timelapse

Каким будет речной фасад столицы

Темы в материале

1 августа был дан старт приему заявок на участие в международном конкурсе на разработку градостроительной концепции развития набережных и прилегающих территорий Москвы реки. Произошло это на теплоходе «Валерий Брюсов», пришвартованном к берегу Крымской набережной, с участием представителей Москомархитектуры и НИиПИ Генплана Москвы.

- Москвой-рекой мы серьезно занимаемся уже несколько месяцев, – отметил главный архитектор города Сергей Кузнецов. – Институт Генплана прекрасно выполнил работу по сбору исходных данных, благодаря чему мы располагаем полной картиной того, что происходит с главной водной артерией столицы. Эта картина и станет основой для работы конкурсантов над градостроительной концепцией развития Москвы-реки.

Цифры, которые озвучил Сергей Кузнецов, не оставляют сомнений в том, что это действительно мегапроект, колоссальный по своей значимости и гигантский по объему работ. Общая площадь прибрежных территорий, по которым предстоит творческая работа участников конкурса, составляет не менее 3,5 тыс. га. Территория же под самой Москвой-рекой – 10 400 га, или 10 процентов территории города в старых его границах. При этом к реке тяготеет еще большее число площадей. По оценке Москомархитектуры, до 20 процентов столичной территории в той или иной степени испытывает влияние Москвы-реки.

Влияние это в разные времена было разным. По словам Сергея Кузнецова, трепетное отношение к архитектуре, наблюдавшееся в нашей стране до начала 1950-х, трансформировалось и на архитектуру реки. В центральной части города появились прекрасные набережные, мосты, и этот речной фасад до сих пор остается визитной карточкой столицы.

Что касается формирования облика реки на городской периферии, здесь все не так здорово. И прежде всего с точки зрения формирования общественных пространств, транспортной инфраструктуры. К появлявшимся на берегах объектам во второй половине прошлого века не предъявлялось и особых архитектурных требований. Здесь появилось много промышленных зон, а сохранившаяся «зеленка» оставалась большей частью заброшенной.

Достаточно сказать, что из 200 км набережных, находящихся в городской черте, сейчас не благоустроено 44 процента.

Только в наши дни отношение к доступности реки, ее внешнему облику стало меняться, благодаря чему пешеходной стала Крымская набережная, большое внимание речной теме уделено в проекте будущего парка «Зарядье». Но работы в этом плане еще непочатый край. Проект развития территории Москвы-реки направлен на формирование в городе открытых общественных пространств. Его цель – сделать прибрежную зону максимально доступной.

Конкурсантам в своих концепциях развития прибрежных территорий также необходимо учитывать, что будущая застройка берегов должна способствовать активному развитию использования водного пространства не только в целях жилищного строительства и отдыха, но и в экономических целях, в качестве общественного транспорта. Среди основных задач, которые необходимо решить в рамках проекта, – реорганизация непрофильных промышленных и складских объектов, развитие рекреационного потенциала территории, обустройство набережных для пешеходов и велосипедистов, частичное освобождение набережных от транспорта и развитие системы водного транспорта.

Работа эта уже идет. В том числе в рамках таких крупных проектов, как реновация промзоны «ЗИЛ». Так что начинать придется не с чистого листа. В этой связи Сергей Кузнецов подчеркнул, что конкурсантам все это нужно учесть в ходе работы над проектами концепций.

При подготовке к конкурсу отдельная аналитика была проведена по мостам и транспортной связанности берегов. Она тоже неутешительна. Если в центре мы имеем приличную плотность мостов, сопоставимую с европейскими городами, то на периферии наблюдаются огромные прорехи. Особенно на юго-востоке города, где расстояние между мостами достигает более 17 километров! Поэтому на преодоление реки в этих районах приходится тратить слишком много времени. Из 35 мостов лишь 4 являются пешеходными. На это обстоятельство главный архитектор попросил конкурсантов обратить особое внимание.

По словам Сергея Кузнецова, строительство новых мостов будет способствовать развитию поперечных транспортных связей. При этом Москва-река перестанет быть естественным разделителем городской ткани.

