Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы

Присоединяйтесь

Катализаторы развития

5 дек. 2017 г. 14:50

Транспортная политика правительства Москвы направлена на повышение привлекательности общественного транспорта и, как следствие, – снижение загруженности автомобильных дорог.

Оптимизировать весь этот трафик призваны транспортно-пересадочные узлы – современные многофункциональные комплексы, которые позволят не только с комфортом сменить один вид транспорта на другой, но и обеспечат пассажиров сопутствующим социальным и коммерческим обслуживанием.

За последние семь лет в Москве открыты 24 станции метро, а до конца 2020 года планируется построить еще 44, год назад появился совершенно новый вид транспорта – Московское центральное кольцо (МЦК) с 31 станцией.

Кроме того, совсем недавно предложено объединить между собой радиальные направления Московской железной дороги и создать таким образом Московские центральные диаметры. Интегрировать гигантские пассажиропотоки в единую систему и обеспечить пассажирам комфортную пересадку планируется посредством строительства транспортно-пересадочных узлов. 

«Основой всех транспортных узлов должна быть пересадка пассажиров, логистика движения пассажирского наземного транспорта, стыковка с метрополитеном, с железной дорогой, с пригородом. И уже во вторую очередь – все остальное: сервис, обслуживание, локальная торговля и так далее. В первую очередь это должно быть для пассажиров», – поставил перед градостроителями задачу мэр Москвы Сергей Собянин.

Всего в столице запланировано строительство 153 капитальных ТПУ, а также ряда плоскостных перехватывающих парковок. Градостроительный потенциал этих территорий составляет порядка 12,5 млн кв. метров.

Пересадка с комфортом

Транспортно-пересадочные узлы проектируются в качестве своеобразного фундамента, на который будет опираться вся транспортная инфраструктура города. Главная цель транспортных хабов – связать различные виды транспорта и повысить комфорт пассажиров. Технологической частью ТПУ служат станции метро и МЦК – основные виды общественного транспорта Москвы. 

В коммерческой части ТПУ предусмотрены торговые и офисные площади, жилье – все это позволит горожанам жить и работать в пешей доступности от транспортной инфраструктуры, разгрузить трафик на дорогах. Впрочем, зону пересадки отделят от коммерческой: для того чтобы сменить виды транспорта, пассажирам не придется пробираться сквозь магазины или офисы. Таким образом, коммерческие функции дополняют транспортные, но не мешают им. Пересадку организуют по принципу «сухие ноги»: она будет осуществляться в крытых галереях, без необходимости выходить на улицу – под дождь, снег или палящее солнце. 

Транспортные узлы объединят все потоки в единую систему, благодаря чему пересадки станут удобнее для горожан, которые регулярно пользуются общественным транспортом. По подсчетам экспертов, время поездки по городу сократится в среднем на 10–15%. 

В Москве уже накоплен удачный опыт эксплуатации перехватывающих паркингов рядом со станциями метро. Сейчас в городе функционирует 31 плоскостной ТПУ вместимостью 6,6 тыс. автомобилей. Принцип работы таких узлов предельно прост и удобен: паркинг является бесплатным при условии совершения двух поездок на метрополитене в течение дня.

Наличие перехватывающих парковок в составе ТПУ делают для автовладельцев привлекательным вариант поездки по смешанной схеме: автомобиль – перехватывающий паркинг – общественный транспорт. Это позволяет снизить часть нагрузки с переполненных магистралей. По подсчетам экспертов, благодаря развитию сети ТПУ снижение трафика на дорогах на подъезде к Москве составит порядка 20 тыс. машин в утренний час пик, на подъезде к центру города – порядка 16 тыс.

Полицентричный город

Сегодня урбанисты всего мира ориентированы на создание полицентричных городов, в которых деловая и общественная активность имеет сразу несколько точек притяжения в разных районах, что позволяет снизить маятниковую миграцию. Аналогичная стратегия действует и в Москве.

