Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Офисы: нокаут от удаленки

Темы в материале

В 2020 году мировая экономика столкнулась с новым вызовом – COVID-19. Год выдался непростым для сферы коммерческой недвижимости: с повсеместным переводом сотрудников на удаленку пустели офисы, торговые центры и гостиницы. И представители девелопмента стали искать новые подходы в работе. О ключевых изменениях рынка коммерческой недвижимости рассказали эксперты.

В 2021 году девелоперы увереннее смотрят в будущее: вновь ожидается наплыв арендаторов, рост объемов ввода и темпов развития новых проектов. Портрет арендатора бизнес-центра класса А/А+ обсудили на конференции РБК «Коммерческая недвижимость-2021: новые горизонты». Компании, которые в связи с оптимизацией бизнеса полностью или частично перешли на удаленный режим, предпочитают отказываться от больших помещений в зданиях более низкого или сопоставимого сегмента. Они арендуют площади меньшего размера для представительских целей или размещения высокооплачиваемого персонала в бизнес-центрах класса А/А+.

 

«Сейчас офисные помещения полностью трансформируются из стандартных рабочих мест в пространства для встреч, коллабораций. Уже нет рабочих мест, привязанных к конкретному сотруднику. Создается новый формат, который можно сделать более эффективным и сократить площади аренды на 10–20%», – пояснил коммерческий директор O1 Properties Павел Барбашев.

По статистике сейчас:

  • 20% арендаторов уменьшают площадь и увеличивают класс;
  • 50% существенно (на 20% и более) уменьшают площадь и оставляют класс;
  • 30% несущественно (до 20%) уменьшают площадь, оставляют класс.

 

Важная роль офисов

Пандемия показала всему миру, что продуктивность снижается несущественно, если сотрудник работает из дома. Многим пришелся по душе такой режим, ведь он более комфортный и выгодный. Однако девелоперы считают, что коммерческий рынок все равно нуждается в офисах. К примеру, работающие в одном пространстве сохраняют уровень лояльности в коллективе, укрепляют слабые связи (личное общение с сотрудниками из других отделов).

Также ключевая роль офисов – формирование профессиональных компетенций новых сотрудников и их адаптация в коллективе. Ведь если человек устроился в компанию без опыта работы, то ему сложно входить в курс дела на удаленке.

 

Некоторые предпочитают чередовать способы работы – периодически менять домашнюю обстановку на офисную. В связи с этим на рынке развивается сфера коворкинга, для нее уже появляется новый формат – сдавать такие зоны в аренду через мобильное приложение. Эксперты считают, что это очень удобно, а в результате популярность коворкингов будет только расти.

 

Многие в этом году обратили внимание на гибкие пространства. Их особенность в том, что арендатор получает собственные помещения внутри пространства с общей инфраструктурой. Также появляется возможность быстро заключить или расторгнуть договор аренды, а при необходимости арендатор гибкого пространства может увеличить или сократить занимаемые площади. Кроме того, резидентам предлагают уже оборудованные рабочие места.

 

Коллаборация девелоперов и города

Непростой год подтолкнул многих инвесторов к сотрудничеству с городскими властями, федеральными институтами развития и ведомствами. Столичные власти также оказали им поддержку. В 2020 году было принято несколько пакетов, которые включали 14 субсидий, распространявшихся на разные сегменты бизнеса: инновационный, экспортный, бизнес в сфере услуг, включая рестораны, и креативную индустрию.

«В 2021 году мы расширили программы до 17 субсидий. В частности, добавилась субсидия, которая интересна любому предпринимателю: субсидирование затрат на продвижение товаров и услуг в интернете. Также добавились субсидии для креативной индустрии и льготное кредитование по новым договорам», – пояснил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин.

Сейчас малый бизнес испытывает большую потребность в нежилых площадях, но здесь важна дифференциация между сферами. Девелоперы и управляющие компании смогут контролировать их – например, чтобы в одном доме не появились три аптеки или пять зоомагазинов.

«Это даст нам возможность подстраивать определенный инструментарий и предоставить субсидии для франчайзинга, а также компенсировать затраты на оборудование и коммунальные платежи. Кроме того, одно из главных новшеств для предпринимателей в 2021 году – полный переход на электронную подачу заявок на получение субсидий и грантов от государства», – сказал Алексей Фурсин.

Что касается стрит-ритейла, то понять, кто смог справиться с последствиями COVID-19 в этом году, мы сможем уже этой весной. Эксперты отмечают, что фаст-фуд пострадал меньше всего. Сейчас этот бизнес только развивается. Также многие интернет-магазины начинают выходить в офлайн-режим и пользуются спросом.

«Тренд 2021 года, на который обратило пристальное внимание государство, – социальное предпринимательство. На сегодняшний день в России очень лояльные условия для создания в стрит-ритейле микрорайонов социально направленного бизнеса: детское образование, спорт, здоровый образ жизни. Раньше эти места занимали только магазины и сферы услуг», – пояснил сооснователь и управляющий партнер проектов TopFranchise.ru и TopFranchise.com Василь Газизулин.

 

Живи, работай, развлекайся

Пандемия внесла корректировки в проекты многих девелоперов. К примеру, сегодня потребитель все больше склонен к формату развлечений, в результате торгово-развлекательная сфера меняется на развлекательно-торговую. После продолжительной самоизоляции люди хотят получать в первую очередь впечатления. Поэтому некоторые застройщики в своих проектах делают упор не только на жилые пространства и офисы, но и на места для досуга и развлечений.

«Мы следуем концепции «Живи, работай, развлекайся». Это локализованная история, где люди живут в шаговой доступности от работы и могут отдыхать недалеко от дома, заниматься творчеством. К примеру, один из наших проектов – ЖК «Прокшино» в Новой Москве. Рядом с домами появятся крупный бизнес-квартал с торговым центром и спортивно-событийный кластер с горнолыжным склоном», – рассказывает руководитель управления коммерческой недвижимости ГК «А101» Оксана Моисеева.

 

Также девелоперы считают, что в бизнес-центрах не хватает качественных общественных пространств. Рядом с офисами нужно предусматривать не только парковки, но и зоны для прогулок и отдыха, места для работы на свежем воздухе и занятий спортом.

«Для поддержки продуктивности во время работы нам необходимо делать перерывы, выходить из кабинетов, больше двигаться и переключать внимание. Поэтому в один из наших проектов – «StoneСавёловская» на севере столицы – мы планируем внедрить общественные пространства для офисных сотрудников. На наш взгляд, подобные места выполняют важную роль и являются плавным переходом от городской жизни к офисной», – отметила заместитель генерального директора по продукту и инвестициям ГК STONE HEDGE Виктория Васильева.

 

Цифровизацию рынка недвижимости обсудят в столице

 

Офисы у метро «Белорусской» до конца 2023 года

Елизавета Бондаренко