timelapse

Нормативно-техническую базу проектирования объектов транспортного строительства необходимо оптимизировать

Темы в материале

Актуальные вопросы развития нормативно-технической базы транспортного строительства были рассмотрены 23 ноября 2016 года на заседании Объединенного научно-технического совета Стройкомплекса

Подробнее (pdf.)

Доклады

Леонова Ольга Ивановна - начальник нормативно-технического отдела АО «Мосинжпроект».

Краткий анализ нормативно-правовой актов (далее НПА) при проектировании и строительстве объектов капитального строительства. Практика применения НПА и получения разъяснений законодательства Российской федерации, а также толкования норм, терминов и понятий федеральными органами исполнительной власти. Необходимость приведения федеральных законов и правил, издаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствие с Градостроительным кодексом и федеральным законом «О техническом регулировании» на примере взаимодействия АО «Мосинжпроект» с надзорными органами.

Необходимость организации профильного подразделения при Правительстве города Москвы или постоянно действующей Комиссии для организации рассмотрения проектов федеральных законов, анализу практики применения существующих норм и подготовке предложений по её совершенствованию.

При этом первоочередными результатами работы Комиссии могли бы быть: подготовка обращений Правительства Москвы с предложениями:

- об инициировании в Государственной Думе РФ поручения МЧС России переработки требований технического регламента и сводов правил по пожарной безопасности, приведения их в соответствии с действующим законодательством в строительстве, а также применяемым в настоящее время технологиям и материалам;

- о приведении в соответствии с ФЗ-184 «О техническом регулировании» ФЗ № 384-ФЗ и ФЗ № 145 для возможности применения на добровольной основе стандартов организации.

Необходимость обязательного рассмотрения и согласования проектов нормативных документов ведущими проектными и научно-исследовательскими организациями города Москвы, с обязательным оформлением сводки замечаний.

Также необходимо активное участие в работе комитетов Государственной Думы РФ, в комиссиях Минстроя РФ, в работе комитета ТК-465 «Строительство» Росстандарта и др.

ВЫВОД: Учитывая объём проектных и строительных работ в городе у Правительства Москвы должна быть активная позиция по вопросам применения, содержания, увязки и технологии разработки нормативных документов.

Чирко Александр Сергеевич - главный специалист Института АО «Мосинжпроект», к.т.н., доц.

Состояние пожарной безопасности любого объекта ранее определялось наличием требований в нормативных документах (далее - НД) Госстроя и Госстандарта, различных ведомств. Число таких документов оценивалось в 1,5 - 2 тыс., а состав противопожарных требований в 100 - 150 тыс.

С вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (редакция от 03.07.2016) (далее – ФЗ № 123) действуют также 23 сводов правил и 150 стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ №123 (Перечень утвержден приказом Ростехрегулирования от 16.04.2014г. № 474 (с изменениями на 25 февраля 2016 года). Таким образом, в настоящее время нормативная база в области пожарной безопасности насчитывает менее 200 документов (число сокращено примерно в 10 раз), хотя иные НД (СНиП, СН, НПБ и др.) федеральных органов исполнительной власти, согласно ч. 1 ст. 151 ФЗ № 123, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям ФЗ №123. Аналогично сформулированы заключительные положения ФЗ № 384 (ч. 1 ст. 42) и ФЗ № 184 (п. 7 ст. 46) в редакции ФЗ № 385 от 30.12.2009 года.

Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2014 года № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Перечень содержит 4 ГОСТ и 74 СНиП, из которых исключены около 500 противопожарных требований во избежание их дублирования и противоречия с НД (СП и НС) по пожарной безопасности. Фактически это означает, что такие СП и НС, как не вошедшие в названный Перечень, применяются на добровольной основе и отступления от их требований не должны являться основанием для разработки Специальных технических условий (СТУ) согласно ч. 8 ст. 6 ФЗ № 384 и ч.2 ст. 78 ФЗ № 123.

НД по пожарной безопасности (согласно ст.1 абз. 15 ФЗ №69 в редакции ФЗ №247 от 09. 11. 2009 года) – это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих ТР.

