Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Фотоленты
Все темы
Метро
Объекты образования
Спортивные сооружения
Жилье
Градостроительная политика
Объекты культуры
ТиНАО
Железные дороги
Дорожно-транспортное строительство
Транспорт
Парки и скверы
Дорожное строительство
Социальные объекты
Реновация
Объекты медицины
Долгострои
Спортивные объекты
МЦД
МЦК
Новые технологии в строительстве
Архитектурные конкурсы
Недвижимость
Дороги
Благоустройство
Конкурсы
Производство
Московские городские вокзалы
Адресная инвестиционная программа
Памятники архитектуры и истории
Выставки
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Метро
Объекты образования
Спортивные сооружения
Жилье
Градостроительная политика
Объекты культуры
ТиНАО
Железные дороги
Дорожно-транспортное строительство
Транспорт
Парки и скверы
Дорожное строительство
Социальные объекты
Реновация
Объекты медицины
Долгострои
Спортивные объекты
МЦД
МЦК
Новые технологии в строительстве
Архитектурные конкурсы
Недвижимость
Дороги
Благоустройство
Конкурсы
Производство
Московские городские вокзалы
Адресная инвестиционная программа
Памятники архитектуры и истории
Выставки

Присоединяйтесь

Творят историю: на Люблинско-Дмитровской линии метро завершили проходку тоннелей нового участка

Темы в материале:

Метро

23 нояб. 2021 г. 10:50

Одновременный финиш трех щитов на строящемся участке Люблинско-Дмитровской ветки стал беспрецедентным и уникальным событием для современного отечественного метростроения. Открыть для пассажиров северный участок салатовой линии метро планируют до конца 2023 года.

Рассказываем, как при строительстве салатовой ветки произошло исторически значимое событие для тоннелепроходчиков и пассажиров.

 

 

Строительство участка от станции «Селигерская» до «Физтеха» началось в 2019 году. Участок длиной 6,9 км проходит вдоль Дмитровского шоссе. В его составе откроется три станции:

  • «Яхромская» – у пересечения Дмитровского шоссе и улицы 800-летия Москвы;
  • «Лианозово» – на пересечении Дмитровского шоссе и МЦД-1;
  • «Физтех» – севернее бульвара Академика Ландау.

 

 

Одновременный финиш трех щитов на строящемся участке салатовой ветки стал беспрецедентным и уникальным событием для современного отечественного метростроения.

22 ноября мэр Сергей Собянин принял участие в церемонии завершения проходки тоннелей.

 

«Сегодня впервые в истории строительства московского метрополитена от «Селигерской» до «Физтеха» завершили проходку сразу три тоннелепроходческих комплекса. Работы на этом участке выполнены, и теперь усилия будут сконцентрированы на строительстве станций», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

 

Правый перегонный тоннель между станциями «Яхромская» и «Лианозово» длиной 1,8 км проложил ТПМК «Клавдия».

 

Вопрос-ответ
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • вопрос 1 Что такое ТПМК?
  • вопрос 2 Кто изобрел ТПМК?
  • вопрос 3 Внедрение ТПМК в России
  • вопрос 4 Как работает ТПМК?
  • вопрос 5 ТПМК: «шестерки» и «десятки»
  • вопрос 6 Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель. 

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести. 

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.

А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.

Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.

Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.

Назад

 

«Татьяна» и «Ирина» проделали путь от «Лианозово» до «Физтеха» длиной по 2,3 км.

 

 

 

Сейчас развернуты работы по сооружению всех трех станций.

 

«Строительная готовность участка продления Люблинско-Дмитровской ветки оценивается в 25%. Завершить работы планируется до конца 2023», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

 

На «Лианозово», куда прибыл ТПМК «Клавдия», уже готовы ограждающие конструкции котлована методом «стена в грунте» и закончены земляные работы.

 

Проект станции метро «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии

08.12.20
1/4

На «Яхромской» почти завершено устройство креплений котлована и разработка грунта, продолжаются монолитные работы по сооружению платформы и первого вестибюля. Здесь активно выполняется гидроизоляция и возводятся основные конструкции станции.

 

Проект станции метро «Яхромская» Люблинско-Дмитровской линии

08.12.20
1/9

На «Физтехе» продолжается вынос инженерных коммуникаций и устройство ограждающих конструкций котлована, ведется разработка грунта.

 

Выход двух щитов на станции метро «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии. С. Собянин, А. Бочкарёв

22.11.21
1/36

Решение о продлении Люблинско-Дмитровской линии метро в район Лианозово и поселок Северный принял мэр Москвы Сергей Собянин, а москвичи поддержали его в ходе голосования на портале «Активный гражданин». В нем приняли участие почти 200 тыс. человек, из которых свое мнение выразили более 156 тыс. респондентов. Остальные затруднились ответить, либо полагали, что решение должны принимать специалисты. Из числа давших определенный ответ ЗА проголосовало 84%.

