timelapse

Москва вошла в тройку мировых лидеров по жилищному строительству

Темы в материале

Москва держит рекордный уровень в мире по вводу нового жилья, «конкурируя» с Пекином, Лондоном и Нью-Йорком. Так, в прошлом году в российской столице сдано порядка 8,5 млн квадратных метров жилой площади. В нынешнем году, по всем прогнозам, эти темпы удастся сохранить, а возможно, и нарастить, даже превзойти достигнутый рекорд жилищного строительства. Об этом президенту России Владимиру Путину в минувший вторник доложил мэр Москвы С. Собянин.

В ходе рабочей встречи, которая состоялась в резиденции главы государства в Ново-Огареве, также обсуждались вопросы кадастровой оценки земли, строительства объектов и развития транспортной инфраструктуры в столице.

Строительство жилья

Докладывая президенту России ситуацию со строительством в Москве, С. Собянин сообщил, что по объемам ввода нового жилья столица вышла на рекордный уровень, превышающий итоги докризисного 2009 года. Так, в прошлом 2013 году было построено и фактически уже заселено 8,5 млн квадратных метров жилой площади. Интенсивное жилищное строительство в столице продолжается и в нынешнем году, его темпы не только не снижаются, но и даже наращиваются.

Планируется, что в 2014 году Москва вновь выйдет на уровень 8,5 млн квадратных метров, а вполне возможно, даже превысит рекордные объемы ввода жилья, достигнутые в прошлом году. В этом плане российская столица вполне успешно «конкурирует» с ведущими по строительству жилья мегаполисами мира, например, с Пекином, Лондоном и Нью-Йорком. По рейтингам международной сети аудиторских компаний Pricewaterhouse Coopers, Москва по привлечению инвестиций в жилищное строительство и возможностям города в этом плане находится на втором месте среди всех мегаполисов и городов мира после Пекина.

Российская столица вошла в тройку мировых лидеров по вводу в действие недвижимости, включая жилые площади. Причем таких результатов удалось добиться несмотря на все опасения инвесторов, связанные с мировыми политическими трудностями и так называемой экономической турбулентностью.

С. Собянин в деловом разговоре с Владимиром Путиным отметил, что в Москве удалось значительно нарастить объемы вводимого жилья даже при том, что столичные власти по ряду моментов ограничили в мегаполисе возведение жилых домов.

Так, сейчас правительство Москвы уходит от принципа уплотненной жилищной застройки, которая создает москвичам немало дискомфорта. Столичные власти реализуют стратегическую линию на то, чтобы сделать Москву городом, удобным для жизни, и в этом плане добиваются уменьшения плотности застройки, отводят большие территории для создания в мегаполисе комфортных общественных пространств, в том числе разбивки новых парков, скверов и других зеленых зон, формирования пешеходных маршрутов.

И в рамках этой политики полностью исключена так называемая точечная застройка, которая в прежние годы в Москве практиковалась достаточно активно. Введены и ограничения этажности зданий, акцент, особенно на территории новой Москвы, делается на малоэтажное жилищное строительство. Необходимо отметить, что новые кварталы сдаются под заселение с обязательным созданием на их территории, причем по принципу шаговой доступности для населения, в полном объеме всей необходимой социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, а также формированием развитой дорожно-уличной сети. Одновременно с жилищной застройкой в каждом квартале в соответствии с перспективными потребностями возводятся детские сады, школы, поликлиники, спортивные комплексы, учреждения обслуживания и все остальные необходимые горожанам для комфортной жизни объекты, а также прокладывается дорожно-уличная сеть, оборудуются дополнительные остановки общественного транспорта. Вместе с этим здесь достаточно активно создаются предприятия с новыми рабочими местами, что обеспечивает удобство местным жителям, а также минимизирует так называемую маятниковую миграцию населения столицы, которая стала одной из главных проблем транспортного трафика мегаполиса.

Казалось бы, такой подход к делу должен отнимать у жилищной застройки площади и ресурсы, а потому снижать ее объемы. Однако при рациональной организации дела столичным властям удалось не только снизить, но и значительно нарастить ввод в действие жилья и при этом обеспечить заселяемые кварталы социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой в полном объеме, а также создавать там новые рабочие места. В этом столичные власти видят залог стабильного экономического развития Москвы, обеспечения горожанам повседневного комфорта.

Развитие транспорта

В ходе рабочей встречи Владимир Путин и С. Собянин также обсудили вопрос развития транспортной инфраструктуры в столице. Московский мэр сообщил главе государства, что столичные власти в рамках решения транспортной проблемы реализуют в мегаполисе ряд масштабных проектов. Это прежде всего интенсивное строительство метрополитена. Причем здесь ведется не только работа по удлинению протяженности подземных магистралей и возведению новых станций.

