Определены победители Международного конкурса фотографии «Искусство строительства 2019» (Art of Building). Московская станция метро «Савёловская» получила приз зрительских симпатий.
Состязание организовал британский Институт строительства (CIOB). Жюри конкурса оценивали креативные достижения строительной промышленности и архитектурные формы.
Профессиональное жюри отобрало лишь 12 работ из тысяч заявок. Из них выбрали одного победителя по мнению судей и одного – в рамках голосования.
Приз общественных симпатий (Public choice award) достался Александру Бормотину за его снимок московской станции метро «Савёловская». Вот это фото:

Станция находится на Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, ее открыли 30 декабря 2018 года. Она вошла в состав первого участка Большой кольцевой линии на северо-западе столицы.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
«Савёловская» – одна из самых сложных станций БКЛ: она находится на глубине более 65 метров. Это все равно что спуститься под землю и построить там 20-этажный дом.

На платформе пассажиры смогут увидеть «скелет» станции – тюбинги. Для пассажиров «Савёловская» станет своего рода музеем: больше нигде в столице вы не увидите такого оформления станции метро.

Эта идея уникальна. Многие называют «Савёловскую» станцией в стиле loft. На полу – гранит, пилоны и стены украшает сибирский камень.

Также жюри присудили победу работе испанца Педро Луиса Ахурьягерры Саиса, снимавшего Городок науки и искусства в Валенсии.

«Ночью из-за отражения в воде это здание напоминает рыбу, возможно, доисторическую, у которой сердце бьется как живое», – пояснил испанец.
Помимо этого, в ходе зрительского голосования отобрали еще ряд работ, которые стали финалистами конкурса.
Оля Пегова, Россия

«В прошлом искусственные фасады были редким и временным решением, но сегодня они стали частью городского пейзажа, изменяясь время от времени», – отметила россиянка.
Jose Pessoa Neto, Португалия

«Люди ждали начала уличного фестиваля Senhora da Agonia, одного из крупнейших в Португалии. С улицы я увидел эти прекрасные гармоничные силуэты: мост, зеленые кресты и здание на заднем плане», – рассказал Jose Pessoa Neto.
Volker Sander, Германия

«На этом фото мы видим мирное сосуществование старой и новой архитектуры. Эти здания не сочетаются, но и не вступают в конфликт друг с другом. Они отражают творческий поход к застройке центра Гамбурга», – пояснил Volker Sander.
Agnese Sanvito, Испания

«Когда я фотографировал La Muralla Roja – постмодернистский жилой комплекс в испанском Кальпе, у меня возникло ощущение, что я попал в картину Джорджо де Кирико, таким сказочным показалось мне это место. Это единство цвета и света – то, что мне больше всего нравится в фотографии, и что очень важно в моей работе», – отметил Agnese Sanvito.
Jonathan Walland, Великобритания

«Я использую минимализм как средство, обеспечивающее ясность. Мой метод не дает зрителю отвлекаться и удерживает его внимание на самых чистых элементах фотографии: форме, свете, текстуре и их взаимодействии», – сказал Jonathan Walland.
David Martin Huamani Bedoya, Перу

«Вмешательство человека в природу – это не всегда плохо. Снимок демонстрирует спокойствие природы и балкон, с которого люди могут лучше его оценить», – считает David Martin Huamani Bedoya.
Grzegorz Tatar, Польша

«Вид сверху на подземный вход в здание Национального форума музыки во Вроцлаве. Это великолепный пример аксонометрии в архитектуре», – уточнил Grzegorz Tatar.
Debdatta Chakraborty, Чехия

Дом Черной Мадонны – это здание в Старом городе Праги. Оно было спроектировано и построено в период между 1911 и 1912 годами Йозефом Гочаром и по сей день считается одним из шедевров кубизма.
Volker Sander, Абу-Даби

«Эта фотография, сделанная в Абу-Даби, служит примером необходимого взаимодействия между людьми и зданиями. Без людей, моющих гигантские стеклянные окна башни, здание выглядело бы весьма неприглядно», – считает Volker Sander.
Adam Regan, Великобритания

«Это укрытие от дождя на морском променаде в Бексли в Восточном Сассексе – элегантное и привлекательное решение банальной проблемы», – сказал Adam Regan.
Дизайн метро «Савёловская» и хроника строительства
26 станций метро начнут строить в Москве в 2020 году