От мифов к воплощению
Темы в материале:
Определен архитектурный облик еще двух станций столичной подземки.
В Москве подвели итоги открытого архитектурного конкурса на разработку дизайн-проектов станций метро «Остров Мечты» и «Лебедянская» Бирюлёвской линии. Какими они будут – в нашем материале.
Бирюлёвская линия метро – перспективная радиальная ветка столичной подземки, которая будет обслуживать районы на юге Москвы. На ней планируется построить 10 станций. Архитектурный облик двух из них – «Остров Мечты» и «Лебедянская» (проектное название «Загорье») – были определены по результатам открытого архитектурного конкурса.
Конкурс проводится при поддержке Правительства Москвы. Организатором конкурса выступила ГК «Мосинжпроект», являющаяся генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства линий и станций столичной подземки.
В состязании приняли участие семь консорциумов и 56 индивидуальных участников. Победителями стали проекты TOTEMENT/PAPER и UNK interiors.
«Столичный метрополитен, без сомнения, не только один из самых эффективных видов транспорта, но и едва ли не самый красивый транспортный объект мира. Практика проведения конкурсов зарекомендовала себя с лучшей стороны. В будущем мы проведем еще ряд состязаний по проектам отдельных станций», – сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Остров Мечты»
Станция «Остров Мечты» появится вблизи одноименного тематического парка развлечений, вдоль бокового съезда и дублера проспекта Андропова. Она станет пересадочной на «Технопарк» Замоскворецкой линии метро.
По проекту TOTEMENT/PAPER стены и платформенный зал станции украсят черно-белые узоры.
«Если посмотреть непредвзято, метро – вещь волшебная: ты спустился под землю и через некоторое время поднялся на поверхность в другой части города. Спуск, свет, тьма, мелькание – и ты уже в другом месте. Каждая станция – отдельное царство. Разные по годам создания они перемещают нас во времени. Это свойство некой волшебности, понятия Земного и Подземного, связанные с образами и мифами древнего мира, стали отправной точкой в поиске образного решения «Острова Мечты», – пояснила руководитель архитектурного бюро TOTEMENT/PAPER Валерия Преображенская.
Образ станции с его красными колоннами и черно-белым узором отсылает к Кносскому дворцу и связанному с ним мифу. Найденный «ключ» превратился из плоскостного элемента в объемный, с его помощью созданы эскалаторные ходы, вестибюль, колонны, светильники и мебель.
Элементы, формирующие образ станции, будут универсальны с точки зрения материала оформления. При отделке «Острова Мечты» планируется использовать металлические кассеты, алюминиевые композитные панели и полированный гранит.
Станция имеет сложную систему переходов и выходов, для наземного павильона выбрано яркое художественное решение, которое может стать центром нового развития места расположения «Острова Мечты», задать планку для формирования эстетичной и связной городской среды.
«Остров Мечты» – первый наш проект для метро, но не первое общественное здание. TOTEMENT/PAPER – автор знаковых сооружений, в том числе павильона России на «ЭКСПО-2010» в Шанхае – первое отдельное здание страны на «ЭКСПО» после длительного перерыва и павильонов Мельникова, Иофана/Мухиной, Посохина. Каждый из объектов нашего бюро – это яркий образ, индивидуальное решение, и мы надеемся, что станция метро станет еще одной успешной реализацией работ нашего бюро», – заявила Валерия Преображенская.
«Лебедянская»
Проектное название станции – «Загорье». В результате голосования горожан на портале «Активный гражданин» было определено название «Лебедянская».
Проектируемая станция разместится на Липецкой улице, а город Липецк, как известно, важный центр развития черной металлургии. Поэтому промышленная тема легла в основу концепции интерьера «Лебедянской». Композиционным центром зала стал элемент с отверстиями, ассоциирующийся с листом прокатного металла. Маскируя опорные колонны, он разделяет станцию на два независимых пространства, что заметно облегчает навигацию.
Интерьеры двух частей зала разные. Платформу, на которую прибывают поезда, следующие в центр города, оформят в холодных оттенках металла. На противоположной стороне будут преобладать теплые тона. Эти различия обеспечит декоративная подсветка. Основой образа наземных павильонов также станет металлический элемент с отверстием.
«Будучи вписанными в архитектурный контекст из жилых зданий 1970-х годов, павильоны являются переосмыслением идеи модульности в панельной архитектуре. С помощью этой стилеобразующей связи с застройкой в дневное время сооружения органично вписываются в визуальную среду района. Функциональная подсветка над лестничными сходами в вечернее время акцентирует внимание на округлых отверстиях в фасаде, благодаря чему они превращаются в главные визуальные акценты и точки притяжения», – подчеркнула руководитель, партнер UNK interiors Юлия Тряскина.
Основным материалом отделки станции станет металл разных фактур – он долговечен и удобен с точки зрения эксплуатации, а также подчеркивает главную задумку архитекторов – прогресс российской промышленности и сырьевое богатство страны. Подсветка же поможет показать различные состояния металла.
У «Лебедянской» появится семь разных надземных павильонов – это необычное решение как для московского, так и для мирового метрополитена. Платформы станции будут береговыми.
Помимо этого, «Лебедянскую» украсят так называемые пасхалки – надписи, которые архитекторы «спрячут» при строительстве объекта. Их команда победителей конкурса изобразила даже на визуализациях проекта.
«Не секрет, что для любого архитектора поучаствовать в разработке станции метро – почетная и желанная работа. Станции подземки – знаковые места, они продолжают оказывать влияние на окружающую «ткань» столицы и формировать ее в течение многих десятилетий. Важно, чтобы архитектурное решение не только отражало дух времени, но и не теряло актуальность. Станция должна быть и уникальной, и универсальной одновременно. У нас, как у авторов, есть определенное восприятие станции, но каждый горожанин вложит в этот образ свои ассоциации – в этом и есть главное волшебство архитектуры», – отметила Юлия Тряскина.
Команда UNK interiors не впервые участвует в конкурсе на разработку архитектурного образа станций столичной подземки – она также состязалась в создании концепции для станций «Марьина Роща» и «Сокольники» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.
Над проектом «Лебедянской» работали: Юлия Тряскина – генеральный директор и руководитель авторского коллектива, Елена Логоватовская – руководитель отдела концепции, Илья Смирнов – ведущий архитектор, Виктор Шабельский – руководитель проекта, Ольга Муйжнек – ведущий архитектор, Тимур Митин – архитектор, Александер Бурушенков – визуализатор, Виктория Есина – координатор проекта.
Холдинг «Мосинжпроект» проводит открытый конкурс на разработку архитектурного облика станций метро уже в шестой раз. Совместными усилиями строителей победителей предыдущих состязаний реализованы и открыты для пассажиров станции «Солнцево» и «Новопеределкино» Солнцевской линии, «Терехово» и «Мнёвники» на БКЛ.
«Теперь, после выбора победителей, проектировщики и строители холдинга совместно с архитекторами будут воплощать в жизнь оригинальные художественные замыслы. Предстоит большая, сложная работа, результаты которой оценят сами москвичи», – подчеркнул генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Практика проведения профессиональных конкурсов на разработку архитектурно-художественного облика станций подземки возобновилась в столице в 2014 году по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина.