Число таких документов оценивалось в 1,5-2 тыс., а состав противопожарных требований в 100-150 тыс.

НД по пожарной безопасности – это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих ТР нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. На практике это означает, что иные НД, не являющиеся СП или НС, следует считать документами, подлежащими обязательному исполнению для объектов, запроектированных и построенных до вступления в силу ФЗ № 123 (см. ч. 4 ст. 4), и только в части, не противоречащей ФЗ № 123 (см. ч. 1 ст. 151). Для проектируемых объектов после вступления в силу ФЗ №123 такие требования могут применяться на добровольной основе и при имеющихся расхождениях в содержании требований ПБ различных НД приоритет остается за СП и НС, включенными в соответствующие перечни Правительства или Ростехрегулирования, как НД по реализации ФЗ № 123. В любом случае, их несоблюдение не должно нести никаких правовых последствий в соответствии с Указом Президента РФ от 23. 05. 1996 г. № 763 и не должно служить основанием применения санкций за невыполнение содержащихся в них требований (письмо Минюста РФ от 31. 05. 2005 г. № 01-1529).

Определенные проблемы создает тот факт, что пока в НД не сделано попыток структурировать требования, выделив минимально необходимые согласно ст. 8 ФЗ №384, ст. 6 и ст. 7 ФЗ №184, особенно связанные с безопасностью людей, т.е. обязательные для исполнения, и остальные требования. Поэтому при расчетах по оценке пожарных рисков возникают ситуации, когда на объекте транспортного строительства в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные ФЗ №123, и результаты расчетов по оценке пожарных рисков отвечают нормативным значениям ст. 79 и ст. 93 ФЗ №123, т.е. согласно ст. 6 ФЗ №123 пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, хотя при этом имеются многочисленные отступления от противопожарных требований НД.

Подобная ситуация может означать, что такие отступления от НД (тем более - при наличии компенсирующих противопожарных мероприятий) не оказывают сколь-нибудь заметного влияния на обеспечение безопасности людей при пожаре и такие требования следует применять на добровольной основе, что в определенной степени противоречит положениям ч. 2 ст. 5 ФЗ №384, согласно которым безопасность зданий и сооружений обеспечивается также соблюдением требований стандартов и сводов правил обязательного и добровольного применения или специальных технических условий.

На этом основании в отношении СТУ следует применять такие принципы, как:

  • при наличии отступлений от требований стандартов и сводов правил, включенных в Перечень, указанный в ч. 1 ст. 6 ФЗ № 384 (применяются на обязательной основе), они должны иметь необходимое обоснование;
  • включение в СТУ требований из стандартов и сводов правил, включенных в Перечень, указанный в ч. 1 ст. 6 ФЗ №384, а также необходимых для проектирования требований из Перечня согласно ч.7 ст. 6 (подлежащих применению на добровольной основе) в объеме, необходимом для проектирования объекта;
  • создание СТУ, с учетом ч. 2 ст. 5 ФЗ № 384, как полноценного нормативного документа для проектирования конкретного объекта капитального строительства, а не только содержащего перечень вынужденных отступлений от требований НД и мероприятий, компенсирующих эти отступления, как это, в противоречие со ст.5 ФЗ № 384, установлено приказом Минрегиона России от 15. 04. 2016 года № 248/пр.

Меркин Валерий Евсеевич - научный руководитель ООО "НИЦ Тоннельной ассоциации", д.т.н., проф.,

Конюхов Дмитрий Сергеевич - заместитель начальника Научно-исследовательского центра «Освоение подземного пространства» (НИЦ ОПП), АО "Мосинжпроект", к.т.н., проф.

