Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Альтернативная Москва: неосуществленные проекты строительства в 1930-1950-х годах

Темы в материале

Архитектурный ландшафт Москвы выглядел бы совершенно иначе, если бы творцам позволили осуществить их порой безумные и смелые идеи – горизонтальные небоскребы, мегавысотки и транспортные хабы будущего. В большинстве случаев реализации проектов помешали экономические или идеологические причины. Но какой вид имели бы привычные нам места и районы столицы – Красная площадь, парк «Зарядье», Пушкинская площадь, – если бы эти планы были воплощены в жизнь?

Архитектурный краевед и научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин рассказал о неосуществленных проектах строительства в столице в период с 1930-х по 1950-е годы.

Строительный бум начала XX века

В конце XIX века Москва постепенно превращалась в индустриальную столицу центральной части Российской империи и становилась похожа на «железнодорожный клубок»: если взглянуть на экономическую карту современной России, можно увидеть, что железные дороги сходятся на Москве. В тот период это дало мощный толчок развитию города – прежде всего, как логистического центра, но еще и деловой столицы. В то время как в Санкт-Петербурге размещались штаб-квартиры крупных банков, банкирских домов, акционерных обществ, крупных компаний промышленников, в Москве было огромное количество деловых предприятий. Например, ни в одном другом городе Российской империи не было такого делового квартала, как Китай-город, обычно деловые здания были рассредоточены по центру.

В связи с экономическими и политическими событиями, которые происходили в стране, для Москвы XX век оказался роковым, но при этом интересным. Еще один фактор, который повлиял на своеобразный архитектурный ландшафт того времени, заключается в том, что 12марта 1918 года решением советского правительства столица России была перенесена в Москву – город просто вынужден был меняться.

 

Стали появляться современные строительные материалы – например железобетон, – которые дали возможность строить ввысь. Помимо этого, в Москве начала дорожать земля, и домовладельцы пытались выжать максимум со своих участков. Поэтому архитектурные проекты той поры поражают воображение. Тем не менее не всем суждено было воплотиться в жизнь – многие так и остались в архивах.

 

Горизонтальные небоскребы Эль Лисицкого

Проект московских небоскребов советского инженера, архитектора и художника Эль Лисицкого – одна из идей, которые опередили свое время. По задумке, на Бульварном кольце на пересечении с радиальными магистралями должны были появиться высотные здания «на ногах».

 

 

Такая идея была обусловлена желанием сохранить окружающую застройку, которая на тот момент представляла собой прежде всего материальную, а не историческую ценность. Архитектор посчитал, что на таких больших площадях будет возможным сделать «уплотнение» с помощью комплекса жилых домов. В «ногах» предполагались лестничные клетки и лифтовые шахты, с помощью которых можно было подниматься в горизонтальные небоскребы.

При этом такое строение не мешало бы проезду автотранспорта и проходу пешеходов. Эта идея оказалось очень новаторской: на эскизах зданий можно увидеть прообраз того, что появится уже в конце XX – начале XXI века, например, жилой и деловой комплекс на месте старого порта в Кёльне. Там концепция зданий «на ногах» была применена, чтобы сохранить старые постройки.

 

Здание Наркомтяжпрома

В начале 30-х годов XX века Наркомтяжпром – Народный комиссариат тяжелой промышленности, возглавляемый Г.К. Орджоникидзе, – был одним из самых мощных народных комиссариатов. Чтобы подкрепить эту величину, был затеян проект строительства нового здания. Он несколько раз менял свое местоположение: изначально он должен был быть реализован на месте Верхних торговых рядов. Для его возведения власти готовы были пожертвовать исторической застройкой: к сносу предназначались ГУМ, дома в районе улиц Никольской и Ильинки. Но в итоге проект сместился в сторону Зарядья.

 

 

Конкурс проводился в период окончательного поворота советской архитектуры от авангарда к неоклассике. В нем участвовали 12 архитекторов, среди которых было много известных представителей этой профессии. Один из них – Иван Леонидов. Он представил на конкурс композицию из трех башен – прямоугольной, круглой и пространственной в плане. Этот проект можно назвать самым футуристическим – это своеобразный предвестник архитектуры модернизма. Башня на эскизе очень похожа на современные небоскребы.

