timelapse

Осмотр хода работ по благоустройству площади Тверская Застава

Темы в материале

Сергей Собянин: Коллеги, площадь Тверская Застава была своего рода окном в Европу. Отсюда, с Белорусского вокзала уходили поезда на запад, Ленинградский проспект вел к Северной столице — Санкт-Петербургу. Это ключевая площадь Москвы, она превратилась, к сожалению, в 1990-е годы в жалкое зрелище. Вначале здесь все было заставлено ларьками, велась хаотичная торговля, затем все это превратилось в сплошную стоянку машин, беспорядочное движение и постоянную пробку. Затем возникла удивительная идея создать здесь торговый центр, который бы усугубил все эти проблемы, которые здесь есть. Для этого были вырыты котлованы, практически начиналась стройка. В 2011 году начали переговоры с инвестором, в течение нескольких лет урегулировали этот вопрос и сняли эту проблему. Затем возникла еще одна уникальная идея — построить развязку, потому что здесь пробки. Считалось: «Давайте сделаем эстакады, и здесь все полетит». Тот анализ, который мы проводили, в том числе и с МАДИ, показал, что в развязке нет никакой необходимости, она ничего не дает, кроме того, что мы просто убьем историческую площадь, и больше ничего. И закопаем огромное количество денег.

Поэтому в конце концов приняли решение восстановить эту площадь, вернуть на место памятник Максиму Горькому, вернуть Москве эту историческую площадь, сделать ее действительно одной из самых лучших московских привокзальных площадей. Таким образом, мы шаг за шагом, раз за разом возвращаем одну за другой площади москвичам, делая их качественным общественным пространством, где гуляют с удовольствием тысячи горожан.

Площадь Тверская Застава — это, по сути дела, конечная точка в значительной реконструкции магистрали, начиная от развязки на МКАД, Алабяно-Балтийского тоннеля до полной реконструкции самого Ленинградского проспекта, Тверской улицы, и вот здесь как бы центральное ядро — эта площадь, которая, конечно, является непростой, сложной с точки зрения и коммуникаций, и дорожного движения.

Кстати, должен сказать, что она была очень плохо приспособлена для общественного транспорта, хотя здесь огромное количество людей выходит с Белорусского вокзала, из метро — и попадает в такую неприглядную атмосферу. Мы увеличиваем в разы количество остановочных павильонов, продлеваем трамвайные пути, делаем разворотное кольцо, таким образом сокращая практически на 500 метров расстояние от вокзала до трамвайных путей. Сами трамвайные пути делаем другого качества. Я знаю, что жители весной очень волновались и волнуются, наверное, до сих пор, что трамвай будет шумным, что будет им некомфортно, я надеюсь, что этого не произойдет. Эти трамвайные пути бесшумные, рельсы качественно уложены, и сами трамваи совсем другие. Мы запускаем лучшие трамваи города на эту улицу — «Витязь-М», которые уже закуплены, это наши, российские, трамваи, очень качественные, международного уровня по качеству. Поэтому и эта проблема тоже в значительной степени будет решена.

Так что остается еще немного, надеюсь, до конца этого месяца, буквально за несколько недель все основные работы здесь будут завершены. И приглашаю вас на официальное открытие площади и новое рождение памятника.

***

Участники встречи: Мы придем ведь.

Сергей Собянин: У вас какие ощущения от реконструкции?

Николай Шумаков (президент Союза архитекторов России): Прекрасные. Я счастлив, во-первых, что памятник вернулся, это же наше историческое наследие, сама Мухина делала! Вера Игнатьевна Мухина. У нас ее наследие в Москве — это «Рабочий и колхозница», на Цветном бульваре маленькие стоят, две прекрасные девушки, и Горький. И пожалуй, все. То есть надо было все силы приложить, для того чтобы вернуть памятник. И слава богу, что он вернулся.

Еще я счастлив, что и трамвай вернулся. Я представляю, как он будет шуршать без всякого звона-перезвона, и бесшовные рельсы — понятно, что это хорошо. Да еще с кондиционером.

Сергей Собянин: Вы живете тут где-то?

Наталья Колли (местная жительница): В 36-м доме вот в этом, да.

Сергей Собянин: Фасады везде подремонтировали, выглядят исторические дома совсем по-другому. Вот эти провода будут сняты, здесь хорошее освещение будет, здесь вид другой будет. Вид из окон, конечно, будет уже другой.

Наталья Колли: Так что да, я тоже очень довольна, я родилась вот в этом доме. В 1949 году.

Сергей Собянин: Да? То есть вы всю историю этой площади помните. На ваших глазах все это происходило.

