Южный участок Большой кольцевой линии (БКЛ) метро планируют ввести в 2021 году. Сейчас он готов на 25%. Активно строятся все станции этого участка: «Улица Новаторов», «Зюзино» и «Воронцовская». Рассказываем, как будет выглядеть последняя из них.


«Воронцовская» – станция мелкого заложения с двумя вестибюлями и платформой длиной 163 метра. Она разместится под Хлебобулочным проездом в месте его пересечения с ул. Профсоюзная и Старокалужским шоссе. В перспективе «Воронцовская» станет пересадочной на станцию «Калужская» Калужско-Рижской линии метро.

Мэр Москвы Сергей Собянин 17 января осмотрел ход строительства станции.
«В конце 2019 года между станциями «Зюзино» и «Воронцовская» стартовал тоннелепроходческий комплекс «Роза». Сейчас уже другой щит «Наталия» продолжил проходку соседнего левого тоннеля. Южный участок БКЛ позволит улучшить транспортное обслуживание более полумиллиона москвичей и экологическую ситуацию, а также связать БКЛ со строящейся Коммунарской линии метро», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Строительство станции «Воронцовская» изначально затруднялось тем, что здесь размещались два городских коммуникационных коллектора, обслуживавшие порядка 1,5 тыс. объектов, а также магистральные газовые и тепловые сети и водопровод. Для их выноса потребовался почти год.


Сейчас на стройплощадке готов котлован, возводят основные конструкции станции. Ее строительная готовность составляет 15%. Подрядчик – ООО «ИБТ».
Станцию «Воронцовская» сделают похожей на каюту космического корабля. Подвесной 3D-потолок соберут из множества алюминиевых пластин и неоновых светильников, чтобы у пассажиров создавалось ощущение непрерывного движения – это будет своего рода поток, напоминающий Млечный Путь.

На такой дизайн архитекторов вдохновило рабочее название станции, связанное с городом Калугой, где жил и работал знаменитый ученый, основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский. Постановлением правительства Москвы от 29 июля 2015 года станция переименована в «Воронцовскую», благодаря природному парку на юго-западе Москвы – «Усадьбе Воронцово». Эти земли в XIV веке принадлежали боярину Федору Воронцу. Кроме того, это название поддержали жители голосованием в системе «Активный гражданин».

Фото gagarin.mos.ru
В цветовом оформлении станции будут преобладать серые, черные и оранжевые цвета. Стены выполнят из светло-серого и черного мрамора, кассовый блок будет оранжевым, а облицовку колонн выполнят из габбро-диабаза (вулканическая горная порода).

Два ряда колонн сложной формы выполнят из бетона и покроют силикатным антивандальным составом, сохраняющим текстуру бетона. Сложный ритм потолка будет контрастировать с простым рисунком пола, отделанным двумя оттенками гранита – белым и темно-серым.
Южный участок БКЛ «Проспект Вернадского – Каховская» соединит три радиальные линии метро и одну строящуюся. Его открытие позволит:
- улучшить транспортное обслуживание районов Проспект Вернадского, Обручевский, Коньково, Черемушки и Зюзино с населением около 550 тыс. человек, а также работающих там;
- снизить нагрузку на центральные и южные участки Сокольнической, Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линий метро;
- сократить интенсивность движения автотранспорта по прилегающих дорогах на 10-15%, что улучшит экологическую ситуацию в указанных районах города;
- обеспечить интеграцию Коммунарской линии в сеть московского метро.
Ранее заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин отметил, что почти 80 км линий, 31 станцию и два электродепо планируется построить в столице к 2023 году.
«Таким образом, по утвержденным планам мы должны выйти на показатель в 10-12 новых станций метро ежегодно», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Напомним, Большая кольцевая линия – крупнейший в мире проект метростроения. Ее длина составит 70 км. На кольце расположатся два электродепо и 31 станция. Строительство БКЛ завершится к 2023 году.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Подробнее о том, какие станции метро появятся в Москве до конца 2022 года – в спецпроекте портала Стройкомплекса.
Собянин осмотрел ход строительства станции «Воронцовская»
В Москве будут строить по 10-12 станций метро в год
Реконструкция Каховской линии метро завершится в 2022 году
Девять станций метро откроют в Москве в этом году