1. В период с 2015 по 2016 гг. АО «Мосинжпроект» совместно с ОАО «НИиПИ «Ленметрогипротранс» и ОАО «Метрогипротранс» при участии организаций Стройкомплекса Москвы и других специализированных организаций по заданию Минстроя РФ разработаны Изменения и дополнения в СП 120.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 «Метрополитены». Разработанный документ, прошедший к настоящему времени все стадии рассмотрения, в том числе на ТК209 и ТК465, и в июле сего года переданный на утверждение, решает следующие задачи:

- учет изменений в законодательстве Российской Федерации, актуализация нормативных ссылок, уточнение терминологии нормативных документов;

- актуализация пожарно-технических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации метрополитенов, и устранение противоречий в этих требованиях с требованиями нормативных технических документов по пожарной безопасности;

- актуализация общих технических требований к производству и приемке работ по строительству метрополитенов с учетом накопленного опыта и выполненных исследований;

- внесение требований по применению в строительстве метрополитена двухпутных тоннелей в соответствии с нормами международных нормативных документов, и, как следствие, частичное изменение тоннельной вентиляции, норм пожаротушения, конструктивных и технологических изменений конструкций станционных комплексов и притоннельных сооружений;

- корректировка требований по конструктивным решениям тоннельных обделок, применяемым материалам, методикам расчёта и проектирования;

- дополнение и актуализация требований по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства, геотехническим расчётам и геотехническому мониторингу строительства объектов метрополитена в увязке с действующими нормативными документами;

- разработка предложений по оптимизации нормативных требований к проектируемым объектам и сооружениям метрополитена, влияющим на их стоимость и сроки строительства;

- снижение затрат на проектирование объектов и сооружений метрополитена, а также ускорение сроков их проектирования и строительства.

Всего по предложениям заинтересованных организаций внесено 489 изменений в СП 120.13330.2012, основными направлениями которых является:

  • оптимизация необходимых и достаточных требований в части изысканий, провозной способности линии и пропускной способности пассажирских обустройств, проектирования и строительства объектов метрополитена;

  • корреляция с действующими нормами;

  • снижение стоимости и сроков проектирования и строительства, а также повышения безопасности пассажиров и персонала, в связи с чем:

- дополнены требования по обеспечению перевозок инвалидов и маломобильных групп населения;

- уточнены требования по устройству эскалаторов (при высоте каждого подъема более 4 м – для подъема и спуска пассажиров; при высоте спуска более 5,5 м – только для спуска пассажиров);

- откорректированы требования по планировочным и конструктивным решениям электродепо, количеству зданий и сооружений, их этажности, энергоэффективности, числу путей в парке, соблюдению санитарно-гигиенических норм при размещении депо в селитебных зонах, организации систем сигнализации и связи, инженерных коммуникаций, безопасности персонала в условиях чрезвычайных ситуаций;

- переработан раздел 5.16 «Пожарная безопасность» в части повышения безопасности пассажиров и персонала, удешевлению строительных конструкций, систем водоснабжения, дымоудаления, вентиляции. Введен дополнительный подраздел «Первичные средства пожаротушения и спасательные средства». Впервые введены требования по пожарной безопасности двухпутных тоннелей;

- переработан раздел 5.18.3 в части требований по объёмам обследований зданий и сооружений, расположенным в зоне влияния строительства, геотехническим расчётам и мониторингу;

- отменена, противоречащая общим положениям проектирования железобетонных конструкций и защите их от коррозии, норма абсолютной трещиностойкости железобетонных обделок без гидроизоляции, введен допуск на раскрытие трещин до ширины 0,2 мм, что позволяет уменьшить армирование обделки на 30% без снижения несущей способности и долговечности конструкций;

- введены приложения, регламентирующие состав, численность и нормативы образования подразделений метрополитена, перечень административных, производственных и бытовых помещений на станциях.

Расчетный эффект от реализации предлагаемых изменений и дополнений к СП 120.133330 составляет:

- экономию - не менее 1 млрд. руб. на станцию метрополитена и не менее 68 млн. руб. на 1 пог. км перегонных тоннелей метрополитена;

- сокращение до 36% площади служебно-бытовых помещений на станциях метрополитена;

- возможность исключить разработку многочисленных СТУ, общие расходы на которые достигают почти 35 млн. руб. в год.

- сократить сроки строительства.

2. Аналогично и в полном соответствии с подходами, принятыми при разработке изменений к СП по метрополитенам, специалистами НИИ транспортного строительства с участием заинтересованных организаций и ведомств была выполнена работа по изменению норм проектирования железнодорожных и автодорожных тоннелей - СП 122.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 32-04-97.

