timelapse

Стадионы России: жизнь после ЧМ-2018

Темы в материале

Россия впервые принимает Чемпионат мира по футболу. Всего к мундиалю в нашей стране подготовлено 12 стадионов в 11 городах. Часть из них была реконструирована, другие спроектированы и построены «с нуля».

Все стадионы должны были соответствовать требованиям Международной федерации футбола (FIFA). Основное из них касается вместимости. Для проведения полуфинала ЧМ стадионы должны быть готовы принять около 60 тыс. человек, а на открывающем матче и финале – 80 тысяч. Менее масштабные матчи предусматривают площадки вместимостью от 35 тыс. человек. Кроме того, все трибуны стадионов ЧМ должны быть размещены под кровлей. 

Рассмотрим архитектурные особенности некоторых из арен мундиаля.

 

Стадион «Лужники». Москва

Это главный стадион страны, его вместимость – 81 тыс. человек. Здесь проходят все основные матчи и финал Чемпионата мира по футболу. Находится арена в районе Хамовники в центре столицы.

 

 

Легендарный стадион был построен в 1956 году и пережил несколько реконструкций. Первую провели к Олимпиаде-80, вторую – в 1997 году. У стадиона появилась кровля, по периметру поставили колонны. Еще одна реконструкция проводилась в 2008 году: увеличили количество мест, создали VIP-зоны и помещения для прессы.

 

Последняя и самая масштабная реконструкция началась в 2013 году. Необходимо было увеличить количество мест, сохранив исторический облик площадки. К фасаду добавили широкий металлический фриз с изображениями спортсменов.

 

 

Характерной чертой стадиона является кровля, на которую можно транслировать практически любое изображение благодаря вмонтированным светодиодам.

 

 

Стадион «Спартак». Москва

Он построен в 2014 году на северо-западе столицы в районе Тушинского аэродрома. Основная задача состояла в том, чтобы спроектировать функциональный, красивый футбольный стадион, на котором было бы комфортно и спортсменам, и болельщикам.  

Фасад напоминает кольчугу, состоящую из сотни ромбов.

 

 

Он может менять цветовую гамму в зависимости от того, какая команда играет на арене.

Стадион может принять 45 тыс. болельщиков. Он занимает третье место на протяжении нескольких лет в Международном рейтинге лучших мировых арен с точки зрения функциональности, технологий, комфорта и доступа.

 

Стадионы «Ростов Арена» и «Калининград»

«Ростов Арена» расположена на левом берегу Дона. Изначально планировалось сделать крышу в виде двух крыльев. Но от этой идеи отказались, и кровля стала единой.

 

 

Бетонный фасад у стадиона классический, лаконичный. Он состоит из пяти уровней. Арена в Ростове-на-Дону рассчитана на 45 тыс. человек.

Проектирование стадиона «Калининград» началось в конце 2015 года, а строительство – на год позже. Каркас стадиона – металлический. Все элементы отливались на заводе и собирались на площадке. Стадион небольшой, рассчитан на 35 тыс. человек.

 

 

Стадионы «Нижний Новгород» и «Волгоград Арена»

Стадионы в Нижнем Новгороде и в Волгограде имеют академическую планировочную конструкцию. Это значит, что снизу расположена спортивная и элитарная зоны, справа и слева – помещения обслуживающего персонала. По-разному устроены входные группы, подтрибунные пространства. Оба спортивных объекта рассчитаны на 45 тыс. мест. 

«Волгоград Арена» построена на месте стадиона «Ротор», который был снесен. Она расположена у подножия Мамаева кургана, на берегу Волги. Для оформления использовался образ футбольной сетки или кружева.

 

 

Стадион в Нижнем Новгороде возвели в районе стрелки Волги и Оки. По периметру здания круглой формы расположены треугольные колонны, благодаря которым образуется крытая галерея. Ее внутренняя стена, служащая фасадом, покрыта мембраной.

Уникальный образ стадиона строился на ассоциациях с темами волжской природы – воды и ветра. В то же время расположение вблизи исторических кварталов продиктовало зданию строгость силуэта, что обеспечивается благодаря легкому каркасу. В вечернее время фасады подсвечиваются.

 

 

Жизнь стадионов после ЧМ по футболу

Сейчас на этих спортивных площадках проходят матчи главного футбольного события года, которое длится всего месяц. Но что ждет стадионы после завершения Чемпионата мира? Как сделать их востребованными все 365 дней в году?

Основная статья доходов стадионов – порядка 40-60% – это арендная плата от футбольных клубов, которые тренируются и проводят матчи на этих площадках.

Как показывает мировая практика, футбольный клуб, который является основным арендатором, проводит примерно 24 матча в год. На каждый из них приходится четыре дня: предматчевая тренировка для гостей, собственно матч, клубные мероприятия, пресс-конференции. То есть на матчи отводится около 100 дней в году.

Задача стадиона – определиться, как он будет себя позиционировать при отсутствии матчей. Благодаря большой вместимости, такие стадионы, как «Лужники», используются для проведения масштабных концертов.

 

 

Стадионы могут сдаваться в аренду для проведения мероприятий – праздников, выставок, шоу-румов и даже свадеб. Например, европейские стадионы проводят 5-6 свадеб в год.

На территории некоторых из них можно разместить конференц-залы для деловых мероприятий. Уже сейчас конференции проводятся на стадионе «Локомотив». Таких мероприятий может быть около 180 в год.

На новых стадионах строят клубный магазин, который притягивает болельщиков, даже когда нет матчей, кафе и рестораны. На «Казань Арене» сделали отель.

 

 

На территориях стадионов часто размещают фитнес-клубы. Таким образом, он становится точкой притяжения для местных жителей.

Большое внимание уделяется благоустройству территории вокруг стадионов. Прекрасный парк появился у «Лужников».

 

 

 

У стадиона «Ростов Арена» уже есть акватория, запланировано строительство четырех спортивных объектов.

Стадионы – в первую очередь, это путь к развитию спорта. В то же время они могут дать импульс развитию туристической, транспортной инфраструктуры, городу и региону в целом.

Екатерина Борисова