Москва-река, одна из главных транспортных артерий столицы, сегодня активно участвует в грузовых и пассажирских перевозках. Это крупная полноводная река с активным движением судов, однако в начале 20-го века она практически полностью обмелела. Решить проблему нехватки воды удалось с помощью строительства Канала имени Москвы. С тех пор 80% воды в главной столичной реке берется из Волги.
Проект не только дал мощный стимул для развития города − он подарил столице множество уникальных архитектурных сооружений: каменные набережные, Северный речной вокзал и, конечно же, знаменитую систему московских шлюзов.

Шлюз − это разновидность гидротехнических сооружений, позволяющая кораблям перемещаться между водоемами с разным уровнем воды. По сути, это огромная бетонная коробка с воротами по разным концам, которая работает по принципу лифта. Когда входные ворота открываются, судно заходит внутрь камеры и швартуется. Ворота закрываются, после чего оператор меняет уровень воды до уровня за выходными воротами. Затем они открываются, и корабль покидает шлюз.

Шлюзы имеются на всех судоходных реках, где есть хотя бы небольшой перепад высот. Первая система плотин и шлюзов на Москве-реке − Москворецкая шлюзованная система − появилась к 1877 году, во времена активного движения туерных судов (тýер − разновидность речных судов, движущихся вдоль уложенной по дну водоема цепи).
В те годы шлюзы значительно облегчали проход судов по Москве-реке. Но город рос: появлялись новые предприятия, увеличивалось население. Вместе с тем рос и забор воды из московских водоемов для нужд города. Это сильно отразилось на Москве-реке: она обмелела настолько, что к началу 20-го века о судоходстве не могло идти и речи. Ситуация обострилась к началу 30-х годов, когда население города достигло 3,2 млн. Воды стало не хватать уже даже для бытовых нужд.
Для сравнения: в день на каждого из 3,2 млн москвичей оставалось всего 80 литров воды, в то время, как житель Лондона в среднем потреблял 450 литров воды в сутки, Нью-Йорка − 500.
Чтобы справиться с нехваткой воды и возобновить по Москве-реке судоходство, в 1931 году был разработан план обводнения столицы с использованием волжской воды. Он включал в себя строительство канала до Волги со множеством шлюзов и других сооружений на всем его протяжении. Именно тогда московские шлюзы приобрели свой современный вид.

Строительство канала дало мощный стимул для развития города: более 40 км набережных Москвы-реки и Яузы были благоустроены. Возобновилось судоходство, а за счет выхода к Волге появилось множество пассажирских маршрутов, для которых был построен знаменитый Северный речной вокзал.

В советское время он стал «водными воротами» столицы. Здание Северного речного вокзала выдержано в единой стилистике со шлюзами, что подчеркивает масштабность проекта, ведь недаром его называли «Портом пяти морей». В те времена отсюда ходили корабли до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. В Советском Союзе на тот момент не было сооружений подобного типа: главный архитектор Алексей Рухлядев вдохновился Дворцом дожей в Венеции.

Внешне здание Северного речного вокзала напоминает корабль. При этом, оно украшено фарфоровыми медальонами и мозаиками, а в основании башни стоят четыре статуи − Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец. Внутри вокзала были зал ожидания, ресторан и фонтаны. Свой отдельный зал в здании был у главы СССР Иосифа Сталина.

В 2020 году Северный речной вокзал открылся после масштабной реконструкции. Его украсили восемь копий шлюзов и миниатюра здания. На набережной появился искусственный ручей, имитирующий Канал имени Москвы и его знаменитые шлюзы.
Изначально Северный речной вокзал появился вместе с каналом им. Москвы и Химкинским водохранилищем в 1937 году.
Длина Канала им. Москвы − 128 км. На нем расположено 11 шлюзов, но в черте города находятся только пять. Они носят номера с 7-го по 11-й. Средний размер камеры шлюза 290×29 метров, глубина − 5,5 метров.

Шлюзы № 7 и 8 − самые большие двухкамерные шлюзы канала. Они находятся в месте, где Канал имени Москвы соединяется с Химкинским водохранилищем. Перепад высот между ними составляет 36 метров. Художественное оформление шлюза № 7 посвящено строителям канала.

Оформление шлюза № 8 посвящено теме авиации: из-за близости к нему бывшего Тушинского аэродрома. В облицовке башен обоих шлюзов использованы розовый и серый гранит, черный полированный лабрадор, зеленый диорит и белый мрамор.

На противоположных берегах шлюза № 8 установлены две скульптуры − матрос и девушка с рыбой. Увидеть эти сооружения можно из окна поезда второго Московского центрального диаметра (МЦД-2): его маршрут проходит по мосту над камерой шлюза.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Шлюз № 9, расположенный на Карамышевском спрямлении − однокамерный. Его автор − архитектор Алексей Рухлядев, ученик знаменитого Алексея Щусева.
Девятый шлюз в своем роде уникален: в средней части установлены дополнительные шлюзовые ворота, которые позволяют проводить шлюзование половиной камеры для небольших судов. Особенность этого гидроузла − в искусственно созданных склонах. На одном из них был высажен яблоневый сад. В 2019 году прямо над шлюзом № 9 был перекинут мост Юго-Восточной хорды, а в апреле 2021-го под шлюзом заработал участок Большой Кольцевой линии «Народное Ополчение» − «Нижние Мнёвники».
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад

Увидеть шлюз № 9 в работе можно с расположенного над ним Карамышевского моста, который соединяет улицу Народного Ополчения и Нижние Мнёвники.
Шлюзы № 10 и 11 входят в Перервинский гидроузел на юго-востоке Москвы.

Однокамерный (№ 10), расположенный вдоль Коломенской набережной, пропускает крупногабаритные суда, нивелируя 6-метровый перепад уровней воды.

Увидеть работу этого шлюза можно в период навигации с апреля по ноябрь с высоких берегов парка Коломенское. Через Шлюз № 11 движения нет, он работает как сухой док для ремонта судов.

Обновленный Северный речной вокзал посетило 1,5 млн человек