При развитии транспортной функции Москвы-реки в ее акватории могут появиться и транспортно-пересадочные узлы, объединяющие различные виды транспорта. Заместитель руководителя научно-практического объединения транспорта и дорог НИиПИ Генплана Татьяна Сигаева считает, что транспортную функцию реки надо всячески развивать, поскольку сейчас используется далеко не весь транспортный потенциал этой водной артерии. Возможно, первым речным ТПУ станет площадка рядом с ММДЦ «Москва-Сити».

И это не какие-то «хотелки» архитекторов, а общемировые тенденции.

- Города, имеющие сколько-нибудь заметный береговой фронт, считают правилом хорошего тона, помимо общегородских планов, иметь отдельный план развития этого водного фронта, – подчеркнул Сергей Кузнецов. – С градостроительной точки зрения река представляет собой большую ценность. Об этом говорит и аналитика по стоимости недвижимости. Недвижимость, расположенная на первой береговой линии, всегда дороже как минимум на 10 – 15 процентов. Поэтому надо понимать, что в реке скрыт большой инвестиционный потенциал.

В качестве примера главный архитектор привел Гамбург, где после проведения аналогичного конкурса этот инвестиционный потенциал был с успехом реализован. Таких примеров много и в Испании, Франции, Норвегии, других странах. Кстати, города, где это было сделано, во многих случаях по климату практически не отличаются от Москвы. И это не мешает им большую часть года использовать реки в качестве транспортных артерий.

И.о. директора НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматулина продолжила тему развития транспортной инфраструктуры Москвы-реки. Сегодня здесь более 70 причалов, в том числе 10 грузовых, два десятка грузовых портов. То есть береговая транспортная инфраструктура на реке имеется. Проблема однако та же – распределена она неравномерно. Где-то густо, а где-то пусто. Те же туристические поездки по реке практикуются в основном на северо-западе. На юго-востоке их практически нет, хотя здесь москвичи и гости столицы тоже были бы не прочь прокатиться по водной глади. Тем более что в этой части река наиболее приспособлена для судоходства. Так что конкурсантам тоже есть над чем подумать.

Не очень эффективно используются и возможности реки для перевозки различных грузов. Из 60 млн тонн общего грузопотока в Москве водный транспорт берет на себя сейчас около 9 млн. По словам Каримы Нигматулиной, в советские времена эта цифра была куда выше. Так что потенциал у реки в этом плане есть. Но стоит ли увеличивать объемы грузоперевозок по ней, насколько рентабельно это будет? На этот вопрос тоже предстоит ответить авторам будущей градостроительной концепции развития реки и прибрежной территории.

Пассажирские перевозки по Москве-реке в основном носят туристический и рекреационный характер. И интерес к ним растет. Если в 2011 году объем пассажирских перевозок составлял около 750 тыс. человек, то сейчас эта цифра выросла до 1,3 млн Буквально за три года – практически двукратный рост! Это говорит о том, что москвичи свою реку любят. И ее возможности в плане рекреации надо наращивать. Посмотрите, в такие жаркие дни, как сейчас, заполнены и прогулочные суда, и Крымская набережная с открывшимся недавно цветомузыкальным фонтаном.

А вот чего реке не нужно, так это дебаркадеров, расплодившихся в последние годы и превратившихся зачастую в злачные места. Против них решительно высказался главный архитектор города.

- Я считаю, что дебаркадерам на реке не место, – сказал Сергей Кузнецов. – Москва-река с архитектурной точки зрения не нуждается в статичных плавучих средствах.

Его поддержал и главный архитектор НИиПИ Генплана Андрей Гнездилов, который считает, что дебаркадеры мешают развитию речного транспорта.

- Дебаркадеры и скоростной транспорт несовместимы, – подчеркнул он. – Именно дебаркадеры вытеснили с реки скоростные «Кометы», которые когда-то здесь курсировали...

О необходимости вывода дебаркадеров из акватории Москвы-реки говорил и заместитель Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. Так что, будем надеяться, в рамках масштабной работы по приведению главной водной артерии столицы к новому облику мы раз и навсегда расстанемся с этим коммерческим явлением.

Сергей Кузнецов развеял опасения и относительно того, что при реализации проекта развития территорий, прилегающих к Москве-реке, сократится площадь зеленых насаждений.

- Сегодня большое количество «зеленых» площадок, расположенных вдоль Москвы-реки, находится в запущенном состоянии, – заметил он. – Фактически это пространство с архитектурной точки зрения не осмыслено и никем не используется. Конкурсанты должны это исправить.