timelapse
Все темы

Три главных вопроса о новых станциях и линиях

Темы в материале

Сегодня в Москве живут уже более 10 миллионов человек. И с каждым годом цифра увеличивается.

Зачем строят?

Сегодня в Москве живут уже более 10 миллионов человек. И с каждым годом цифра увеличивается. При этом основные столичные дороги загружены, ведь автомобилей меньше не становится. Скорее наоборот. Для большинства москвичей выход один - в метро! Ежедневно на подземных маршрутах ездят около 9 миллионов пассажиров. Многие линии метро давно работают с нагрузкой. Поэтому в Москве выполняется беспрецедентная по своим масштабам программа строительства метро. К 2024 году длина линий столичного метрополитена составит примерно 570 километров. Большое кольцо, дополнительные линии и станции перераспределят потоки не только в самом метро, но и в общественном наземном транспорте, а также ускорят автомагистрали.

Важно, что для девяти из десяти москвичей метро окажется в шаговой доступности. А значит, жители сэкономят не меньше 15 - 20 минут на поездках по городу. К тому же соседство с метро влияет на цену недвижимости. По подсчетам экспертов, с появлением метро в районе жилье вырастает в цене минимум на 15 - 20%.

Как это делают?

Строительство метро условно можно поделить на шесть основных этапов:

- Выбор места. Прежде всего стараются проложить линии в отдаленные районы города. При этом учитывается, сколько там жителей, есть ли офисы, насколько сильно заселены соседние районы. Нередко станцию строят там, где движение машин наиболее плотное.

- Инженерные изыскания. Сюда входит сбор сведений, необходимых для дальнейшей разработки технико-экономического обоснования проекта и рабочей документации на строительство. При необходимости также проводятся геологические, геодезические, экологические и другие изыскания.

- Проектирование. Специалисты уточняют глубину заложения метро, типы конструкций и способ проходки подземных тоннелей, составляют проектно-сметную документацию. В проекте все учитывается таким образом, чтобы от стройки не пострадали архитектурные памятники, здания на поверхности, парки и скверы. При этом не должны завышаться затраты из бюджета.

- Строительство. Это может быть как закрытый способ - так возводятся, например, линии глубокого заложения, без выхода на поверхность, так и открытый - тоннели и станции строят в разрытых траншеях и котлованах, а потом засыпают грунтом. Такими бывают станции мелкого заложения. Современные метростроевцы используют тоннелепроходческие щиты, инновационные инструменты - алмазные рабочие сверла, фрезы и жала.

- Монтаж инженерной начинки и эскалаторов. Вместе с прокладкой тоннеля одновременно строят и саму станцию с переходами, коммуникациями и эскалаторами. Все новые станции оснащаются также лифтами для инвалидов и мам с колясками.

- Внутреннее оформление. Для станций разрабатываются типовые проекты. При глубоком заложении они бывают двух видов - колонные и пилонные. При мелком заложении - трех видов: сводчатая, с открытой, без колонн, платформой; двухпролетная с колоннами посередине платформы; трехпролетная. Несмотря на это, для каждой из них выбирают особенную архитектуру и дизайн.

Кто строит?

Сегодня на строительстве метро в Москве заняты около 50 тысяч человек. Современный метрополитен возводят лучшие специалисты с учетом опыта мастеров школы советского метростроения. Подрядчиков город определяет на торгах, отбирая самые профессиональные команды. Эти крупнейшие предприятия зарекомендовали себя в горнопроходческих работах, используют современную технику, инновационные технологии и материалы. Среди них есть как отечественные, так и зарубежные компании.

Сегодня столичная подземка - это:

- 455 км - общая длина линий

- 263 станции (с МЦК)

- 74 пересадочные станции

- 20 электродепо

- 8,3 - 9 млн пассажиров ежедневно

С 2011 года по июнь 2019 года открылись:

- 101 км новых линий

- 50 новых станций

- 10 электродепо, из них 5 - новых, 2 - расширенных и 3 - реконструируемых

- 3 вестибюля (второй вестибюль на станциях «Марьина Роща», «Международная», «Петровско-Разумовская»)

С июля 2019 года по 2023 год будет построено:

- 119 км новых линий метро

- 47 новых станций

- 5 электродепо, из них 4 - новых и 1 - реконструируемое

По данным Департамента строительства Москвы на сентябрь 2019 г.

Руководитель Департамента строительства столицы Андрей БОЧКАРЕВ:

Москва переживает расцвет по темпам строительства метро

По решению мэра Москвы Сергея Собянина реализуется масштабная программа по развитию столичного метрополитена.

- То, чего не могли достичь десятилетиями, происходит за годы. Мы проводим кропотливую и многоступенчатую работу - от анализа территории, геодезической разведки до монтажа инженерных коммуникаций и архитектурного оформления станционных комплексов, чтобы московская подземка соответствовала статусу самого удобного вида транспорта в мире.

Рассчитываем, что к 2024 году длина линий столичного метро превысит 570 километров. Это больше чем пять МКАД, это расстояние между Москвой и Великим Новгородом или Витебском.

Нагрузка на метро увеличивается. Приблизительно подземка перевозит в год количество людей, равное всему населению Китая или шестой части мира. Мы строим стратегический объект, перед нами большая цель - сделать метро доступным для абсолютного большинства москвичей, сэкономить время в дороге, на некоторых маршрутах, в несколько раз.

Особое внимание мы уделяем прокладке линий в периферийных районах, в том числе в Новой Москве. На юго-востоке столицы москвичи ждут открытия участка «Нижегородская» - «Некрасовка» Некрасовской линии. Уже стартовала разработка проекта Бирюлевской линии. В 2022 году можно будет доехать в подземке до аэропорта «Внуково».

Полагаем, что кардинально ускорит перемещение по Москве Большая кольцевая линия. Это 70 километров пути и 31 станция. Благодаря новой кольцевой москвичи смогут доезжать до нужного места, минуя центр города.

Мы используем проверенные технологии, в которых гармонично сочетаются между собой и традиции прошлого, и хорошо зарекомендовавшие себя инновации. Высокая скорость строительства, которую поддерживаем, повысила престиж нашей профессии, спрос на мастерство ее представителей. Мы отвечаем темпам Москвы, которая развивается все быстрее.

Светлана Волкова