timelapse

Мыслить кварталами

Темы в материале

Пять архитектурных команд разработают проекты застройки пилотных районов по программе реновации.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов провел семинар для финалистов первого этапа архитектурно-градостроительного конкурса на разработку концепций пяти экспериментальных площадок реновации. Сергей Кузнецов назвал эти пилотные площадки «наиболее характерными, обладающими большим количеством домов и хорошим голосованием жителей», и именно здесь будут отрабатываться общие подходы к квартальной застройке. Однако, по словам главного архитектора, это не означает, что снос и расселение пятиэтажек начнутся именно в этих районах.

Над каждой площадкой будет работать команда из четырех архитектурных бюро из числа победителей первого этапа конкурса. По словам Сергея Кузнецова, команды формировались так, чтобы они были «равносильными». Победители определились 1 августа, среди вышедших в полуфинал Zaha Hadid Architects, KROST, Habidatum; SPEECH, «ПИК-Проект», ТПО «Резерв» и другие — всего двадцать бюро.

К 13 октября полуфиналисты предложат проекты, 8-9 ноября жюри конкурса отберет пять лучших проектов — по одному для каждого района. По условиям конкурса, все двадцать бюро получат по 3 млн рублей на проектные работы, а финалисты еще по 8 млн рублей на доработку проекта.

Базовыми требованиями, которые и обсуждались на семинаре, стали высотность, парковочные места и плотность застройки. Как рассказал Сергей Кузнецов, плотность и высотность будет определяться конкретным местоположением. Рекомендуемые параметры застройки должны укладываться в диапазон 6-14 этажей. В отдельных случаях, например, около транспортных узлов, возможны высотные доминанты, однако их должно быть не больше 25% от общей площади застройки. Плотность застройки при этом повысится, признают городские власти. В настоящее время плотность застройки конкурсных районов составляет около 10 тыс. кв. м на гектар. По условиям архитектурного конкурса, максимальная допустимая плотность застройки может достигать 25 тыс. кв. м на гектар. Кроме того, участники также должны разработать стратегию волнового переселения для своего участка и этапы по подключению инженерии. «Волны введения объектов должны коррелироваться с вводом инженерных сетей», — отметил главный архитектор.

Еще одно важное требование, предъявляемое к проектам, — создание дворов без машин. «Мы держимся за концепцию пешеходного двора, считаем это важной задачей реновации», — заявил Сергей Кузнецов. По его мнению, в ближайшие 10-15 лет потребность в машиноместах уменьшится, так как концепция развития города предполагает отказ от личного автотранспорта. «Пространство без машин, как показывает мировая практика, очень важный фактор для людей при выборе себе места жительства, поэтому проектно мы машины во дворы не запускаем, — сказал главный архитектор города. — Но если люди, там живущие, скажут, что ставить машину им важнее, чем иметь комфортный двор, это будет их выбор, хотя мы проектируем так, что этого случиться не должно». В рамках подготовки технического задания для конкурса было сделано подробное исследование, которое сравнивает фактическую обеспеченность территории машиноместами, с тем, чего можно достичь при разумных затратах.

По словам главного архитектора, сегодня средняя обеспеченность машиноместами в выбранных кварталах составляет одно машиноместо на 3-7 квартир. В новых проектах она составит примерно одно машиноместо на 2,5 квартиры. При этом три четверти машиномест, создаваемых в рамках дорожно-уличной сети, будут бесплатными. Остальные будут располагаться либо в многоэтажных, либо в подземных паркингах.

Оксана Самборская