Изначально часть линии за МКАД планировалось построить в наземном исполнении. Однако в начале 2020 года Сергей Собянин принял решение о корректировке проекта – построить перегон между станциями «Лианозово» и «Физтех» в подземном исполнении, что давало бы ряд существенных преимуществ:

  • сокращение объемов работ по переустройству и выносу инженерных коммуникаций;
  • минимизация перекрытий дорог на время строительства;
  • снижение шума и вибрационного воздействия на близстоящие жилые дома;
  • исключение влияния погодных условий на эксплуатацию линии, что обеспечит бесперебойность движения и снизит эксплуатационные затраты.

Продление Люблинско-Дмитровской линии метро до станции «Физтех» улучшит транспортное обслуживание порядка 500 тыс. человек – жителей и работающих в районах Бескудниковский, Восточное Дегунино, Дмитровский, Лианозово, Северный, а также города Долгопрудный Московской области.

Они смогут сократить время поездок по городу примерно на 20 минут, выбирать наиболее оптимальные маршруты поездок – на метро, Московских центральных диаметрах (МЦД) или наземном общественном транспорте.

 

Вопрос-ответ
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
  • вопрос 1 Что такое МЦД?
  • вопрос 2 Преимущества МЦД
  • вопрос 3 Первые диаметры
  • вопрос 4 Поезда МЦД
  • вопрос 5 Сколько стоит проезд?

Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.

 

Назад
  • поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
  • график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
  • интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
  • отсутствие дневного перерыва
  • удобные платформы и комфортные поезда

Назад

21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».

17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад

Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). 

По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Их ключевые преимущества:

  • широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
  • плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
  • «теплые» поручни;
  • системы обеззараживания воздуха;
  • предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
  • адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.

МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». 

Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.     

Назад

 

Открытие новых станций снизит нагрузку на конечные станции Серпуховско-Тимирязевской и части Калужско-Рижской линий, а также позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по Дмитровскому шоссе и местной улично-дорожной сети.

После ввода участка «Селигерская» − «Физтех» в составе Люблинско-Дмитровской линии метро будет открыто 26 станций, а ее длина составит 46,5 км − в два раза больше, чем в 2011 году.

 

Три станции салатовой ветки метро введут до конца 2023 года

 

25 станций метро построят в Москве за три года

Елизавета Бондаренко

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • Люблинско-Дмитровская линия метро
  • метро

Другие материалы по теме

25 нояб. 2021 г.
Одновременный выход трех ТПМК на стройплощадке метро: видео
Одновременный выход трех ТПМК на стройплощадке метро: видео
22 нояб. 2021 г.
Одновременный выход трех ТПМК на участке Люблинско-Дмитровской линии метро. С. Собянин, А. Бочкарёв, Ю. Кравцов
Одновременный выход трех ТПМК на участке Люблинско-Дмитровской линии метро. С. Собянин, А. Бочкарёв, Ю. Кравцов
24 нояб. 2021 г.
Как финишировали сразу три щита на салатовой ветке метро: фотолента
Как финишировали сразу три щита на салатовой ветке метро: фотолента
22 нояб. 2021 г.
Участок салатовой линии метро до поселка Северный готов на четверть
Участок салатовой линии метро до поселка Северный готов на четверть
22 нояб. 2021 г.
Тоннели салатовой линии метро строили под Дмитровским шоссе и путями МЦД-1
Тоннели салатовой линии метро строили под Дмитровским шоссе и путями МЦД-1
22 нояб. 2021 г.
Собянин: три станции салатовой ветки метро введут до конца 2023 года
Собянин: три станции салатовой ветки метро введут до конца 2023 года
22 нояб. 2021 г.
Выход двух щитов на станции метро «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии. С. Собянин, А. Бочкарёв
36 фото
Люблинско-Дмитровская линия метро
Люблинско-Дмитровская линия метро

Новости дня

Все новости
3 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: новое общественное пространство с читальней и спортивными площадками появится в Западном Дегунине
3 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: облик наземных павильонов станции метро «ЗИЛ» напомнит о прошлом завода
3 дек. 2025 г. 11:25
Стартовал прием заявок на премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства – мэр
3 дек. 2025 г. 11:00
На западе Москвы появится новый арт-объект
3 дек. 2025 г. 10:00
Внесены изменения в граддокументацию для реконструкции подстанции в Отрадном
3 дек. 2025 г. 09:20
Около двух тысяч маломобильных граждан и членов их семей получили адаптированные квартиры по программе реновации
3 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Можайском районе реорганизуют четыре участка по проекту КРТ
3 дек. 2025 г. 09:00
В Нижегородском районе началось строительство бизнес-центра со спортивным парком

Просмотренные материалы

Школа № 1580: где готовят будущих инженеров
68 градостроительных проектов вынесено на общественные обсуждения
Станция «Нижняя Масловка» свяжет Большую кольцевую линию метро и МЦД
Под Рязанским проспектом у будущей станции метро «Нижегородская улица» начали строить переход
Победители конкурса на разработку концепции парка "Динамо"
Итоги конкурса на создание новой концепции парка "Динамо"
Возле метро «Улица Академика Янгеля» появится шестиполосная эстакада
Сергей Собянин: главный приоритет для столицы - развитие общественного транспорта (Телеканал "ТВ Центр")

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика