Большая кольцевая линия метро: какие станции построят в 2022 году
К 2023 году планируется полностью замкнуть самое длинное метрокольцо в мире – Большую кольцевую линию. Из 31 станции запущено уже 22. Еще на девяти строительные работы планируется завершить в этом году .
Как будут выглядеть новые станции? Рассказываем.
Северный участок БКЛ
На севере Большой кольцевой линии после станции «Савёловская» строят еще три – «Марьину Рощу», «Рижскую» и «Сокольники».
Четыре станции БКЛ после «Сокольников» уже открыты и принимают пассажиров с 2020 года. Однако пока Большая кольцевая линия еще не замкнулась, станции «Электрозаводская», «Лефортово», «Авиамоторная» и «Нижегородская» работают в составе Некрасовской линии.
Эскалаторы-гиганты на «Марьиной Роще»
Станция расположится в 5-м проезде Марьиной Рощи. Она станет одной из самых глубоких в столичной подземке – ее строят на глубине 67 метров. Только представьте: это почти высота Спасской башни Кремля! Эскалаторы длиной 130 метров – тоже рекорд для московской подземки. Пока первенство держит «Парк Победы», где установлены 127-метровые эскалаторы.
«Марьина Роща» станет частью транспортно-пересадочного узла (ТПУ): пассажиры смогут пересесть на одноименные станции Люблинско-Дмитровской линии и второго маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-2).
Дизайн станции «Марьина Роща» определил международный архитектурный конкурс. Победитель – архбюро AI-Architects. Колонны на платформах напомнят пузатые фарфоровые чайники. Мраморные плиты будут выглядеть так, словно на них есть мелкие трещины.
Вестибюль украсят шары диаметром 2,5 метра. В качестве основного материала используется полированная нержавеющая сталь.
Временной портал на «Рижской»
Станция откроется на одноименной площади и будет связана пересадкой со своей тезкой на Калужско-Рижской линии. Рядом находятся Рижский вокзал и платформы Московских центральных диаметров. С «Рижской» пассажиры также смогут выйти к проспекту Мира, остановкам наземного транспорта, жилым домам и общественной застройке.
Дизайн «Рижской» определили в ходе международного архитектурного конкурса. Платформу украсят 12 металлических арок высотой до четырех метров со встроенной подсветкой. Арка – символ приглашения войти в город. Ее элементы есть и внутри Рижского вокзала.
На центральной стене перед выходом со станции расположится декоративное цифровое табло, которое будет показывать время. Его решено сделать в форме арки – этот элемент лежит в основе дизайна всей станции и несет идею временного портала.
Хроника метростроения в «Сокольниках»
Станция расположится возле главного входа в парк «Сокольники», а со станцией Сокольнической линии ее соединит пешеходный коридор. На прилегающей территории уже началось благоустройство: от выхода из метро до парка протянется липовая аллея с клумбами-скамейками.
Художественный облик новой станции «Сокольники» посвятят истории метростроения. Это неудивительно: одноименная станция красной линии была открыта в 1935 году в составе первого участка метрополитена, а неподалеку от нее, на Русаковской улице, располагалась самая первая шахта подземки. Таким образом, в Сокольниках можно будет пересесть со старейшей станции метро Москвы на одну из самых новых.
На путевых стенах, балконах и потолках станции БКЛ «Сокольники» разместят алюминиевые панели с изображением исторических фотографий и плакатов 40–50-х годов XX века. Одну из путевых стен и часть потолка превратят в большое декоративное панно в стилистике выдающихся художников и архитекторов-авангардистов, среди которых такие родоначальники русского конструктивизма и супрематизма, как Казимир Малевич, Владимир Татлин и Эль Лисицкий.
Восточный участок
Восточный участок состоит из четырех станций: «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар». Он готов более чем наполовину.
«Текстильщики»: вязальный или ткацкий станок
Станция строится между Шоссейной и Люблинской улицами, возле пересечения с Волгоградским проспектом. У нее будет два вестибюля, которые выйдут на Люблинскую и на Шоссейную улицы. В перспективе это будет крупный ТПУ. Москвичи смогут пересаживаться на станцию «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии и платформу МЦД-2. Здесь же появится надземный пешеходный переход.
Дизайн станции лаконичен и минималистичен. Он основан на контрасте простых по геометрии и цветовым решениям стен и пола, и в то же время геометрически сложной потолочной композицией платформ, состоящей из двух уровней, проем между которыми будет подсвечен. Такой прием вызывает ассоциацию с геометрией вязального или ткацкого станка и обыгрывает связь с названием станции.