3. В связи с предстоящим сооружением высокоскоростной магистрали на восток впервые разработан СП «Искусственные сооружения высокоскоростных железнодорожных линий. Правила проектирования и строительства» (ведущий разработчик ОАО «Гипростроймост»). Отдельные положения раздела «Проектирование транспортных тоннелей» (разработчик-ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации») уже реализуются при проектировании глубокого ввода на площади трех вокзалов в Москве и ВСМ «Москва-Екатеринбург». Документ, базирующийся, в основном, на опыте и нормах Евросоюза, предусматривает, в частности следующие положения:

  • Обделка тоннелей должна иметь улучшенные аэродинамические свойства, не иметь выступающих углов, в связи с чем ниши и камеры в обделке тоннеля не устраиваются;

  • Портальные участки тоннеля необходимо проектировать раструбного типа;

  • Тоннели проектируются как два однопутных тоннеля, соединяемых эвакуационными сбойками. При соответствующем технико-экономическом обосновании и наличии разделительной перегородки, тоннели могут проектироваться двухпутными;

  • Эвакуационные сбойки устраиваются с шагом не более чем 1000 м;

  • Поперечное сечение тоннеля следует проектировать, исходя из параметров габарита приближения строений С400Т;

  • Подрельсовое основание в тоннелях устраивается безбалластным.

4. Отвечая требованиям времени, также впервые разработан СП ХХХ.1325800.2016 «ПРИСПОСОБЛЕНИЕ МЕТРОПОЛИТЕНОВ ПОД ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Общие правила проектирования (исполнители – ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ, ОАО «Метрогипротранс», 26 ЦНИИ филиал ОАО «31 ГПИСС», АО «Мосинжпроект»).

Документ направлен на реализацию положений Федерального закона от 1202.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и соответствующего постановлению Правительства РФ 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90». Приспособление метрополитенов для защиты населения осуществляется на основе оценки форм и методов ведения современных военных конфликтов, тактико-технических характеристик современных и перспективных средств поражения и средств их доставки к цели, а также технологий их применения

Объектом стандартизации здесь являются нормы и правила проектирования новых и реконструируемых существующих подземных линий или участков метрополитена, имеющих дополнительные сооружения и устройства для использования их для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе при ведении военных действий.

Основное внимание уделялось приведению свода правил в соответствие с действующими законодательными, нормативно правовыми и нормативно-техническими требованиями.

Для достижения поставленной цели:

- проведен анализ законодательных, нормативно правовых актов, нормативно-технических документов, регламентирующих требования к защитным сооружениям гражданской обороны;

- проанализирован опыт различных органов исполнительной власти в области организации и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения;

- разработаны новые требования по приспособлению метрополитенов под защитные сооружения гражданской обороны при проектировании новых и реконструируемых существующих подземных линий или участков метрополитена.

При этом уместно отметить, что в связи с отсутствием открытых международных нормативно-технических документов по тематике СП при его разработке использовались только отечественные стандарты.

В заключение необходимо отметить, что в условиях беспрецедентно больших масштабов и темпов строительства метрополитена и не менее впечатляющих планов освоения подземного пространства в Москве сложившаяся система подготовки и ввода в действие нормативных положений серьезно сдерживает применение новых материалов, конструкций и технологий после их опытной апробации. Отстает от практики, например, закрепление в нормах применение набрызгбетона и фибробетона в тоннельных обделках, условия обеспечения требуемой огнестойкости конструкций, использование напыляемой гидроизоляции, ряд вопросов, связанных с сооружением двухпутных тоннелей (габариты, вентиляция и дымоудаление, эвакуация при ЧС, объемно-планировочные решения станций и т.п.).

Для сокращения времени от разработки эффективного решения до его внедрения в практику проектирования и строительства целесообразно в качестве доказательной базы, до включения в нормы федерального уровня, принимать руководящие документы, утверждаемые Правительством Москвы или профессиональными общественными объединениями НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Тоннельная ассоциация России.

