Президент России Владимир Путин 7 февраля провел рабочую встречу с мэром Москвы Сергеем Собяниным, передает портал mos.ru.
Они обсудили вопросы экономики, промышленности, здравоохранения и развития транспортной инфраструктуры столицы.
По словам Сергея Собянина, за последние годы Москва реализовала ряд масштабных проектов и стала одним из лидирующих мировых мегаполисов. Даже введенные санкции не стали для этого препятствием.
В области экономики российская столица вышла на третье место по валовому продукту с учетом паритета покупательной способности среди городов мира.
«Мы нарастили в два раза объем инвестиций за пять лет, на 40% увеличился объем обрабатывающей промышленности даже без учета Московского НПЗ, а с учетом ввода новых мощностей Московского НПЗ объем обрабатывающих отраслей увеличится в два раза в столице», – сказал Сергей Собянин.
Столица реализует ряд проектов, которые станут драйверами развития экономики в ближайшие годы. В частности, в индустриальном парке «Руднёво» создано 120 тыс. кв. метров промышленных площадей. Ядром этого промкомплекса станет производство беспилотных летательных аппаратов.
Кроме того, там размещаются и федеральные предприятия, такие как АО «Алмаз-Антей», которые выполняют стратегические задачи. В ближайшие годы мощности индустриального парка будут увеличены в три раза.
Еще одним важное направление для страны и города – развитие фармацевтики. Так, в Зеленограде разворачивается кластер по производству лекарственных препаратов, в первую очередь жизненно важных.
В конце ноября 2022 года столица возобновила выпуск автомобиля «Москвич» и планирует создать отечественную платформу электромобилей и начать выпускать собственные автомобили с большинством комплектующих, произведенных в России.
«По каждому из этих направлений проделана большая работа, и каждое из них является чрезвычайно важным. Помню, как еще несколько лет назад, не так давно, большие сомнения были по поводу того, сможет ли Москва обеспечить нормальное движение, нормальный трафик внутри города, внутри городских площадей. Да, конечно, при таком огромном количестве населения и при такой плотности это непростая задача, но в целом в Москве это удается лучше, чем во многих других мегаполисах мира. Также активно развивается система здравоохранения, образования, городская среда в целом. Так что и вас, и всю вашу команду хочу за это поблагодарить. Надеюсь, что в таком темпе и с таким качеством работа будет продолжена и в ближайшее время», – отметил Владимир Путин.
Важнейшим направлением работы для города, которое определяет развитие его экономики и комфорт для жителей, Сергей Собянин назвал развитие транспорта.
«За эти годы мы при Вашей поддержке реализовали целый ряд проектов, связанных с подземным метро, с наземным метро, дорогами», – добавил мэр Москвы.
По его словам, в ближайшие дни для пассажиров полностью откроется Большая кольцевая линия метро (БКЛ).
«Сейчас мы ее полностью закончили и в ближайшие дни, если Вы сочтете возможным, с вашим участием хотим открыть Большую кольцевую линию уже в целом, по всему кругу. Это будет, конечно, очень серьезным подспорьем для развития метро, освобождения других линий, наземного транспорта и так далее. Это крупнейшая магистраль в мире среди всех кольцевых линий метро», – заявил Собянин.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Кроме того, в этом году столица откроет два новых Московских центральных диаметра – МЦД-3 и МЦД-4. По словам мэра, линии наземного метро – крупнейший инфраструктурный проект Москвы. Похожий в течение двух десятков лет реализуют в Лондоне.
«Осенью оба МЦД – МЦД-3 и МЦД-4 – будут запущены. Один из них – это как раз вход высокоскоростной магистрали из Санкт-Петербурга, соответственно, из Зеленограда, и в сторону Казани. Напрямую проходит через весь город, через центральные вокзалы. А МЦД-4 пройдет через все вокзалы города, за исключением одного. Тоже сложнейший проект, очень важный для города», – сказал Собянин.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Еще одно направление – строительство крупнейших магистральных дорог – создание Московского скоростного диаметра (МСД). Строительство магистрали длиной 68 км завершится в 2023 году.
«Мы с Вами в прошлом году запускали Московский скоростной диаметр, первую очередь. В этом году достроим вторую очередь и Южную рокаду – тоже большой проект, 40 километров, – соединим Московский скоростной диаметр с направлением на Казань, которое сейчас строят федеральные коллеги, дальше уже федеральная дорога идет, соединяем ее. Таким образом, от Казани на Питер будет идти дорога, и здесь еще скоростная магистраль», – уточнил мэр Москвы.
По его словам, новые магистрали станут основой уличной дорожной сети в Москве.
«Труднейшие огромные проекты, потому что они идут в основном в эстакадах, вдоль железных дорог, со сносом строений каких-то бесхозных и прочих, через инженерные коммуникации, через промзоны и так далее. Тем не менее все это подходит уже к завершению, в этом году все эти проекты будут закончены», – заверил Собянин.
Также мэр доложил президенту о крупнейших проектах в области здравоохранения, реализация которых завершится в 2023 году в Москве. Работы финишируют в Московском многопрофильном клиническом центре «Коммунарка», Московском клиническом научном центре им. А.С. Логинова, инфекционной клинической больнице № 1, новом корпусе детской городской клинической больницы святого Владимира в Сокольниках и в шести флагманских центрах экстренной помощи.
Мэр добавил, что в 2023 году планируется завершить реконструкцию 124 медучреждений. По сути, на месте старых зданий создаются новые поликлиники. В этом году будет закончена реконструкция половины всего поликлинического фонда Москвы, и появится 200 новых зданий, оснащенных по самому современному стандарту, что улучшит качество амбулаторного обслуживания москвичей.
В 2022 году завершилась реконструкция 77 городских поликлиник. Масштабная программа обновления медучреждений охватила половину амбулаторного звена Москвы.
Строительство дорог
Объекты медицины