timelapse

В Москве началось строительство первого двухпутного тоннеля метро

Темы в материале

Новая веха грядет в московском метростроении: сегодня, 29 декабря, начинают строить первый в столице двухпутный тоннель. Поезда по нему смогут двигаться одновременно в двух разных направлениях.

Для строительства двухпутных тоннелей специально закуплен щит большого диаметра – 10,85 м. Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) стартует на Кожуховской ветке метро - от станции «Косино» до «Юго-Восточной».

На прошлой неделе корреспондент и фотограф портала Стройкомплекса побывали в переходной камере за станцией «Косино», где строители заканчивали монтаж головной части щита. 

 

 

 

На языке строителей это ротор. Он оснащен двудисковыми шарожками и резцами - инструментами, которыми машина вгрызается в породу. Грунт через специальные карманы попадает внутрь щита, поступает на конвейер и вывозится на поверхность.

 

 

 

 

Цитата

 

«В Москве до конца 2020 года планируется построить около 20 км двухпутных подземных коридоров. Такие участки кроме Кожуховской ветки появятся на Третьем пересадочном контуре - Втором кольце метро».

 

Марс Газизуллин
                        ДИРЕКТОР КОМПАНИИ АО «МОСИНЖПРОЕКТ»

 

Строители рассказали, что в первый месяц проходки оборудование щита потребует дополнительной настройки, поэтому скорость машины не превысит 50 метров в месяц. Но затем ТПМК выйдет на расчетную скорость 350 метров в месяц и будет строить за 30 дней 700 метров пути.

 

 

 

 

Станции на двухпутных линиях называют береговыми, так как платформы находятся по бокам, а ж/д пути - в центре станции. Длина платформ будет такой же, как у островных, но потребуется увеличить количество эскалаторов, ведущих из кассового зала на две платформы.

 

«БЕРЕГОВАЯ» СТАНЦИЯ «ЮГО-ВОСТОЧНАЯ»

 

ВЕСТИБЮЛЬ СТАНЦИИ «ЮГО-ВОСТОЧНАЯ»

 

На береговых станциях пассажиру нужно будет еще в кассовом зале принять решение, на какую платформу спуститься, сориентировавшись по указателям. Кассовый зал будет просторным, здесь специально увеличено расстояние до турникетов. Если турникет пройден, а пассажир еще не сориентировался, у него будет возможность сделать это по пути к эскалатору, расстояние до которого составляет 12 метров. И даже если пассажир спустился не на ту платформу, он снова может подняться на эскалаторе и совершить переход в уже оплаченной зоне.

 

 

Строительство двухпутных тоннелей метро называется «испанский метод». Именно в Мадриде с помощью такой технологии удалось построить 199 км тоннелей и 156 станций метро за 12 лет. 

К сведению: двухпутными являются метрополитены в таких городах, как Берлин, Гамбург, Токио, Сидней, Филадельфия, Буэнос-Айрес, Торонто, Осака, Гамбург, Вена, Будапешт, Афины, Мадрид, Рим, Неаполь, Копенгаген, Брюссель, Осло, Нью-Йорк, Чикаго, Бостон и др.

 

 

Как подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, преимущество прокладки двухпутных тоннелей заключается в экономии денег и времени.

 

Цитата

 

«Для Москвы это нетрадиционный способ, однако он позволяет существенно сэкономить время строительства, ресурсы и деньги. Экономия бюджетных средств может достичь 80 млрд рублей».

 

Марат Хуснуллин
                       ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

 

 

Он отметил, что главное преимущество двухпутного тоннеля в том, что используется один десятиметровый щит-гигант, а не два шестиметровых.

 

Цитата

 

«Также этот метод строительства метро позволяет сократить число рабочих на стройке: для проходки двух тоннелей нужно 200 рабочих, а для одного - 130 человек».

 

Марат Хуснуллин
                       ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

 

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, уменьшается и количество сопутствующей инфраструктуры – это и освещение, и вентиляция, и подвоз тюбингов.

Стоит отметить, что при строительстве однопутного тоннеля дошедшие до финиша щиты разбирают, перевозят на следующий участок, снова собирают и запускают в работу.

 

СОБРАННОЕ ИЗ ТЮБИНГОВ КОЛЬЦО ДЛЯ ДВУХПУТНОГО ТОННЕЛЯ

 

При строительстве двухпутных тоннелей щит пробивает торцевые стены станции, проходит ее насквозь и движется дальше - сооружать следующий участок. Это сокращает сроки и стоимость работ. Для проведения работ требуется меньше городской территории, которую потребовалось бы разрыть при традиционном методе строительства, ведь котлован для классической московской станции метро имеет как минимум 300 метров в длину. Добавим к этому монтажный и демонтажный котлованы, где собирают и разбирают ТПМК, получится уже порядка 400 метров.

Но и это еще не все. После конечной станции в тоннеле необходим перекрестный съезд, где поезда смогут развернуться и поехать в обратном направлении. Сделать такой съезд в однопутном тоннеле невозможно, нужно строить притоннельное сооружение под землей. Это сказывается на стоимости и сроках строительства. А в двухпутном тоннеле перекрестный съезд легко укладывается: в нем просто пересекаются рельсы.

Насколько безопасны двухпутные тоннели метро? Прокомментировала Анастасия Мингалеева, исполнительный директор российского представительства испанской компании «Бустрен РМ».

 

Цитата

 

«Мне понятны такие опасения как человеку, но непонятны как профессионалу. Для того чтобы поезд сошел с рельсов на прямом участке, должно произойти какое-то внешнее воздействие. Следующий момент - междупутье. Когда два поезда идут в одном тоннеле, между ними довольно большое пространство, рассчитанное на небольшое колебание составов. Опасения горожан вызваны тем, что в Москве просто нет таких участков метро. В Мадриде, столице Испании, об этом даже не задумываются. Кстати, по требованию Московского метрополитена мы увеличили междупутье по сравнению с испанским метро с 3,4 метра до 4 метров».

 

Анастасия Мингалеева
                        ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РОССИЙСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИСПАНСКОЙ
                        КОМПАНИИ «БУСТРЕН РМ»

 

«Большой» тоннеллепроходческий комплекс отличается от традиционного бОльшим количеством элементов, размерами и сложностью монтажа. 10-метровый щит состоит не из четырех секций, а из восьми, в нем в 4,5 раза больше болтовых соединений - 1800.

Немаловажно, что для такой огромной машины применяют другую систему выдачи грунта на поверхность. Привычные вагонетки не используются, порода постоянно выдается по вертикальному конвейеру. Это связано с большим количеством вырабатываемой земли.

Но столица не станет в одночасье отказываться от традиционных для Московского метрополитена однопутных тоннелей. Для их строительства накоплен огромный опыт, есть целый арсенал тонелепроходческих комплексов и уже разработанных проектов строительства.

 

Накануне, 26 декабря 2016 года, завершил сооружение такого тоннеля между станциями «Говорово» и «Очаково» Калининко-Солнцевской линии классический ТПМК шестиметрового диаметра.

Однако в современных условиях российская столица должна владеть различной техникой проходки тоннелей, чтобы в конкретной ситуации использовать более эффективный способ строительства.

 

Алёна Терновая