Фарфоровые чайники на глубине 72 метра: как строят станцию БКЛ метро «Марьина Роща»
Темы в материале:
На северо-восточном участке Большого кольца метро строится три станции – «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники». Самая необычная из них – «Марьина Роща», она строится на глубине 72 метра, что сравнимо с высотой 24-этажного дома. Спускать пассажиров на станцию будут самые длинные эскалаторы в московском метро – протяженностью 130 метров.
Рассказываем, как строят станцию глубокого заложения, о необычном дизайнерском решении в виде «пузатых» колонн и одном из крупнейших вестибюлей метрополитена в Москве.
«Марьина Роща» расположится вдоль 3-го проезда Марьиной Рощи. В пешей доступности проживает порядка 50 тыс. человек.
Новая станция будет похожа по конструкциям на свою соседку – «Савёловскую». Она тоже глубокого заложения, пилонная (с массивными столбами для поддержания сводов), трехсводчатая, с платформой островного типа.
Станция строится на большой глубине закрытым способом – одним из наиболее сложных методом метростроения. Все работы ведутся под землей, а это значит, что транспортировку разработанного грунта, доставку материалов, конструкций и оборудования, спуск и подъем людей производят через шахтные стволы, оборудованные вертикальными конвейерами, клетями и бадьями.
Чтобы вывести наружу часть технических помещений, построен большой вестибюль − один из самых больших в столице. Он обеспечит выход пассажиров на Шереметьевскую улицу и 2-ю улицу Марьиной Рощи, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.
Архитектурно-художественный облик станции разработан победителем международного конкурса − архитектурным бюро AI Architects. Основой дизайна станции стала эстетика фарфора. Колонны выпуклой формы будут напоминать пузатые фарфоровые чайники, а мраморные плиты будут словно покрыты мелкими трещинами, что придаст эффект старины.
Пол выложат гранитом. Потолок на станции − сводчатый, его сделают из максимально бесшовных панелей. Благодаря спрятанной архитектурной подсветке потолок будет казаться бесконечным.
На потолках входного павильона разместят перфорированные панели, которые облегчат установку систем вентилирования, кондиционирования и подачи тепла. Вестибюль украсят шары диаметром 2,5 метров. В качестве основного материала используется полированная нержавеющая сталь, а вместо стен – панорамные стекла.
После окончания строительства станции прилегающую территорию благоустроят и озеленят, сделают гранитное мощение дорожек, установят малые архитектурные формы, новые остановки наземного транспорта и зоны kiss&ride – для кратковременной остановки машин для быстрой высадки пассажиров.
Станция «Марьина Роща» станет частью крупного транспортно-пересадочного узла. Он объединит Люблинско-Дмитровскую и Большую кольцевую линии метро, МЦД-2 (новую станцию планируется открыть в этом году), перспективный МЦД-4, а также наземный транспорт. Общий пассажиропоток ТПУ оценивается более чем в 100 тыс. человек в сутки.
С открытием «Марьиной Рощи» БКЛ примерно на 14% сократится нагрузка на одноименную станцию Люблинско-Дмитровской линии. Время поездки местных жителей в соседние районы (Сокольники, Савёловский и др.) сократится на 10-15 минут.
Строительство Большой кольцевой линии – главный проект столичного метростроения. Ее длина составит более 70 км. На кольце расположится 31 станция, 22 из которых уже открыты для пассажиров.