«ТПУ не только обеспечивают пассажирам удобную и быструю пересадку с одного вида транспорта на другой, но и являются катализаторами развития прилегающих территорий, куда инвесторы будут вкладывать деньги, в первую очередь – в создание новых рабочих мест, строительство жилья и социальной инфраструктуры», – объясняет заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Каждый ТПУ станет уникальным проектом, который реализуется в соответствии с нуждами конкретного района. Так, ТПУ «Ховрино» будет иметь агломерационный характер – в его состав войдет остановочная платформа пригородного железнодорожного транспорта. Другим крупным хабом станет ТПУ «Рассказовка», расположенный на одноименной станции Калининско-Солнцевской линии. Туда также будет обеспечен подвоз пассажиров из районов новой Москвы. Примером ТПУ локального характера может служить «Лефортово», в рамках строительства которого будет сделан акцент на благоустройстве территории. 

Все проекты транспортно-пересадочных узлов проходят процедуру публичных слушаний, после которых ТПУ получают не только коммерческий функционал, но и большую общественную функцию. Так, например, в рамках строительства транспортного хаба «Электрозаводская» благоустроят набережную реки Яузы, что позволит превратить ее в новое место отдыха местных жителей, а также возведут стеклянный мост через реку.

Решение о включении физкультурно-оздоровительного центра в состав транспортно-пересадочного узла «Некрасовка», который появится на базе одноименной станции метро Кожуховской линии, принимали сами жители района. Таким образом, участие жителей позволяет насытить ТПУ социальной и даже коммерческой инфраструктурой исходя из существующих нужд района. Пункты полиции, медпункты, МФЦ – все это также проектируется в составе транспортных узлов.

Взаимовыгодное партнерство

Те проекты, где коммерческая часть ТПУ неотделима от технологической, реализуют городские структуры. В остальных случаях к строительству транспортных хабов привлекают инвесторов. Процесс этот происходит на электронных торгах. 

«Для нас, как крупного столичного девелопера, строительство транс-
портно-пересадочных узлов – это возможность разместить здесь современные многофункциональные центры, которые будут включать торговую, офисную и даже жилую части. Здесь сформируется активное общественное пространство, где люди смогут получать необходимые сервисы. Пассажирам это даст возможность максимально комфортно и с пользой проводить время в ожидании транспорта, а жителям близлежащих к хабам территорий – совершать покупки и проводить досуг, не выезжая за пределы района проживания», – объясняет позицию инвесторов в интервью агентству «РИА Новости» Саркис Карапетян, первый вице-президент ГК «Ташир», которая выиграла торги на строительство четырех ТПУ. 

К настоящему времени инвесторы найдены на 14 проектов транспортно-пересадочных узлов, еще три выставлены на торги.

В бюджет Москвы в виде платежей за аренду земельных участков под строительство всех этих 17 проектов в течение шести лет поступит до 23,5 млрд рублей. При этом общий объем инвестиций в их строительство оценивается в 117,3 млрд рублей. Таким образом, коммерческая часть ТПУ становится важным источником дохода для городского бюджета. «Коммерческую часть необходимо строить, чтобы окупить затраты города», – объясняет партнер PWC Вадим Храпун.

Подобная схема взаимодействия, когда городские власти строят транспортную инфраструктуру, а инвесторы вкладываются в развитие прилегающих территорий – распространенная в мире практика. «Земельные участки вблизи станций метро и железной дороги в городах с высокой плотностью населения и перегруженной дорожной сетью, как, например, в Гонконге, имеют более высокую стоимость. Там компания MTR (единый оператор железнодорожной транспортной системы Гонконга) получает от государства землю по низкой цене и сдает или продает ее частным инвесторам, а полученную разницу – «добавочную стоимость» – использует для покрытия расходов на транспортную инфраструктуру. Использование добавочной стоимости для финансирования транспортной инфраструктуры – это только одна из целей. Создание высококачественных общественных пространств и благоустройство территории вокруг станции также имеет важное значение», – объясняет начальник управления инвестиций и международных отношений АО «Мосинжпроект» Елена Степанова.

Мировые тенденции

Сегодня Москва является одним из мировых лидеров в вопросах развития транспорта. Многие мировые эксперты с интересом следят за программой развития ТПУ в городе. Более того, столичные специалисты плотно работают с международными консультантами. Партнерство такого рода, без сомнения, создает синергетический эффект от работы российских специалистов, знакомых с местной спецификой, и иностранными партнерами, имеющими большой опыт в реализации подобных проектов. 
Всестороннее изучение мирового опыта позволяет создавать в Москве уникальные проекты, которые объединят в себе европейский и азиатский опыт.