Васильев Юрий Эммануилович – профессор кафедры дорожно–строительных материалов ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», д.т.н., доцент.

Департаментом градостроительной политики города Москвы в октябре 2015 года было организовано проведение системного анализа действующей нормативно-технической базы в целях подготовки конкретных предложений по ее оптимизации, в том числе части пешеходных переходов и объектов дорожно-транспортной инфраструктуры.

По объектам дорожно-транспортной инфраструктуры и пешеходных переходов в рамках выполнения работ по ГК № ДГП 15-50-Н от 16.10.2015 и ГК № ДГП 15-53-Н от 16. 10. 2015 исполнителем – ООО «МАДИ-Дорожные технологии» разработан перечень изменений в 12 Сводов правил, 4 ГОСТ Р, 5 постановлений Правительства Российской Федерации, одобренные Департаментом и представленные в Минстрой России (исх. № ДГП-03-9571/16 от 26. 10. 2016) и технические комитеты Росстандарта.

Основные задачи:

1. Разработка предложений по оптимизации нормативных требований к оптимизации нормативных требований к проектируемым городским улицам, дорогам и другим объектам дорожно-транспортной инфраструктуры, а также к пешеходным переходам, влияющих на их стоимость и сроки возведения (далее – Объекты УДС);

2. Снижение затрат на проектирование Объектов УДС, а также ускорение сроков проектирования и строительства;

3. Подготовка обосновывающих материалов по внесению необходимых изменений в нормативные документы федерального и регионального уровней по проектированию и строительству Объектов УДС.

В результате принятия наших предложений и внесения соответствующих изменений будет достигнуто:

- сокращение и упрощение согласований, сокращение числа разрабатываемых при проектировании СТУ;

- создание возможности строительства новых, реконструкции действующих и при необходимости переноса существующих Объектов УДС с сокращения затрат времени и ресурсов в условиях плотной городской застройки и размещенных и находящихся в эксплуатации подземных коммуникаций;

- обеспечение безопасности.

В ходе работы реализованы:

Разработка предложений по оптимизации нормативных требований по проектированию Объектов УДС с учетом мнения ведущих профильных организаций строительного комплекса Москвы;

Доработка предложений по оптимизации нормативных требований по проектированию Объектов УДС по результатам рассмотрения Экспертной комиссией, профильных организаций и Технических комитетов по стандартизации Росстандарта ТК 465 и ТК 418;

Технико-экономический анализ специальных технических условий;

Направление доработанных предложений по оптимизации нормативных требований по проектированию Объектов УДС в Минстрой России и профильные Технические комитетами по стандартизации Росстандарта для включения в план работ;

Оказание консультационного содействия подразделениям Департамента градостроительной политики города Москвы в части разработки проектов нормативно-правовых актов (постановлений) Правительства Российской Федерации.

В составе предложений разработаны:

- предложения по внесению изменений в нормативные акты правительства Российской Федерации, включая:

- проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

- проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 39 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»;

- проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26. 12. 2014 № 1521 (ред. от 29.09.2015) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»»;

- проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

- предложения по внесению изменений и дополнений в Своды правил, включая:

- СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*);

- СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85;

- СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*;

- СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*;

- СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001;

- СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;

- СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*;

- СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы» (актуализированная редакция СНиП 42-01-2002);

- СП 124.13330.2012 «Тепловые сети» (актуализированная редакция СНиП 41-02-2003).

- СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»;

- СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*;

- СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97.

- предложения по внесению изменений и дополнений в государственные стандарты, включая:

- ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования;

- ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств;

- ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования;

- ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения.

Разработаны предложения по разработке Свода Правил (вариант – МГСН) «Подземные пешеходные переходы. Требования к проектированию».

  

Мнения участников

Осипов В.И. – Научный руководитель Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАН.

Подчеркнул необходимость учета геологических условий (ГУ) при возведении наземных и, тем более, подземных объектов для обеспечения безопасности их строительства. ГУ необходимо тщательно анализировать на самой начальной стадии всей технологической цепочки: проектирование, строительство, эксплуатация. От принятого решения по выбору места строительства зависят и эффективность строительства и экономика, безопасность и целый ряд других вопросов. ИГЭ РАН им. Е.М. Сергеева готов к продолжению работ по составлению геоинформационной системы территорий города.

Бачурина С.С. – Ответственный секретарь Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, доктор экономических наук, профессор.

В работе организуемой постоянно действующей Комиссии для анализа практики применения существующих норм (п.1 проекта решения) целесообразно участие представителей Экспертного совета нового созыва Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству, а также Минстроя РФ и Минтранса РФ.

По выступлению В.И. Осипова. Работу Мосгоргеотреста по формированию системных информационно-технологических моментов и аналитическую работу, которую начал и продолжил ИГЭ РАН, надо дополнить для решения исходной задачи – предоставления полноценной исходной информации для начала проектирования.

Левкин С.И. (на выступление С.С. Бачуриной) К концу года заканчиваем оцифровку всех геологических данных по Москве. По 7 или 8 округам эта работа закончена и планируется возможность доступа в зависимости от ситуации и секретности на этапе подготовки к принятию решения о строительстве объекта и разработке граддокументации. Данные будут в бесплатном доступе. Это будет впервые в мире.

Васильев Г.П. – научный руководитель ГК «Инсолар», председатель Совета директоров ОАО «Инсолар – Инвест», доктор технических наук.

Подчеркнул важность развития и внедрения в нормативные документы новых технологий, новых материалов, методов и т.д. Рекомендовал Мосинжпроекту разработку или открытие собственной программы нормативно-технического обеспечения. Такая корпорация могла бы разрабатывать предварительно стандарты организаций в статусе стандарта Мосинжпроекта, статус которых может развиваться, повышаться до стандартов национальных, НОСТРОЯ и т. д. На разработку СТУ тратятся существенные деньги и, фактически, это разовые решения, которые было бы целесообразно систематизировать и попытаться интегрировать в НТД.

Колыбин И.В. –Директор «Научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института оснований и подземных сооружений им. Н.М. Герсеванова» ОАО «Научно-исследовательский центр «Строительство», кандидат технических наук.

Необходимость актуализации Перечня № 1521 на уровне Постановления Правительства РФ рождает инерционность и дополнительное отставание в применении уже разработанных норм в качестве доказательной базы ФЗ № 384. Выходом из ситуации может стать разработка обязательных строительных норм (СН) по всем основным направлениям, в которых должны содержаться только обязательные, т.е. безальтернативные, требования и указания, выполнение которых должно обеспечивать соблюдение требований безопасности в соответствии с ФЗ №384. В этом случае все прочие нормативные документы более низкого уровня, включая СТО, методы расчета (оценки рисков и т.д.) становятся альтернативной доказательной базой ФЗ №384 при использовании их проектными организациями как документов добровольного применения. ТК 465 через профильные подкомитеты тоже начал рассматривать и согласовывать стандарты организаций, что повышает возможность и обоснованность их применения в качестве доказательной базы.

Беляев В.Л. - советник руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы, кандидат технических наук, доцент.

Предложил провести заседание секции ОНТС «Градостроительное проектирование и подземная урбанистика» по рассмотрению поправок в Градостроительный кодекс в части инженерных изысканий, обязательных для планировки территории.

Зверев С.И. - председатель комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Московской городской Думы, кандидат юридических наук.

Отметив, что опыт строительства прошлых лет нельзя терять, подчеркнул отставание используемых экспертизой норм от текущих условий и требований проектирования. Проектирование движется вперед, однако новые технологии и разработки, которые хотели бы использовать при проектировании, не заложены в те нормы, по которым будет смотреть экспертиза. Эта цепочка должна быть одномоментной.

О подготовке кадров. Например, наши институты, которые готовят специалистов по проходке, за все время выпустили одного человека, который пошел заниматься реальной работой при метростроении. Подготовка (или реанимация) тех людей, которые будут дальше заниматься проектированием – тема, которую тоже надо ставить перед вузами (это, как правило, московские вузы).

