timelapse
Планета БКЛ
Все темы

Собянин: три станции салатовой ветки метро введут до конца 2023 года

Темы в материале

​Сразу три тоннелепроходческих щита (ТПМК) завершили проходку на участке Люблинско-Дмитровской линии метро, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

«Мы активно ведем строительство столичной подземки. Сегодня произошло знаменательное событие: на трех станциях салатовой ветки завершена проходка тоннелей метро», – сказал Сергей Собянин.

Он добавил, что далее будет выполнено обустройство котлованов для будущих станций «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех».

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Назад

«Надеюсь, что к концу 2023 года этот участок от «Селигерской» до «Физтеха» будет сдан и поселок Северный получит свою станцию метро», − отметил мэр.

Новый участок Люблинско-Дмитровской линии призван улучшить транспортную доступность районов Дмитровский, Восточное Дегунино, Бескудниковский и Лианозово, а также поселка Северный.

Местные жители смогут экономить до 20 минут при поездках по городу после ввода новых станций.

Мэр пояснил, что продление салатовой ветки улучшит транспортное обслуживание порядка 500 тыс. человек.

Также это позволит разгрузить автомагистрали (в первую очередь − Дмитровское шоссе) и северные участки Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой линий метро.

Напомним, самыий масштабный проект в истории метростроения в России и мире на сегодня – Большая кольцевая линия (БКЛ). Ее длина составит 70 км, в нее войдет 31 станция. Она разгрузит действующие станции внутри кольца и Кольцевую линию подземки.

Станция метро «Лианозово» готова на четверть

 

25 станций метро построят в Москве за три года

 

Все о развитии московского метро

Елизавета Бондаренко