В столице продолжается активная подготовка к полному запуску Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Она включает не только завершающие работы на самих станциях, но и строительство электродепо для подвижного состава БКЛ. Одним из крупнейших депо станет «Нижегородское».
Строительство ведется в районе Лефортово по адресу: шоссе Энтузиастов, д. 4, стр. 30 на территории бывшего Московского завода по модернизации и строительству вагонов им. Войтовича. Расположение объекта уникальное: практически в центре столицы, в одном из исторических районов. Новые депо в пределах Третьего транспортного кольца не возводили уже около 70 лет.

Строительство объекта стартовало в 2015 году. Работы проводятся в два этапа. Сейчас они вошли в завершающую стадию.
«На территории депо расположится 53 здания и сооружения, над его возведением трудится 1700 человек», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

В составе электродепо построили административно-бытовой корпус. Также здесь появятся: отстойно-ремонтный корпус с производственными мастерскими, мотодепо, камера мойки подвижного состава, здание эксплуатационного персонала и другие объекты. Всего возведут 115,9 тыс. кв. метров производственных площадей.

В «Нижегородском» создадут условия для комфортной работы персонала, ввод депо даст городу около 850 рабочих мест. Здесь оборудуют более 30 комнат отдыха локомотивных бригад по типу гостиничных номеров. Появится тренажерный и актовый залы, спортивная площадка, столовая и хозяйственные зоны.

После завершения строительства в «Нижегородское» будут заходить сразу около 30 составов метро. Выезжать из депо они будут по соединительной ветке от камеры съездов за станцией метро «Нижегородская».
Развернутая длина путей депо с учетом соединительной ветки составит более 13 км. Это сравнимо с расстоянием между четырьмя станциями БКЛ – от «Кленового бульвара» до «Текстильщиков».

Уборка и мойка поездов здесь предусмотрены ежедневно, а дополнительная обработка – раз в 10 дней. Ремонт в «Нижегородском» будут проходить 288 вагонов в год.

Для обслуживания и ремонта подвижного состава столичной подземки с 2011 года построено и реконструировано 11 электродепо: «Митино», «Братеево», «Нижегородское» (первый этап), «Лихоборы», «Солнцево» и «Руднёво», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Владыкино» и «Сокол».
К концу 2024 года подвижной состав метро станут обслуживать 24 электродепо. Из них три – «Замоскворецкое», «Нижегородское», «Аминьевское» – будут работать в составе БКЛ. Это необходимо в связи с увеличением количества составов и для поддержания привычного минимального интервала между поездами.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Депо работают как сервисные центры, где поезда отстаиваются ночью и куда прибывают на обслуживание и ремонт в случае поломки.
Большая кольцевая линия – главный проект столичного метростроения. Ее длина составит более 70 км, здесь расположится 31 станция, 22 из которых уже открыты для пассажиров.
Недавно состоялся технический пуск северо-восточного и южного участков линии, на очереди – восточный – с четырьмя станциями. Полностью кольцо «поедет» в начале следующего года.
Электродепо для поездов метро