Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

МКА совместно с Архнадзором проработала проект реконструкции Каланчевского путепровода

Темы в материале

Путепровод на Комсомольской площади после реконструкции получит архитектурный облик, изначально задуманный его создателем архитектором А.В. Щусевым. Кроме того, увеличение количества железнодорожных путей с двух до четырех обеспечит полноценную работу Московских центральных диаметров (МЦД). Об этом рассказал главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры Сергей Кузнецов.

«Важным этапом для развития МЦД является соединение железнодорожной инфраструктуры Ленинградского, Казанского, Ярославского и Курского вокзалов на Каланчевском путепроводе. При этом исторический облик моста, который является памятником архитектуры неоклассицизма, сохраняется. Мы консультировались с коллегами из «Архнадзора» и Департамента культурного наследия и решили, что реконструкция не только должна решать практическую транспортную задачу, но и отдать дань уважения великому автору. В проекте мы предлагаем вернуться к первоначальным эскизам Щусева и сделать высокие изогнутые металлические фермы. С технической точки зрения, конструкция путепровода станет более прочной, чтобы выдержать увеличившуюся нагрузку», - пояснил Сергей Кузнецов.

Полная длина участка реконструкции мостовых сооружений с вставками из насыпей составляет около 370 метров, после проведения работ она составит 386 метров. «На каждом участке запроектировано по три арочных пролетных строения, представляющих собой фермы, выполненные в виде арок. Их опоры толщиной 1,5-4,5 метров будут изготовлены из монолитного железобетона, а сверху облицованы гранитом. Максимальная высота конструкций составит 21 метр», - пояснил Сергей Кузнецов.  

Проектировщик – Новосибирский проектно-изыскательный институт «Сибжелдорпроект».

Историческая справка:

Летом 1912 года на Каланчевской площади (ныне Комсомольская площадь) вместо временного моста стала возводиться постоянная эстакада. Первоначально железнодорожный путепровод представлял собой чисто инженерное сооружение временного характера. В это же время на Каланчевской площади развернулось строительство здания Казанского вокзала, спроектированного архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым (он победил в конкурсе на проект Казанского вокзала, устроенном Обществом Московско-Казанской железной дороги в 1911 году). Близость путепровода к проектируемому вокзалу заставила Щусева горько жаловаться на пренебрежение к вопросам архитектуры, проявленное Министерством путей сообщения. В 1912 году он обратился по этому поводу в Академию художеств с просьбой выступить на защиту интересов города. И вот, по заказу Министерства ему поручили заняться архитектурой путепровода. Первый его вариант напоминал Кремлевскую стену, увенчанную рядом крепостных зубцов. Однако в последующих вариантах зодчий отказался от этой излишне театрализованной темы. Все последующее проектирование развивалось в неоклассическом ключе. Мотив повторяющихся арок, заявленный в первом варианте, стал главенствующим, а художественным акцентом — высокие изогнутые металлические фермы мостов, украшенные двуглавыми орлами. В таком варианте путепровод стал играть важную часть в ансамбле всей площади. Однако к концу 1912 года Московская городская управа, во избежание транспортных заторов, приняла решение в два раза расширить проезды в теле путепровода на вокзальную площадь и добавить еще один южный проезд со стороны Рязанской улицы. Щусеву пришлось отказаться от ферм и положить мосты на массивные вертикальные опоры.