Наталья Колли: Да, я все видела. Пережила. И в том числе я участвовала в разработке… Во-первых, у меня муж — архитектор, который делал дипломную работу по организации транспортной развязки здесь…

Сергей Собянин: Здесь, да?

Наталья Колли: Да. Это был 1974 год.

Сергей Собянин: Да что вы! Замечательно.

Наталья Колли: Но это была просто дипломная работа, а потом, уже в 2000 году, как раз вот проект мы разрабатывали. Ну наверное, хорошо, что этого не случилось. Я считаю, замечательно, что памятник вернулся, что тут, в общем-то, будет прекрасное место для отдыха. Я помню его очень зеленым, роскошная сирень цвела, поэтому все было очень хорошо. И думаю, что будет хорошо.

Сергей Собянин: В районе Триумфальной площади мы изменили логистику движения и перекрыли даже один ряд. На самом деле само движение не ухудшилось, просто оно стало организованным. Дало возможность прохода к филармонии и создало такую площадку, на которой постоянно зимой и летом большое количество людей. И здесь, я уверен, будет то же самое.

Александр Чекмарев (руководитель направления «общественный транспорт» экспертного центра Probok.net): Местные жители уже вовсю ждут трамвай, мы вот с коллегами встречались на той стороне, просто подходят люди и спрашивают: когда запустите трамвай? То есть вообще надо понимать, что этот пересадочный узел в центре — один из крупнейших на самом деле, как мультимодальный, между несколькими видами транспорта: железной дорогой, линиями метрополитена, сейчас сюда подтягивается трамвай.

Сергей Собянин: Восемь маршрутных автобусов по всему Ленинградскому проспекту.

Александр Чекмарев: И важно, что все они будут сконцентрированы вот здесь вот на площади, то есть здесь будет остановка одного автобуса — в сторону центра, пересадка между видами транспорта будет происходить буквально в 20 метрах, потому что до этого, с одной стороны, одна остановка была на Бутырской улице, а трамвай находился. Люди выходили из вокзала и, в принципе, даже не знали, что здесь вообще трамваи есть.

Я могу сказать, я сам оканчивал Университет путей сообщения, который здесь находится рядом. У нас многие преподаватели, многие студенты, кто живет по Белорусскому направлению, всегда раньше пользовались трамваем. Когда трамвая не стало, на самом деле все стали ходить пешком. Сейчас эта проблема будет решена на хорошем, качественном уровне нового транспортного сообщения. Поэтому в этом плане это огромный шаг вперед с точки зрения развития общественного транспорта и пешеходных связей конкретно в этом большом узле.

Илья Петушков (ведущий консультант michain.com): И я тоже добавлю немного. Я думаю, что есть еще один момент, о котором не упомянули. Дело в том, что Белорусский вокзал фактически является основной точкой входа для города, для большой части нашей страны, потому что аэропорт Шереметьево связан с Белорусским вокзалом аэроэкспрессом. Соответственно, все люди, которые прилетают в Москву из других стран или из российских городов, они, так или иначе, попадают на Белорусский вокзал, попадают на эту площадь. И то, что на этой площади была неприглядная обстановка и бесконечная стройка…

Сергей Собянин: Первое впечатление от страны...

Илья Петушков: Да, первое впечатление от страны, от города было очень странное.

Александр Чекмарев: Вечная стройка.

Илья Петушков: И мне кажется, что этой площади придан наконец вид и функции, которые в первую очередь ориентируются на людей, на пешеходов, на качество прибытия, потому что в международной практике градостроительного развития такой термин, как качество прибытия, имеет очень большое значение. И первое впечатление от города очень важно. Поэтому мне кажется, что эта история очень важна, и площадь действительно одна из ключевых в городе, и очень здорово, что такие преобразования в Москве происходят.

Сергей Собянин: Мы очень внимательно относимся к памятникам архитектуры, к памятникам культуры. Они находятся под защитой федеральных законов, законов города Москвы. Вся общественность очень тщательно следит за ними. А вот по поводу общественного пространства: считалось, по крайней мере, что это что-то второстепенное, можно на бульдозере заехать и перерыть, можно перекорежить, можно там торговый центр построить, можно лишить площади москвичей — никто не охраняет ее, никто не возмущается и так далее, и тому подобное.

Я считаю, что общественное пространство Москвы, ее площади имеют не меньшую, а может, даже большую ценность для города и должны так же охраняться. Все горожане должны бережно относиться к их истории. И то, что мы реконструируем и возвращаем городу площадь за площадью, в том числе Тверскую Заставу, мне кажется, это закономерный, правильный, справедливый исторический процесс.

Так что поздравляю с этими решениями и надеюсь скоро вас увидеть на открытии площади. Спасибо!