Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

Салатовая линия метро: как строят тоннель от станции «Лианозово» до «Физтеха»

Темы в материале

Началась проходка еще на одном участке Люблинско-Дмитровской линии метро. Щит «Татьяна» строит правый тоннель от станции «Лианозово» в сторону «Физтеха». Ему предстоит пройти 2345 метров под первым Московским центральным диаметром (МЦД-1), вдоль жилой застройки, и пересечь МКАД.

 

Цитата
«Строительство участка Люблинско-Дмитровской линии ведется в несколько этапов. Первый предусматривает продление ветки от главных путей за станцией «Селигерская» вдоль Дмитровского шоссе до пересечения с МЦД-1. Он включает две станции – «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово». Затем линию продлят до поселка Северный», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Стартовавший ТПМК «Татьяна» ранее был задействован на строительстве ветки в электродепо «Лихоборы» салатовой линии и перегонных тоннелей за станцией «Селигерская», возводил тоннели между станциями «Сокольники» и «Рижская» БКЛ и строил тупики в районе станции «Лефортово».

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

 

 

Цитата
«На «Лианозово» готово ограждение по методу «стена в грунте», ведутся монолитные и гидроизоляционные работы по сооружению основных конструкций станции. На «Улице 800-летия Москвы» завершаются работы по укреплению котлована и разработка грунта», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»

Местная геология позволяет уже через 20 дней запустить второй щит для строительства левого тоннеля в сторону станции «Физтех». Таким образом, два ТПМК будут идти практически параллельно. Это редкий случай при строительстве метро: обычно их запускают с интервалом в месяц. Такая проходка сократит время строительства.

 

 

Цитата
«Изначально рассматривалось два варианта строительства тоннеля до станции «Физтех» – наземный и подземный. В районе станции находится густонаселенный район, общественное мнение было услышано, и принято решение построить здесь классическое подземное метро. Кроме того, такой вариант проще с точки зрения эксплуатации», –
Сергей Жуков
Генеральный директор АО «Мосметрострой»

Продление салатовой ветки улучшит транспортную доступность для районов Дмитровский, Восточное ДегуниноЛианозово и поселка Северный. Ожидается, что ввод участка позволит экономить жителям этой части столицы до 20 минут времени на поездки по городу.

 

 

 

Станция метро «Лианозово» будет готова в 2022 году

 

Люблинско-Дмитровская линия метро

 

Строительство метро в Москве

Ольга Завершнева