Лаконичная станция «Печатники»
На пересечении улиц Гурьянова и Шоссейная строится станция «Печатники». Вместе с одноименной станцией Люблинско-Дмитровской линии и строящимся остановочным пунктом МЦД-2 она войдет в состав крупного ТПУ.
«Печатники» будут выглядеть лаконично и сдержанно. Станцию оформят в характерных для типографии цветах – черном, сером и белом. По замыслу архитекторов, наземные вестибюли напомнят книжную полку – их выполнят в черно-серой гамме. Территорию благоустроят: высадят деревья, кустарники, цветы, установят лавочки, урны и фонари.
Музей рыб на станции «Нагатинский Затон»
Станция строится вдоль улицы Коломенская, в районе стр. 7. «Нагатинский Затон» войдет в состав одноименного ТПУ, а рядом возведут жилой комплекс с детским садом и школой.
На разработку концепции дизайна станции проводился международный конкурс, финалистами которого стали архбюро из России, Венгрии и Латвии. Победил проект московской архитектурной мастерской za bor.
Основная идея концепции – создание «музея» в метро. Нагатинский Затон – это речной залив, так что при разработке дизайна архитекторы вдохновлялись видом обитателей рек Московского региона.
При работе над проектом они изучили ихтиофауну столичных водоемов и с энциклопедической точностью отрисовали 12 местных видов рыб. Крупные реалистичные изображения водных жителей на стенах станции выполнят из натурального камня в технике мозаичного панно. Под потолком вестибюля разместится конструкция, напоминающая золотистую чешую.
«Кленовый бульвар»: легкость и элегантность
Станция разместится на пересечении одноименной улицы с Коломенской набережной, вблизи музея-заповедника «Коломенское». С открытием Бирюлёвской линии она станет пересадочной.
Дизайн станции «Кленовый бульвар» выбрали в ходе международного архитектурного конкурса. Его победителем стало всемирно известное бюро Захи Хадид. Станция будет легкой и элегантной. Важным элементом станет свет, которого так не хватает в нашем климатическом поясе.
Фасады вестибюлей облицуют перфорированными панелями, куда встроят точечные светильники. Светодиоды разместят и по периметру кровли. Павильоны подсветят с помощью точечных лампочек, встроенных в дорожное покрытие прямо у выходов из метро. Они будут выглядеть как сверкающие капли дождя.
Для каждой зоны станции разработан свой тип освещения. Входная группа будет выполнена в виде купола. Стены и потолок облицуют алюминиевыми панелями с подсветкой. Возле эскалаторов установят классические светильники, а вверху подвесят большой светящийся круг, который эффектно будет смотреться на фоне черных стен.
На потолке платформы появляется «купол», который создадут из белых алюминиевых панелей. Основное освещение здесь сформируют отраженным светом, направленным в купольное пространство.
Новая жизнь Каховской линии метро
Следующей станцией за «Кленовым бульваром» станет «Каширская». Здесь БКЛ пойдет по участку бывшей Каховской линии, которую закрыли на реконструкцию в 2019 году.
«Каширскую», «Варшавскую» и «Каховскую» открыли 11 августа 1969 года в составе Замоскворецкой линии, а в 1995-м из этих станций сделали отдельную ветку метро, самую короткую в Москве.
Она была не слишком востребована по сравнению с другими. Пассажиропоток составлял несколько десятков тысяч человек в день, здесь с пятиминутным интервалом ходили укороченные поезда.
После включения линии в состав БКЛ интервал сократится до стандартных полутора-двух минут, пассажиры получат возможность без лишних пересадок добираться в другие районы города.
В 1969 году на «Каширской» построили два зала, чтобы можно было перейти с одной линии на другую, однако сейчас здесь ходят только поезда Замоскворецкой линии. После реконструкции станция снова станет кросс-платформенной: чтобы пересесть с зеленой линии на БКЛ и наоборот, достаточно будет перейти на другую сторону платформы. Работы по реконструкции «Каширской» выполнены более чем на четверть.
«Варшавская» находится на границе районов Нагорный и Москворечье-Сабурово, на пересечении Варшавского шоссе с Чонгарским бульваром. Здесь продолжаются архитектурно-отделочные работы.
Колонны на станции облицуют темным мрамором, а путевые стены – панелями из мрамора белого цвета. Вдоль путей уже размещены декоративные панно на историческую тему. Для маломобильных граждан в западном вестибюле установят лифт.
От «Варшавской» поезда пойдут дальше к «Каховской», которая уже открыта. Так замкнется Большая кольцевая линия.

