Строительство участка Люблинско-Дмитровской линии метро от станции «Селигерская» до «Физтеха» идет полным ходом. Уже прокладывают тоннели, а на станции «Лианозово» разрабатывают котлован. Рассказываем, как движется метро в сторону поселка Северный.
Мэр Москвы Сергей Собянин 25 мая проверил работы на стройплощадке будущей станции салатовой ветки метро – «Лианозово».
«Мы продолжаем строительство Дмитровской ветки. От «Марьиной Рощи» дошли уже до «Селигерской» и, не останавливаясь, продолжаем идти дальше, до поселка Северный. Сейчас находятся в стройке все три станции: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово», «Физтех». Прокладываются тоннели, строятся станции», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Будущая станция «Лианозово» расположена на пересечении Дмитровского шоссе и первого Московского центрального диаметра (МЦД). Она будет мелкого заложения с двумя вестибюлями, выходящими к Дмитровскому шоссе и Дубнинской улице, остановкам наземного транспорта. Также здесь создадут пересадку на одноименную платформу МЦД-1.

Сейчас на стройплощадке установлены ограждающие конструкции и находится в разработке котлован. Также ведутся работы по укладке монолитного железобетона. Строительная готовность составляет 27%. Подрядчиком выступает АО «Мосметрострой».

В пешей доступности от будущей станции находятся жилые кварталы районов Лианозово и Дмитровский. После открытия «Лианозово» жителям больше не придется ездить до «Алтуфьево», чтобы сесть на метро.

По задумке архитекторов дизайн новой станции выполнят в сдержанных тонах – основным цветом станет темно-серый и бежевый. Колонны, потолок и путевые стены облицуют металлическими панелями, пол – полированными плитами светло-серого гранита и габбро-диабаза. Наземные павильоны оформят салатовыми панелями – по цвету Люблинско-Дмитровской линии на схеме Московского метро.
Генеральный директор компании-подрядчика АО «Мосметрострой» Сергей Жуков отметил, что проходка щитов на этом участке идет по графику.
«Между площадкой № 30 за станцией «Селигерская» и станцией «Улица 800-летия Москвы» запущен первый тоннелепроходческий щит. В конце июня один перегонный тоннель будет готов. Соответственно, щит возвращается на 30-ю площадку. В августе с этого котлована, где мы с вами находимся, щит стартует в сторону станции «Физтех»», –
Сергей Жуков
Генеральный директор АО «Мосметрострой»
Левый перегонный тоннель от «Улицы 800-летия Москвы» до «Лианозово» строит тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Клавдия» диаметром 6 метров. Щит продвинулся уже на 1,5 км – это 85% от всего пути, и финиширует летом. Проходку правого тоннеля планируется начать в феврале 2021 года.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Также в ноябре 2020 года ТПМК «Анастасия» начнет проходку левого перегонного тоннеля от станции «Лианозово» в сторону «Физтеха».
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев отметил, что участок «Селигерская» – «Физтех» будет готов до конца 2022 года. Он добавил, что через Лианозовский проезд уже готов подземный пешеходный переход.
«Все работы завершены, сегодня уже запустили движение пешеходов под проезжей частью. В будущем он будет соединен с пешеходным переходом над железнодорожными путями», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Сергей Собянин объявил о решении, что участок длиной 6,9 км, который протянут в район Северный вдоль Дмитровского шоссе, будет подземным.
«Мы буквально недавно приняли кардинальное решение о проходке щитами подземным способом до «Физтеха». У нас участок за МКАД предполагал два варианта. Один из них – пройти надземным способом, дешевле и быстрее. Но когда мы посчитали всю историю, связанную и с эксплуатацией, и с влиянием на близлежащие дома – все равно некий дискомфорт есть, когда линия надземная, – и со скоростью движения поездов, приняли решение уходить под землю», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Продление Люблинско-Дмитровской линии метро до станции «Физтех» улучшит транспортное обслуживание порядка 400 тыс. жителей и работающих в районах Бескудниковский, Восточное Дегунино, Дмитровский, Лианозово, Северный, сократив время поездок по городу на 15-20 минут.
Также открытие новых станций снизит нагрузку на конечные станции Серпуховско-Тимирязевской и отчасти Калужско-Рижской линий метро. Позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по Дмитровскому шоссе и местной улично-дорожной сети.

Станция метро «Физтех» будет готова в 2022 году
Тоннель до станции метро «Физтех» пройдет под землей
Две пересадки с салатовой ветки на БКЛ появятся в 2022 году
Какой будет станция метро «Лианозово»