timelapse

На Арбате предлагают создать военно-исторический музей

Темы в материале

Московские архитекторы подготовили программу второй очереди обустройства Арбата. Сейчас проект находится на рассмотрении рабочей группы по реконструкции улицы, а в начале декабря его направят в Департамент территориальных органов исполнительной власти, Департамент культуры, курирующий все пешеходные зоны столицы, и Мэру города.

Как рассказала «Известиям» главный архитектор Арбата Зоя Харитонова, проект предусматривает восстановление утраченных исторических объектов, усиление музейной составляющей и вовлечение прилегающих переулков в пешеходную зону.

По словам Харитоновой, первая очередь реконструкции улицы была проведена к 520-летию Арбата. При этом архитектор подчеркнула, что работы были проведены спешно и местами небрежно.

- Там установили совершенно не подходящие для города скамейки, которые лучше смотрелись бы в парках, - пояснила она. - Нужно также менять лампионы в фонарях, продолжать избавляться от самостроя, расчищать арки, ныне занятые ресторанами. Раньше на улице было порядка 20 арок, открывавших вид на знаменитые арбатские дворики, теперь же они закрыты от глаз прохожих.

Как пояснила архитектор, при реконструкции недостаточно провести стандартные работы по благоустройству - надо еще восстанавливать утраченные объекты, например, колокольню церкви Николы Явленного, реставрировать ампирную архитектуру. Она добавила, что на площади у метро «Смоленская» нужно сделать фонтан и создать аналог снесенной при строительстве Нового Арбата Собачьей площадки.

- Так и не был построен второй выход из метро «Арбатская» Филевской линии, хотя и предусмотрен. В проекте я также подчеркнула важность открытия этого выхода. Так горожане смогут выходить прямо к ресторану «Прага», а не бегать по подземным и наземным переходам, - рассказала она.

Также Харитонова настаивает на усилении музейной составляющей улицы.

- Арбат - это, по сути, главная военно-историческая улица города. На Арбатской площади Пожарский разбивал поляков, там жили стрельцы, родился Суворов, улица также тесно связана с Отечественной войной 1812 года. Поэтому уместно в лучшем сохранившемся здании послепожарной застройки - Московском окружном военном суде - создать военно-исторический музей, - сказала она.

Кроме того, Харитонова считает, что пешеходную зону стоит расширить.

- В частности, надо вовлечь в общественное пространство Кривоарбатский переулок. Сейчас он мало приспособлен для пешеходов, однако пользуется популярностью среди туристов, которые идут к памятнику архитектуры мирового значения - дому Мельникова, - говорит она.

Глава муниципального округа Арбат Евгений Бабенко рассказал, что рабочая группа, занимающаяся вопросами реставрации и благоустройства Арбата, будет добиваться подписания соответствующего распоряжения Правительства Москвы.

- Сейчас проект Харитоновой находится на рассмотрении рабочей группы, а в начале декабря мы направим его на уровень профильных департаментов и лично Мэру Москвы, - сообщил он.

По словам Бабенко, ремонтные и строительные работы должны будут завершиться до чемпионата мира по футболу 2018 года.

Экс-глава НИиПИ Генплана Москвы, руководитель «Моспроекта-5» Сергей Ткаченко полагает, что реконструкция Арбата будет менее затратной, чем создание новых пешеходных зон в столице.

- Это самая подготовленная с проектной точки зрения улица, там все тщательно выверено, есть все данные о том, что и где можно размещать. Поэтому многие задумки можно легко реализовать уже в ближайшем будущем, - сказал он.

Архитектор добавил, что возврат интереса к Арбату связан не только с его юбилеем, но и с пока неудачным опытом организации пешеходных зон в столице.

- Невелика наука - гранитом улицу вымостить. Намного сложнее сделать так, чтобы на нее приходили. А для этого надо заниматься первыми этажами домов, открывать дворы и арки. В Москве этого не делается, поэтому новые пешеходные зоны - мертвые, люди туда не тянутся. На Арбате же, напротив, очень хорошая организация общественных пространств, что делает его привлекательным для горожан, - резюмировал эксперт.

Первая реконструкция была сделана к 520-летию Арбата. При этом работы были проведены спешно и небрежно.