«Нельзя говорить, что мы полностью скопировали какой-либо проект. Азиатский опыт мы использовали больше как базу знаний для понимания общих требований к проектам такого рода. С практической же точки зрения мы уделяем большое внимание европейскому опыту – например, в Париже мы увидели, как в ТПУ интегрируются железнодорожные вокзалы и торговые площади, а опыт Лондона, в свою очередь, полезен в рамках благоустройства набережных и других территорий», – рассказывает Андрей Малыгин, управляющий директор ООО «Мосинжинвест», компании из инжинирингового холдинга «Мосинжпроект», занимающейся разработкой проектов ТПУ и подготовкой их к торгам. 

Программа развития транспортно-пересадочных узлов еще находится на начальном этапе, но уже проделана огромная подготовительная работа, которая позволит поставить проект «на рельсы». Повышенный интерес инвесторов свидетельствует о востребованности и состоятельности такого градостроительного элемента, как ТПУ. Пристальное внимание городских властей должно гарантировать соблюдение баланса коммерческой и технологической функций транспортных хабов. Все это в конечном итоге должно привести к повышению качества транспортного обслуживания пассажиров и сбалансированному развитию города.

Дмитрий Гвоздиков

Московская перспектива

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • ТПУ
  • ТПУ «Лефортово»
  • ТПУ «Некрасовка»
  • ТПУ «Ховрино»
  • ТПУ «Рассказовка»

Другие материалы по теме

Перекладка дождевого коллектора со строительством подъездной дороги для транспортного обслуживания жилой застройки. Автомобильная дорога
Реконструкция и строительство автомобильной дороги Варшавское шосседеревня Андреевское-деревня Яковлево" Этап 1.2 "Автомобильная дорога от пересечения с Рязановским шоссе до транспортной развязки на пересечении с Варшавским шоссе (включая развязку)
16 дек. 2017 г.
Новая дорога свяжет ТПУ «Рязанская» и Третье транспортное кольцо
Новая дорога свяжет ТПУ «Рязанская» и Третье транспортное кольцо
15 дек. 2017 г.
Автобусы из Финляндии пойдут в Ховрино – Хуснуллин
Автобусы из Финляндии пойдут в Ховрино – Хуснуллин
13 дек. 2017 г.
В Москве проложат подъездные дороги к 55 ТПУ – Хуснуллин
В Москве проложат подъездные дороги к 55 ТПУ – Хуснуллин
5 дек. 2017 г.
Альберт Суниев: «На территории ТПУ инвесторы создадут комфортную среду»
Альберт Суниев: «На территории ТПУ инвесторы создадут комфортную среду»
27 нояб. 2017 г.
Технологическая часть ТПУ «Ховрино» будет готова в 2018 году
Технологическая часть ТПУ «Ховрино» будет готова в 2018 году
25 нояб. 2017 г.
Международный автовокзал в Ховрино откроется в 2018 году - Хуснуллин
Международный автовокзал в Ховрино откроется в 2018 году - Хуснуллин

Новости дня

Все новости
3 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: новое общественное пространство с читальней и спортивными площадками появится в Западном Дегунине
3 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: облик наземных павильонов станции метро «ЗИЛ» напомнит о прошлом завода
3 дек. 2025 г. 11:25
Стартовал прием заявок на премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства – мэр
3 дек. 2025 г. 11:00
На западе Москвы появится новый арт-объект
3 дек. 2025 г. 10:00
Внесены изменения в граддокументацию для реконструкции подстанции в Отрадном
3 дек. 2025 г. 09:20
Около двух тысяч маломобильных граждан и членов их семей получили адаптированные квартиры по программе реновации
3 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Можайском районе реорганизуют четыре участка по проекту КРТ
3 дек. 2025 г. 09:00
В Нижегородском районе началось строительство бизнес-центра со спортивным парком

Просмотренные материалы

Владимир Жидкин: в Новой Москве в 2021 году откроются две поликлиники
Три объекта здравоохранения сдадут в Новой Москве за полгода
В Замоскворечье появится школа танцев
Метро в Восточном Бирюлево может появиться после 2025 года

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика