timelapse

ЗИЛ уходит в в «легенду»

Темы в материале

На месте бывшего автогиганта вырастет лучший жилой район города, а еще «Парк легенд».

Огромнейшая территория бывшего завода имени Лихачева длительное время была проблемной зоной столичных властей да и всех москвичей. Некогда знаменитый автогигант «ЗИЛ» не выдержал современной конкуренции по выпуску грузовиков, вынужден был прекратить производство. В результате на юге столицы образовалась самая большая в мегаполисе заброшенная промзона. Как наиболее эффективно провести ее реновацию? Как рационально использовать в интересах москвичей освободившиеся 65 гектаров в Даниловском районе и на Симоновской набережной? Для решения этих вопросов научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы разработал проект развития и реконструкции площадей АМО «ЗИЛ». Старт реализации крупномасштабной программы дал С. Собянин. Столичный градоначальник непосредственно на месте бывшего предприятия провел выездное совещание, заслушал и проверил готовность исполнителей проекта.

Вторая жизнь полуострова

- С. Собянин перед началом выездного совещания объехал большую часть заводской территории, посмотрел, как организована ее реновация, проверил, как идут работы по сносу производственных корпусов и других оказавшихся ненужными строений. Вместе с этим столичный градоначальник провел рекогносцировку освобождающейся местности на предмет ее перспективной застройки. Для более детального изучения положения дел и определения перспектив бывших производственных площадей С. Собянин даже поднялся на крышу четырнадцатиэтажного здания управления завода, откуда хорошо видна почти вся местность реновации.

Непосредственно на месте С. Собянин заслушал доклады о развитии территории ЗИЛа в рамках подведомственной отрасли своих заместителей и начальников столичных Департаментов. Также московский Мэр внимательно выслушал предложения выигравших конкурс на реализацию проекта инвесторов, дал им ряд корректирующих указаний.

Примечательно, что доклад о создании нового городского района, инновационной жилищной застройке на месте реновации московский Мэр для наглядности застраиваемой территории заслушал на крыше четырнадцатиэтажного здания заводской администрации. При этом инвестор рассказывал о своем проекте, опираясь не на чертежи, как это принято, а показывая непосредственно на хорошо просматриваемых с крыши участках местности.

Затем С. Собянин прокомментировал ситуацию журналистам.

Он напомнил, что освобождающаяся территория расположена в заповедной зоне столицы с выходом на набережную Москвы-реки. Предстоит осуществить развитие городских земель площадью 65 гектаров, находящихся в границах Автозаводской улицы, Симоновской набережной и проспекта Андропова. По нынешним меркам это престижный район Москвы, расположенный недалеко от центральной части столицы, ее исторических районов. Начинающая осуществляться программа по реновации ЗИЛа становится одним из самых крупных проектов в мире по реорганизации промышленных зон. Для реализации проекта необходимо 42 млрд рублей инвестиций, ожидаемые частные инвестиции в строительные проекты здесь составят 191 миллиард рублей.

С. Собянин сообщил, что концепция планировки развития бывшего советского автогиганта получил а название «Полуостров ЗИЛ». Она предусматривает комплексную застройку освободившихся производственных площадей, состоящую из трех главных направлений.

Первое направление – это строительство нового городского жилого района. Второе – формирование общественно-делового центра со всей необходимой инфраструктурой.

Третье – создание уникального, пока единственного в мире спортивно-развлекательного квартала «Парк легенд». Кроме того, в этом месте капитально будет обустроена набережная Москвы-реки, которая должна стать одним из комфортабельных и лучших пешеходных маршрутов и мест отдыха в мегаполисе. Одновременно в прибрежной зоне будет разбит новый небольшой парк. Но вместе с застройкой всех этих трех зон опережающими темпами в комплексном развитии бывшей промышленной территории станет формироваться современная дорожно-уличная сеть и транспортная инфраструктура. Такое строительство должно обеспечить удобное сообщение как внутри «Полуострова ЗИЛ», так и организовать рациональные пути подъезда к нему из других районов города. Одновременно начнет благоустраиваться и максимально озеленяться вся освобождающаяся территория площадью 65 гектаров.

Здесь будет лучший район города

Комментируя ситуацию журналистам, С. Собянин подчеркнул, что на территории самой большой в Москве промзоны будет осуществлена не просто очередная жилищная застройка. По замыслу столичных властей здесь создается городской район принципиально нового типа – повышенной комфортности, малоэтажный, с опережающим формированием всей необходимой социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Это будет лучший район мегаполиса, где станет проживать свыше 30 тысяч москвичей. Одним из преимуществ застраиваемых кварталов является реализация там принципа новой политики властей по занятости населения, минимизации маятниковой миграции. А именно в обживаемом районе создается 45 тысяч новых рабочих мест, причем по большей части престижных, высокооплачиваемых, востребованных именно москвичами, а не мигрантами. Это позволит обеспечить каждого желающего местного жителя достойной работой недалеко от дома, исключит необходимость длительных переездов к месту трудовой занятости, что ослабит нагрузку на транспортную инфраструктуру мегаполиса. Для застройки нового жилого района инвестору отводится более половины всей площади реновации – 37 гектаров.

Строительная программа включает возведение объектов недвижимости общей площадью 1,5 млн квадратных метров, в том числе жилья – 951 тысячу квадратных метров. Это будут не стандартные жилые корпуса, а здания оригинальной архитектуры, одно не похожее на другое.

Таким образом, уже на стадии проекта предусматривается, что район по архитектурному облику станет самым интересным и привлекательным в Москве. И одновременно окажется одним из самых комфортабельных столичных мест жительства – здесь отдается предпочтение строительству малоэтажных домов, в том числе коттеджного типа с приусадебными двориками. Однако планируется частичное возведение и многоэтажных домов, но с оригинальными архитектурными решениями, оформлением необычных, украшающих район фасадов.

Реновация и комплексная застройка

Комментируя ситуацию журналистам, С. Собянин отметил, что промышленная зона ЗИЛа стала крупнейшим девелоперским проектом столицы, самой комплексной территорией освоения и застройки. На месте цехов опустевшего советского автогиганта по существу появится целый город в городе, в том числе с самым комфортабельным в мегаполисе жилым районом, крупнейшим спортивным кластером, современным офисно-общественным кварталом, а также с развитой инфраструктурой, благоустроенной и озелененной территорией.

Комплексное развитие территории ЗИЛа позволит не только превратить крупнейшую промышленную зону Москвы в многофункциональную среду комфортного обитания горожан, но и даст мощный импульс развития всему юго-восточному сектору мегаполиса. Крупномасштабную реконструкцию бывшего автогиганта планируется в полном объеме закончить к концу 2021 года.

С. Собянин сообщил, что одной из самых острых проблем Москвы являются заброшенные промышленные зоны. Они образовались в связи с тем, что в прежние времена многие крупные производства находились непосредственно на территории города, которые сейчас в связи с расширением мегаполиса нередко оказались в центральной части города. Из-за изменения промышленной структуры, а также, не выдержав конкуренции на мировом рынке, некоторые производства перестали существовать, оставив городу заброшенные промзоны. Такие не освоенные зоны сейчас занимают 18,8 тысячи гектаров общей площади, или 17 процентов всей территории мегаполиса в старых границах. Поэтому столичные власти разработали и последовательно реализуют крупномасштабную городскую программу по реновации и комплексной застройке ставших не действующими заводских площадей, самой крупной из которых является «ЗИЛ».

Сейчас развернуты работы на ряде таких территорий. В том числе это заброшенные промышленные зоны «Тушинский аэродром», «Северянин «, «Павелецкая», «Грайвороново «, «Южный порт», «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы», «Огородный проезд» и другие. В результате реновации заводских территорий появляются новые комфортабельные жилые районы с развитой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой, а также парки, спортивные комплексы, дороги, развязки, транспортно-пересадочные узлы, а еще новые, но уже востребованные производства и другие предприятия.