timelapse

«Узловые точки роста» или как строится Москва

Темы в материале

Столичные власти представили инвесторам девять проектов транспортно - пересадочных узлов. Проект ТПУ «Люблино» начнут разыгрывать в ближайшее время. Еще восемь — уже участвуют в торгах: «Дмитровская», «Пятницкое шоссе», «Павелецкая», «Ховрино», «Фонвизинская», «Тропарево», «Парк Победы» и «Технопарк».

Тут застройщики определятся уже 16 ноября. Эксперты московского рынка недвижимости сходятся в одном – инвесторам есть, где развернуться и обернуть капитал.

О чем говорит рынок

Представленные на суд инвесторам проекты ТПУ отличаются, как по функционалу, так и по стоимости. Они включают и жилую, и коммерческую застройку. То есть, инвесторы имеют возможность выбрать подходящий для себя проект: жилой квартал со школой и детским садом, гостиницу или торговые центры с офисными помещениями.

Как в целом показывает анализ рынка, сегодня в приоритете у потенциальных застройщиков жилая недвижимость. На то есть свои причины. В современных экономических условиях жилье, да еще и эконом-класса, реализовать проще. Соответственно, гарантируется и быстрый оборот вложенных средств, и прибыль.

При этом стремление строить жилые кварталы на транспортных узлах удивляет аналитиков.

"Сегодня, на первый взгляд, кажется разумным размещения торговой функции в составе ТПУ, потому что это потоки возможных потребителей", — говорит директор по России и СНГ департамента стратегического консалтинга компании JLL Антон Коротаев.

Из отчета консалтинговой компании Colliers International следует, что сегодня обеспеченность торговыми площадями в Москве оказалась втрое выше средней по РФ и достигла 473 кв.м на 1 тыс. человек. Чтобы заполнить все пустующие помещения потребуется не менее трех лет. И это только при условии, что новых торговых площадей вводиться не будет. Примерно аналогичная ситуация на рынке и с офисными помещениями. Сейчас без арендаторов стоит около 13% площадей.

Однако, в мировой практике имеются примеры удачного размещения в рамках ТПУ такого функционала как жилье.

"Это вопрос грамотного зонирования и разведения потоков пользователей транспорта и жилой составляющей", — уточняет А.Коротаев.

Исходя из этих данных, инвесторы предпочитают строить жилье эконом- и комфорт-класса, а власти охотно включают его в проекты ТПУ.

"Наша компания ориентируется на жилой застройке, и мы ориентируемся на проектах, где есть существенная жилая составляющая. В каких конкретно проектах мы будем участвовать – окончательного решения нет. Из восьми представленных есть форматы, которые совершенно никак не подходят, например «Тропарево», где торговый центр, проект «Пятницкое шоссе», «Павелецкий»", — рассказывает директор по девелопменту компании MR-group Николай Булычев. При этом, он отмечает, что при условии наличия жилой застройке, компания готова купить не один проект.

На что делается ставка

Проекты планировки транспортных узлов готовили столичные власти, которые заинтересованы не только в развитии жилой застройки, но и социальной сферы. Так при планировке нового ЖК, обязательно включалось строительство детского сада или школы. А при проектировании торгового комплекса или гостиницы учитывалось количество будущих рабочих мест. Этих условий инвестор изменить не может, но вполне может выбрать вариант наиболее эффективного вложения средств.

Например, ТПУ «Дмитровский» предполагает строительство крупного Многофункционального комплекса с торговыми площадями. Инвесторов тут завлекают крупной транспортной развязкой, то есть большим потоком потенциальных покупателей. Проект ТПУ "Павелецкая" предлагает строить гостиницу рядом с одним из крупнейших транспортных узлов столицы. Офисы планируют разместить на "Парке Победы", В проекте "Тропарево" имеется проект диспетчерской для общественного транспорта с залом ожидания. Жилые комплексы включены в проекты узлов "Ховрино", "Фонвизинская", "Технопарк", "Дмитровская" и "Люблино".

"Наверное, продавать ТПУ с жильем «чудновато», но экономика такова. Если через пять лет возникнет дефицит в офисах, то правительство Москвы будет формировать проекты с учетом этих пожеланий. Они четко реагируют на рыночные условия», - добавляет председатель общественной организации.

О чем мечтают власти

Будет ли реальный экономический и социальный эффект от этих проектов, покажет время. Пока же только цифры, но они впечатлят. Так, руководитель девеолоперского дивизиона "Мосинжпроекта" Альберт Суниев отметил, что бюджет Москвы может получить за время строительства только этих восьми ТПУ от 7,1 до 12,8 млрд руб.

А глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин настаивает, что ТПУ являются катализаторами развития прилегающих территорий, и инвесторы будут вкладывать деньги, в первую очередь, — в строительство рабочих мест, жилья и социнфраструктуры.

В любом случае, представленные проекты способны генерировать денежные потоки, а значит, имеют все шансы стать "точками роста" для города.