Еще один проект принадлежал Константину Мельникову: здание развернуто к Красной площади, вдали виден Большой театр. По задумке, пространство Исторического музея, современной Никольской улицы и до Театральной площади должно было быть расчищено, чтобы обеспечить обзор на будущую площадь и монументальное здание. «База социализма – тяжелая промышленность. Это должно быть выражено в монументальном здании Наркомтяжпрома», – комментировал свой проект Константин Мельников.

 

Высотка в Зарядье

Проект братьев Весниных на конкурс здания Наркомтяжпрома тоже стал предвестником архитектуры, которая появится только во второй половине XX века. Это чисто конструктивистский вариант: четыре большие пластины, железобетонный каркас, массивное остекление – и все это с видом на Красную площадь. На здании предусматривалась установка прожекторов, которые бы ее освещали. Когда этот проект сместился в Зарядье, его архитектура начала меняться. Это было уже абсолютно другое здание, которое отчасти напоминало те, что появятся в столице только через десять лет – московские сталинские высотки. Сам проект ушел в никуда – после смерти Орджоникидзе Наркомтяжпром потерял свое былое значение и идея конкурса сошла на нет. А в Зарядье стали проектировать дом ЦИК, но и этот проект не нашел своей реализации из-за начавшейся войны.

 

 

В послевоенный период было не до фантастики – нужно было восстанавливать страну и заниматься развитием города. Чтобы отпраздновать 800-летие Москвы, в августе 1947 года Советом министров СССР было принято решение о строительстве восьми сталинских высоток. Здание восьмой из них должно было служить симметрией довоенному Дворцу Советов. Этот крупный и масштабный проект долгое время был засекречен, поэтому возникало огромное количество неправдивых слухов. Уже в современной России во время развития конкурсного проекта парка «Зарядье» по указу Президента Владимира Путина архивы были рассекречены и вся документация оказалась в открытом доступе – в том числе для того, чтобы можно было работать над проектом по развитию парка.

 

Восьмой высотке в Зарядье было не суждено появиться: строительство было заморожено. На ее готовом стилобате построили гостиницу «Россия» по проекту Дмитрия Чечулина.

 

Пушкинская площадь

Что касается Пушкинской площади, существовало много разных проектов для ее развития. Еще до революции здесь возникло большое количество синематографов, где были не только различные издательства, но и кинотеатры и рестораны, благодаря чему это пространство стало одним из самых любимых и популярных у москвичей. Однако уже в советское время стало понятно, что подобные здания синематографов небольшого размера неудобны. Тогда возник проект строительства центрального кинотеатра на месте Страстного монастыря. Изначально он предусматривал мощное здание с колоннами в духе сталинского триумфа по проекту Г.П. Гольца.

 

 

Однако поскольку в ноябре 1955 года началась борьба с архитектурными излишествами, молодой архитектор Ю.Н. Шевердяев придал зданию более упрощенный вид. В его композиции нашли развитие идеи Константина Мельникова: балкон зрительного зала был вынесен на 6-метровую консоль, а уклон зала читался через остекленный фасад здания.

 

Однако и этот проект оказался не совсем удачным из-за того, что архитектор ставил здание на один уровень с самой площадью. Таким образом, никак не решалась транспортная проблема: ведь здесь находится разворотное кольцо общественного транспорта, и нельзя было безопасно попасть к кинотеатру со стороны Пушкинского сквера. Тогда было принято решение поднять здание на высокий стилобат и сделать лестницу, перекинутую через автомобильный проезд и связавшую фойе с пешеходной зоной бульвара. Однако с этими изменениями преобразился и вид здания – оно приобрело черты брутализма. Кинотеатр открылся ко II Московскому международному кинофестивалю, который состоялся в июле 1961 года и стал его главным залом.

 

В Коммунарке археологи нашли монеты времен Золотой Орды

Александра Копелян