Масштабная работа по созданию Большой кольцевой линии (БКЛ) метро подходит к завершению. БКЛ готова уже на 97%, а это значит, что уже скоро сотни тысяч москвичей и гостей столицы получат дополнительные варианты поездок по городу. О реконструкции станции «Варшавская» и строительстве станции «Печатники» – в нашем материале.

18 ноября мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход модернизации станции «Варшавская», которая ранее входила в состав Каховской ветки метро длиной 3,3 км.
«До конца этого года мы проведем технический пуск на оставшихся участках БКЛ – северо-восточном, восточном и южном. Таким образом, кольцо замкнется. Сейчас мы находимся на южном отрезке, это старая ветка, «Каховская» – «Каширская», которая была самая короткая и невостребованная, идет ее полная реконструкция, по сути дела – новое строительство, интеграция в БКЛ», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Станция «Варшавская» находится у примыкания Чонгарского бульвара к Варшавскому шоссе. С нее пассажиры смогут сделать пересадку на маршруты наземного транспорта.

«Варшавскую» построили по типовому проекту, популярному в 1960-1970-х годах. Реконструкция стартовала весной 2019 года. В ходе работ максимально сохранят исторический облик станции, включая панно с изображениями Варшавы, которые украшают путевые стены. Рисунок композиций будет использован и в облицовке колонн вестибюлей.
«Во время реставрации четыре кованых панно разобрали до мельчайших деталей, восстановили металл с помощью пескоструйной обработки, затем заново собрали и бережно вернули на место. Они несут не только декоративную функцию, но и являются смотровыми дверями для возможной замены кабельно-проводниковой продукции», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Строители модернизируют инфраструктуру станции. Работы включают замену инженерных коммуникаций, рельс, облицовку стен и платформы, обновление основных конструкций и оборудования с учетом передовых инженерных технологий.

На платформе установили специальные колонны с вентиляторами, которые в случае экстренной ситуации будут вытягивать дым со станции через подплатформенные каналы.
Пол вестибюлей оформлен светло-серым шимановским гранитом, стены – белым саянским мрамором, лабрадоритом и габбро темного оттенка.

Сейчас на станции ведется монтаж инженерных коммуникаций и новых противопожарных систем: автоматической пожарной сигнализации, установки газового пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией и противодымной защиты.

Продолжается устройство фасадов входных павильонов, архитектурная отделка в пассажирской зоне и благоустройство территории. Уже выполнены работы по обновлению потолочных и настенных светильников, светодиодных конструкций индивидуального изготовления и другого электрооборудования. «Варшавская» готова на 82%.
Напомним, комплексная реконструкция Каховской для включения ее в состав нового кольца метро началась в 2019 году.
В 2021-м завершилась модернизация станции «Каховская», которая открылась в декабре 2021 года в составе южного участка БКЛ от «Проспекта Вернадского» до «Каховской».
До конца этого года планируется завершить основные работы по реконструкции станций «Варшавская» и «Каширская».
До реконструкции Каховская линия не была востребована у горожан. Пассажиропоток здесь составлял несколько десятков тысяч человек в день. На ветке ходили укороченные поезда с интервалом движения в пять минут.
После включения линии в состав БКЛ интервал движения поездов будет сокращен в несколько раз – до 1,6 минуты, а пассажиры получат возможность без пересадки добираться в десятки районов Москвы.
Ввод нового участка БКЛ и открытие в его составе станции «Варшавская» позволит улучшить транспортное обслуживание жителей районов Зюзино, Москворечье-Сабурово, Нагорный и Нагатино-Садовники с населением свыше 370 тыс. человек.
Сейчас возводится девять станций Большого кольца метро: семь новых – «Сокольники», «Рижская», «Марьина роща», «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники», «Текстильщики», а также реконструируются две существующие – «Каширская», «Варшавская».
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
21 ноября заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв проинспектировал ход работ на станции «Печатники» северо-восточного участка строящегося кольца.
«Печатники» – станция мелкого заложения, она разместилась в районе Печатники, севернее примыкания улицы Гурьянова к Шоссейной улице.
Новая станция БКЛ является базой формируемого транспортно-пересадочного узла, где для пассажиров создаются удобные пересадки между Большой кольцевой и Люблинско-Дмитровской линиями, платформой второго маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-2) и наземным транспортом.
В основу дизайн-проекта станции легла заглавная буква «П». «Печатники» оформят в черно-белых тонах.

В виде композиции из двух букв «П» выполнены расположенные у эскалаторов и лестниц переходного моста колонны. В торцах разместятся композиции из одной перевернутой буквы «П», являющиеся станционными скамейками.

Сейчас на станции «Печатники» БКЛ метро продолжается архитектурная отделка платформенной части и двух наземных вестибюлей, которые будут напоминать по форме книжные полки.

Помимо этого, продолжается монтаж и пусконаладка инженерных систем и оборудования. Уже установлено 17 эскалаторов – самое большое количество подъемных механизмов на восточном участке новой линии.

Основные конструкции пересадки между станциями «Печатники» БКЛ и Люблинско-Дмитровской линий метро готовы.

Переход со станции «Печатники» БКЛ будет осуществляться через вестибюль № 1, где установлено пять эскалаторов, которые обеспечат подъем пассажиров с платформенной части станционного комплекса на уровень вестибюля с пересадкой.

Кроме того, продолжается отделка вестибюля и пешеходной галереи, которая свяжет две станции. Основные металлоконструкции сооружения, по которому будет осуществляться переход между станцией «Печатники» БКЛ и платформой МЦД-2, смонтированы в полном объеме.
«Галерея соединяет ж/д платформу со вторым вестибюлем станции «Печатники» БКЛ, который обеспечивает вход в метро со стороны Шоссейной улицы. Ее длина составляет 183,5 метра», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Создание Большой кольцевой линии – главный проект столичного метростроения. Ее длина составит более 70 км, здесь расположится 31 станция, 22 из которых уже принимают пассажиров.
Об истории столичного метростроения, планах по развитию и о подземках в других мегаполисах мира читайте в нашем материале.
Все о строительстве БКЛ метро
Мэр осмотрел станцию «Варшавская» БКЛ метро