timelapse
Все темы

Вторая жизнь промзоны ЗИЛ

Темы в материале

Столичные власти занимаются реорганизацией бывших промзон с начала нынешнего десятилетия. В этот масштабный проект верилось с трудом, но уже сегодня можно видеть первые плоды переделки «ржавого пояса» Москвы. Один из самых масштабных проектов – бывший ЗИЛ. Что уже построено и какие перемены ждут бывшую производственную зону легендарного завода?

Согласно планам, реорганизация ЗИЛа даст городу 45 тыс. рабочих мест, а также обеспечит жильём порядка 30 тыс. человек. На сегодняшний день промзона до сих пор выглядит не самым лучшим образом: повсюду активно идёт стройка, и те же любители хоккея при проходе к «Парку легенд» от станции МЦК видят вокруг только заборы. Однако намётки нового городского района уже можно оценить.

Во-первых, его транспортная доступность уже на неплохом уровне. Помимо станций метро «Технопарк», «Автозаводская» и платформы МЦК «ЗИЛ» летом были введены в эксплуатацию новая магистраль и путепровод через ж/д пути – проспект Лихачёва. Дорога протянулась от «Технопарка» и пока заканчивается в районе пересечения с улицами Тюфелева Роща и Архитектора Гинзбурга. В ближайшем будущем проспект Лихачёва продлят до ТТК.

Во-вторых, всем, кому приелись парк Горького и «Сокольники» с «Зарядьем», могут прогуляться по новому ландшафтному парку Тюфелева роща. Его площадь – 10 га, а визитной карточкой зелёной зоны стала пергола длиной 1, 3 км. Под ней расположена прогулочная зона со смотровой площадкой, а под навесом расположились несколько павильонов с общепитом и пунктами проката спортинвентаря. Кроме этого в Тюфелевой роще расположены пруд с очищенной водой, большая детская и спортивные площадки. Специально для «сов» и тех, кто любит, когда поменьше народу, – парк работает круглосуточно.

Вдобавок уже сданы первые четыре дома жилого комплекса в северной части промзоны. Каждый из них выполнен по индивидуальному архитекторскому проекту, и не только нестандартно выглядит, но и обладает нетривиальными «фишками». В одном из них, например, почтовые ящики оснащены функцией рассылки SMS-оповещений и мультимедийными экранами.

Новый район на территории ЗИЛа – можно будет назвать настоящим городом в городе. В том числе там будут применять интересные решения, которых в большом объёме пока ещё нет нигде в Москве. Одно из них – интеллектуальная транспортная система. Так, каждая улица с автомобильным движением будет поделена на зоны. Первая, вдоль домов, – где можно расположить летние веранды, рекламу или декоративные растения. Вторая – пешеходная шириной 5–7 метров. Третья – аллея из деревьев. Четвёртая – велосипедные дорожки шириной 1, 5 м, которые отделены и от проезжей части, и от пешеходов. Так что никто никому не будет мешать. Пятая – непосредственно автодорога.

Ещё одна история связана с перекрёстками – проезжая часть и тротуар будут находиться на одном уровне без привычных бордюров. Благодаря этому создаётся эффект единой площади, что заставляет водителей подсознательно снижать скорость. А для пущей безопасности на тротуаре вдоль дороги будут гранитные блоки – дабы никто не вылетел на пешехода.

Вдобавок на перекрёстках установят навигационные стелы (похожие на те, что в метро), от которых будет раздаваться Wi-Fi и можно будет зарядить гаджеты.

Помимо Тюфелевой рощи появится ещё одна зелёная зона – бульвар Братьев Весниных. Его длина будет примерно такой же, как у Старого Арбата, а площадь составит почти 14 тыс. кв. метров. Вдоль зелёной зоны высадят деревья, расположат питьевые фонтанчики и т.д. Прогуливаясь по бульвару, можно будет зайти не только в точки общепита, но и в театральный центр, арт-галереи, а главное – в московский филиал всемирно известного Эрмитажа. Планируется, что строить его начнут уже в этом году.

Также в этом году начнётся благоустройство набережной Марка Шагала длиной 3, 8 км, где можно будет прошагать по 4 тематическим зонам. Ими станут маршруты «Магнит», «Променад», «Отдых» и «Спорт». В каждой зоне есть свои особенности. «Магнит» – различные кафе и площадки для культурных мероприятий вдоль набережной. «Променад» порадует тех, кто хочет прогуляться вдоль Москвы-реки: здесь будут амфитеатр с видом на водную гладь, причал, понтоны, которые позволят «ходить по воде». В зоне «Отдых» расположится аллея длиной 2, 1км с примыкающими садами, а на участке «Спорт» обустроят беговые и велодорожки, а также пункты проката, 15 спортплощадок, в том числе 6 игровых. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, проект собираются реализовать к 2026 году.

Несмотря на то что территория промзоны ЗИЛ станет городом в городе – он не будет отрезан от внешнего мира. Так, в 2019-м начнётся строительство пешеходного и дорожного мостов в южной части района. Появится стеклянный мост в восточной части, в районе станции метро «Технопарк».

Что касается инфраструктуры, то всего планируется возвести в районе 35 км дорог, которые должны разгрузить на 20–25% дорожную сеть всего юга Москвы. Что касается социальной части, то здесь собираются возвести 11 детских садов на 1510 мест, а также две школы на 2500 и 875 учеников. Вопрос только, хватит ли этого, чтобы обеспечивать целый город в городе на 30 тыс. жителей?

Сергей Грунюшкин