timelapse

Факторы бесспорного успеха

Темы в материале

Новая Москва должна стать лучшим местом для жизни, работы, отдыха – Владимир Жидкин.

Редакция попросила руководителя департамента развития новых территорий Владимира Жидкина рассказать о философии проекта расширения столицы и о том, какой станет новая Москва в обозримом будущем.

Опрос, проведенный накануне присоединения территорий, показал, что 41% жителей региона одобряет такое решение и ровно столько же отнеслось к этой перспективе отрицательно. Были скептики, считавшие проект новой Москвы виртуальным, несбыточным. Вопросов действительно возникало множество. Сохранятся ли природные «легкие» Москвы? Не станет ли возможный переезд «ссылкой» для москвичей? Как быть с работой, детсадами, школами, медицинским обеспечением? Жители новых территорий и москвичи, имевшие здесь участки, опасались «земельной экспроприации» – вдруг отнимут драгоценные сотки для нужд мегапроекта… Убедить людей в преимуществах цивилизованного и бережного освоения новых территорий могли только бесспорно положительные практические результаты.

Последнее серьезное расширение Москвы произошло в 1960 году. Тогда Совмин СССР решил переместить границы Москвы от Малого кольца МЖД к МКАД. Территория города увеличилась практически в два раза. На месте бывших городов и поселков выросли спальные районы – Строгино, Очаково, Бирюлево и т.д. Прошло чуть больше полувека – границы города опять расширяются, снова появляется новая Москва. Но на этот раз прирастание новыми территориями и жителями – не самоцель.
Задача столичных властей – сделать присоединенные к Москве территории неотъемлемой частью мегаполиса, комфортным местом для жизни, работы и отдыха, перенести центры деловой активности за пределы прежних границ, сформировать комфортную городскую среду. Завершается разработка территориальных схем Новомосковского и Троицкого округов. Мэр Москвы поставил задачу органично интегрировать новые территории в существующую среду мегаполиса. Мы не делим столицу на старую Москву и новую, ведь город – это единый организм, важно достичь баланса между его частями. Все эти задачи принципиально отличались от тех, которые решались при расширении Москвы в предыдущие периоды.

Важно отметить факторы, обеспечивающие не декларативные, а реальные гарантии успешной реализации мегапроекта. Во-первых, правовая и финансовая обеспеченность. Проект учитывает перспективы до 2025 года. То есть мы четко представляем и понимаем, что предстоит сделать за 10 лет. Есть и второй уровень планирования, так называемый средний прогноз: с 2025 по 2035 год. По нашим примерным оценкам, за 20 лет будет вложено около 7 трлн рублей. Это как бюджетные деньги, так и средства инвесторов. Уже сегодня мы закладываем перспективные возможности строительства на последующие годы.

Второй бесспорный факт – принятый в 2013 году Федеральный закон № 43 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призван соблюсти баланс государственных, общественных и частных интересов. И принятый закон достиг этой цели – ни один судебный спор по поводу изъятия земель еще не зафиксирован. Дело в том, что в законе нет положения об изъятии земель. А есть положение о выкупе, причем по рыночной стоимости.

Третье обстоятельство успешного развития новых территорий, на мой взгляд, – кардинальное изменение инвестиционного курса в строительстве. Благодаря механизму договорных и согласительных процедур правительство Москвы планирует половину требуемых инвестиций для преображения территорий новой Москвы привлечь из внешних источников.

Чего греха таить, раньше инвесторы не обременяли свой бизнес вопросами параллельного строительства соцобъектов, дорог, инфраструктуры. Прибыль на рынке недвижимости приносили объемы построенного жилья. Руководству города и нашему департаменту стоило немалых усилий переломить эту практику. Нынешний год должен стать поворотным в деле выравнивания былого несоответствия, поэтому и стали приоритетными именно социальные объекты. Надо отметить, что смещение вектора в сторону социалки инвесторы, как правило, воспринимают с пониманием. Они все больше убеждаются в том, что жилье на освоенных с точки зрения инженерной, дорожной, социальной инфраструктуры участках становится куда привлекательнее. И вот тому подтверждение: за два года стоимость квадратного метра недвижимости в новой Москве в среднем выросла с 50 тысяч до 80 тысяч рублей.

Еще одним положительным фактором стала объективная возможность реализовать новую градостроительную политику, направленную на полицентрическое развитие города. Новая Москва будет иметь сразу несколько центров деловой активности, в которых планируется создать новые рабочие места. Власти уже создали здесь 40 тысяч рабочих мест. Всего же в ближайшие 30–35 лет на присоединенных территориях появится 100 млн кв. метров недвижимости и 1 млн рабочих мест.

Характерной особенностью подхода к проектированию жилых кварталов и микрорайонов в новой Москве является планировочная структура, позволяющая формировать завершенный, замкнутый периметр квартальной застройки. Первые этажи вдоль основных улиц и бульваров используются для размещения организаций общественного назначения. Новоселы обеспечиваются объектами социальной инфраструктуры в соответствии с московскими нормами, которые включают ДОУ, школы, поликлиники и больницы, пожарные депо, физкультурно-оздоровительные, парковые комплексы. Всего в период с 2014 по 2017 год в новой Москве построят порядка 67 объектов социальной инфраструктуры. Более того, жители новых территорий имеют реальную возможность вносить в строительные планы свои предложения.

Рост привлекательности новой Москвы обеспечивается активным строительством дорог, развитием всей транспортной инфраструктуры. 1 июля введен в эксплуатацию первый значимый дорожный объект. Это реконструированная четырехполосная дорога от Киевского шоссе до Калужского шоссе (Саларьево – Мамыри, 4,6 км). Помимо этого в июле открыта еще одна реконструированная дорога – от Боровского до Киевского шоссе (Рассказовка – Московский, 2,91 км). Эти дороги обеспечат связи между районами новой Москвы, снизят коэффициент транспортной нагрузки на магистрали.

До 2018 года на новых территориях планируется реконструировать и построить 14 дорог протяженностью 137,2 км. А в плановых показателях до 2035 года цифры еще более впечатляющие: реконструкция 381,7 км дорог и строительство 476,8 км улично-дорожной сети.

В 2014 году на новых территориях будут введены две первые станции метро – «Румянцево» и «Саларьево» (Сокольническая линия). Протяженность этого участка – 6,5 км. Суммарная загрузка «Саларьево» составит около 24 тысяч человек в утренние часы пик. Рядом со станцией проектируется транспортно-пересадочный узел, который станет одним из самых крупных в Москве.

Если такие темпы сохранятся, в чем нет сомнений, то планы строительства до 2025 и даже до 2035 года вполне выполнимы. Новая Москва станет лучшим местом для жизни, работы, отдыха.