловой комплекс, включая комплексную жилую застройку и социальную инфраструктуру. По расчетам французов, здесь может быть построено порядка 3 млн кв. метров недвижимости. Следующим центром станет Десна, затем Троицк - Красная Пахра (здесь возможно создавать научно-исследовательские центры), потом Чириково, где, по проекту команды, нужен крупный транспортный центр логистики, и, наконец, Рыжово, в котором может расположиться своеобразный город-курорт.

Архитекторы планируют, что эти центры будут связаны все той же «новой московской линией», которая тянется из столицы от площади трех вокзалов, и расстояние между ними не превысит 6 км. Предполагается также соединить четыре аэропорта (Внуково, Шереметьево, Остафьево, Домодедово) кольцевой дорогой протяженностью 110 км, по которой будет перемещаться скоростной поезд. Добраться от Домодедово до Шереметьево можно будет за 30 минут, поскольку скорость поезда достигнет 160 км/ч. Кроме того, для полноценной транспортной сетки предлагается ввести дополнительные трамвайные линии, развивать монорельсовый городской транспорт, пустить скоростные автобусы, построить линии легкого экспресс-метро.

Концепция второй команды - URBAN DESIGN ASSOCIATES - названа лучшим проектом по формированию административно-делового центра. U.D.A. предложила создать компактный новый город в Коммунарке, используя радиальную схему транспорта и создание системы каналов.

Проект команды предусматривает объединение в одном городе нескольких центров, каждый из которых связан с соседними в пределах пешеходной доступности. В первую очередь речь идет о правительственном центре: башни правительственных зданий должны стать доминантой и самого центра, и всего города, структуру которого должны образовывать блоки 8 - 10-этажных зданий.

В финансовом центре застройка также предусмотрена не выше 8 - 10 этажей. Здесь также запланированы большие общественные пространства (по аналогии с Бульварным кольцом «старой» Москвы) и крупная подземная железнодорожная станция, соединенная с линиями метро.

Еще один центр будущего города - университетский. Значительная его часть отводится под территорию для пеших прогулок.

В целом каркасом нового города предложено сделать именно сеть природных каналов и озер, которые предполагается очистить, расширить и соединить, создав при необходимости новые. Калужское шоссе, которое пройдет по городу, предложено превратить в просторный бульвар, а остальные дороги сделать мультимодальными, с широкими тротуарами и велодорожками.

В зонах жилой застройки американцы предусмотрели самые различные типы: от коттеджей на 1 - 2 семьи и таунхаусов до мало- и среднеэтажных домов. При этом все социальные объекты (детсады, школы, сервисные предприятия, магазины и т.д.) должны, по мнению американцев, находиться в радиусе 400 - 500 метров.

Что касается «старой» Москвы, предложения команды касались развития «темных областей» - это территории промышленных зон, места, прилегающие к железнодорожным путям, и т.д. Кроме того, отдельное внимание уделено регенерации территорий вдоль Москвы-реки (этот потенциал был оценен как «колоссальный») и обустройству дворов в зонах жилой застройки.

Также команда предложила создать транспортный коридор от Павелецкого вокзала до площади трех вокзалов с созданием крупной станции на месте бывшей гостиницы «Россия» (тут, согласно проекту, предполагается соединение линий метро, в том числе «легкого», и железной дороги).

Напомним, власти Москвы объявили конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации в начале 2012 года. В конце февраля экспертная группа выбрала десять авторских коллективов, которые занялись разработкой проекта «новой Москвы». Впоследствии число участников сократилось до девяти.

5 сентября международное жюри подвело итоги конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации. Согласно решению экспертов, победителем сразу в двух номинациях - развитие Московской агломерации и «Большой Москвы» - стала французская архитектурная мастерская Antoine Grumbach et Associes, а лучшим проектом по формированию административно-делового центра названа идея урбанистов из США - команды Urban design associates.

Алена Черяпкина, собственный корреспондент