Принята принципиально другая концепция развития метрополитена, предусматривающая изменение и значительное дополнение его конфигурации, способной стратегически улучшить работу подземки, кардинально повысить качество транспортного обеспечения москвичей. В том числе строятся новые линии метро, формируется Третий пересадочный контур, представляющий собой вторую кольцевую линию, но уже значительно большего радиуса, чем первая, и проходящий по периферийным районам мегаполиса - это 58 километров подземных путей принципиально новой конфигурации. Всего же за последние три года в Москве построено более 25 километров новых подземных линий - это больше, чем за предыдущее десятилетие.

Одновременно в столице организована масштабная реконструкция Малого кольца железной дороги со строительством новых путей и направлений, которые предназначаются для организации городских пассажирских перевозок. Все работы здесь планируется закончить к концу 2015 года. По своей протяженности, доступности горожанам и пассажиропотокам Московская кольцевая железная дорога будет сопоставимой с метрополитеном, станет его вторым контуром. Фактически в Москве появится второе метро, но уже в наземном исполнении, которое должно начать перевозить пассажиров в начале 2016 года. На Московской кольцевой железной дороге с внутригородским пассажирским сообщением будут построены 31 остановочный пункт, 19 транспортно-пересадочных узлов, в том числе 12 с возможностью пересадки на метро. Интервал движения поездов здесь будет обеспечен не более пяти минут - как в метро, а ежегодный пассажиропоток составит свыше 250 млн человек.

Вместе с этим в Москве на кардинально новый уровень выведено развитие дорожно-уличной сети, строительство дорог. Если до 2010 года в столице ежегодно вводилось в действие порядка 10 - 15 километров автомобильных трасс, то сейчас этот уровень фактически вырос в 8 раз; теперь в Москве каждый год строится свыше 80 километров дорог, одновременно организована реконструкция действующих автомобильных трасс.

Намечена работа по капитальному ремонту со строительством дополнительных искусственных сооружений всех 16 городских вылетных магистралей, 9 из них уже находятся в работе. Вместе со строительством и реконструкцией дорог идет наращивание объектов транспортной инфраструктуры - возводятся крупные развязки, строятся путепроводы и транзитные эстакады, пробиваются тоннели, организуются транспортно-пересадочные узлы, рационально и удобно стыкующие различные виды транспорта.

Аренда помещения по новой системе налогообложения

В разговоре с С. Собяниным глава государства поднял проблему кадастровой оценки земли для целей налогообложения. Владимир Путин заметил: «Совсем недавно на одной из встреч со мной губернаторы ставили вопрос так, что переход на кадастровую оценку приведет к снижению доходов региональных бюджетов. У вас, Сергей Семенович, как я знаю, другая точка зрения. И вы в Москве уже перешли на эту систему налогообложения недвижимости».

С. Собянин сообщил президенту России, что в Москве переход к единому налогу на недвижимость, рассчитанный на основе кадастровой, а не инвентаризационной стоимости помещений, осуществлен уже с 1 января нынешнего года. За счет этого городской бюджет получит неплохие доходы - порядка 10 млрд рублей. И это даже при том, что столичные власти охватили кадастровой оценкой только часть объектов. Это крупные и особо крупные торговые центры и офисы, мелкие и средние предприятия затронуты не были. Вместе с этим правительство Москвы ведет постоянный диалог с бизнесом, изучает возможные изменения режима налогообложения, при необходимости обеспечивает коммерческим компаниям различные льготы.

С. Собянин отметил, что введение налога на аренду помещений поначалу обеспокоило бизнесменов, породило у них мнение, что арендная цена на недвижимость значительно возрастет. Однако произошло ровно наоборот. Переход к единому налогу на недвижимость на основе кадастровой стоимости, наоборот, увеличил предпринимательскую активность. Такой подход побудил владельцев помещений выставить на рынок свободные площади, а не держать их в загашнике и не «дуть» цены.

В результате значительно возросших предложений цены на аренду торговой и офисной недвижимости упали на 3 - 5 и до 7 процентов. Количество зарегистрированных на таких площадях предприятий с начала года увеличилось на 9 тысяч. Эти цифры убеждают в правильности такой налоговой политики. «Мне кажется, что необходимо и дальше двигаться по этому пути. Мы находимся в диалоге с бизнесом, есть понимание с обеих сторон, и каких-то жестких ситуаций, связанных с банкротством или повышением цен на аренду недвижимости, не происходит», - заявил С. Собянин.