timelapse

Алабяно-Балтийский закончат осенью

Темы в материале

Строительство Алабяно-Балтийского тоннеля  (АБТ) в составе транспортной развязки на Соколе - стройка, известная на всю Москву, работы продолжаются семь лет и в этом году должны полностью завершиться. С поверхности оценить масштабы стройки трудно: везде строительная техника, стройматериалы, разрытые траншеи и грунт - работа кипит, и кажется, что конца ей не будет. Реальная картина становится понятной только когда спустишься под землю.

Алабяно-Балтийский строится в сложных инженерно-геологических условиях, в районе со сложившейся городской застройкой, большим количеством подземных коммуникаций и непрерывным движением автотранспорта. В таких условиях, пожалуй, тоннели еще не сооружались, отмечают сами строители.

Стройка началась в 2007-м и постепенно подходит к концу. «По готовому направлению тоннеля движение, в принципе, можно пустить, например, по реверсивной схеме. В полном объеме весь тоннель может быть запущен уже осенью», - говорит  Николай Сула, главный инженер проекта проектного института «Космосстройпроект», выпускающего рабочую документацию по строительству АБТ.

15 августа для журналистов городских СМИ Департамент строительства Москвы организовал пресс-тур, чтобы они смогли увидеть строящийся тоннель и оценить степень его готовности ко вводу.

Три в одном

Алабяно-Балтийский тоннель (АБТ) - часть будущей Северо-Западной хорды.  Новый тоннель на Соколе  будет состоять из трех направлений: два из них (по три полосы) соединят под Ленинградкой улицы Балтийская и Алабяна, третье (начинается в районе Часовой улицы) даст автомобилистам выход с Ленинградского шоссе на Большую Академическую улицу.

Алабяно-Балтийский тоннель - уникальное сооружение, и не только для Москвы: его прокладывают под землей на глубине порядка 30 метров, при том что над ним проходят еще два действующих автомобильных тоннеля, Ленинградский и Волоколамский, Замоскворецкая линия метрополитена и подземный пешеходный переход.

«Строители проводят поистине ювелирную работу, - рассказывает Николай Сула. - Ведут работы очень осторожно, поэтапно.  Над строящимся тоннелем работает линия метро, и пассажиры, проезжающие перегон «Сокол» - «Войковская», не подозревают, что под ними сейчас ведутся столь масштабные строительные работы».

Он отмечает, что движение поездов и автомобилей за все время строительства тоннеля не останавливали ни на минуту.

Особенности стройки под землей

Две «нитки» тоннеля уже готовы, сейчас строители прокладывают сквозное направление,  которое позволит проехать с Балтийской на Алабяна. Проходку ведут классическим горным способом с помощью двух буроразрывных машин. «Это завершающая стадия  в общей массе работ по Алабяно-Балтийскому тоннелю. Остается пройти под землей порядка 50 метров, выполнить конструкцию левой стены тоннеля и замкнуть снизу лоток - после этого можно пустить транспорт», - рассказывает начальник участка подрядной организации НПО «Космос» Алексей Чикунов.

Грунты в этом районе сложные, обводненные, поэтому перед проходкой были выполнены большие подготовительные работы по их укреплению с помощью современной технологии - струйной цементации. Она позволяет создать в породе буквально новый материал - грунтоцемент, который является полностью водонепроницаемым.

После закрепления породы строители возвели защитное перекрытие - мощную железобетонную коробчатую конструкцию с несущими внутренними железными балками, - под которым можно вести горные работы.

Уже закрепленный грунт разрабатывают небольшие тоннелепроходческие машины. Техника проходит несколько подземных выработок, которые строители закрепляют с помощью специальных стальных рам и уже в этих конструкциях возводят перекрытия тоннеля.

«Главное ведь не сроки, а выполнение оставшейся работы качественно и, главное, безопасно. Но мы планируем, что в середине осени проходка будет полностью завершена», - говорит Алексей Чикунов.

За ходом строительства следят в Центре управления проходкой - на компьютеры ЦУПа в режиме реального времени специальные датчики передают информацию о состоянии конструкций метрополитена и тоннелей. «За все время строительства не было зафиксировано никаких критических отклонений. Если бы такое случилось - инженеры ЦУП вправе принять экстренные решения по остановке работ», - объясняет Николай Сула.

Глубокий и протяженный

Алабяно-Балтийский тоннель не только глубокий, он еще и длинный - 2 км. Протяженность тоннеля оценили все журналисты, которым пришлось пройти пешком от штаба, расположенного на Балтийской улице, по одной из готовых «ниток» тоннеля до выхода на улицу Алабяна.

В таком протяженном и глубоком тоннеле обязательно должна быть построена система вентиляции, она может быть принудительной или естественной. Это необходимо для безопасной эксплуатации тоннеля. «Было принято решение отказаться от строительства принудительной вентиляции, которая потребовала бы возведения дополнительных вентиляционных камер, вентиляционных киосков на поверхности, где достаточно плотная городская застройка. Мы используем схему естественной вентиляции», - рассказывает Николай Сула. Для этого на всем протяжении тоннеля предусмотрены широкие открытые участки для проветривания, где будут установлены струйные вентиляторы, которые помогут прогонять чистый воздух через закрытые участки тоннеля.

Следует также упомянуть систему водоотведения, которая поможет быстро убирать воду с проезжей части тоннеля. По всей длине подземного сооружения через каждые 30 метров обустроены дождеприемные колодцы, куда будет поступать вода по продольным уклонам. Для откачки воды по системе канализации будут установлены автоматические насосы.

 Алёна Черяпкина,  собственный корреспондент