Сегодня хотелось бы услышать представителей экспертизы, подрядчиков, которые дальше реализуют объекты.

Относительно вопроса по координации взаимодействия. Сегодня имеются мощные рычаги для того, чтобы двигать любые инициативы, как по линии Правительства Москвы, так и Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству, который возглавляет депутат Госдумы Ресин В.И.

Предложил площадку Мосгордумы, для рассмотрения и подготовки документов, которые продвигались бы по линии законодательных органов власти.

Подводя итоги заседания, С.И. Левкин отметил следующее:

Разговор получился интересный и довольно конкретный. Таких масштабов транспортного строительства как в Москве мало где есть в других странах, не говоря уже про Россию. Вопрос очень важный и существенный.

По выступлению А.С. Чирко о нормативной базе пожарной безопасности объектов транспортного строительства. Просьба предоставить конкретные примеры, где экспертиза заставила разработать СТУ, а обоснования необходимости, например, соответствующие письма ВНИИПО, говорили об обратном, с приложением подтверждающих писем, для проведения анализа по данному вопросу.

По выступлению Ю.Э. Васильева. Разработанные МАДИ по заказу Департамента градостроительной политики города Москвы предложения в федеральную нормативную базу по проектированию объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и пешеходных переходов, направленные в Минстрой РФ, необходимо направить также в другие ведомства (прежде всего, в АО «Мосинжпроект», НОСТРОЙ, НОПРИЗ) для изучения (в течение 2-х недель). С учетом полученного дать конкретные итоговые предложения о необходимости внесения дополнений или изменений в нормативы для подготовки доклада Мэру Москвы и письма Мэра в адрес Минстроя РФ. Поддерживается разработка актуального СП по пешеходным переходам, а также (по линии МЧС) - классификация линейных объектов по уровню безопасности.

По выступлению В.И. Осипова. Тема важная, необходимая для города. Первый вопрос это деньги. Для разработки такой системы необходимы очень большие деньги, что связано с ограничением бюджета и требованиями Градостроительного кодекса.

По выступлению О.И. Леоновой о недостатке специалистов для возможности разработки нормативной документации. Главное сформировать план работы, а под этот план работы выделить финансы советом директоров, привлечь тех, кто в этом разбирается.

По выступлению И.В. Колыбина. С целью выработки дополнительных предложений и определения конкретных действий по совершенствованию нормативно-технической базы проектирования объектов транспортной инфраструктуры необходимо провести заседание рабочей группы по рассматриваемой теме с участием представителей АО «Мосинжпроект» и других заинтересованных организаций.

Предложение о разработке предварительных стандартов организаций в статусе стандарта Мосинжпроекта интересное, очень серьезное. Предлагается написать М.Ш. Хуснуллину доклад с поручением для принятия дальнейшего решения, выделением средств, формированием программ разработки и т. д. Это может существенно сократить решение обсуждаемых на заседании вопросов. Затем согласование СТО в профильном Техническом комитете, а дальше можно развивать в национальные стандарты и другие нормативные документы в зависимости от потребности.

В целом, несмотря на то, что сегодня не все получается, тем не менее, выстраивается определенная система, которая в итоге приведет к практическому результату. 

Решения

1. Учитывая значительный объём проектных и строительных работ по объектам транспортного строительства в городе Москве, организовать при ДГП (С.И. Левкин) постоянно действующую Рабочую группу для анализа практики применения существующей нормативно-технической базы и подготовке предложений по её совершенствованию с участием, в том числе, представителей профильных органов исполнительной власти и организаций города Москвы, Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству, Минстроя РФ и Минтранса РФ (по согласованию).

Срок – в течение 2-х месяцев после утверждения настоящего протокола.

2. Отметить, в числе первоочередных задач указанной Рабочей группы (п. 1 настоящего протокола) подготовку обращений Правительства Москвы в профильные федеральные органы исполнительной власти (Минстрой России, МЧС России), в части касающейся, с предложениями:

- по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 
16.02.2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в части наименования и содержания разделов ПСД по вопросам пожарной безопасности;

- об исключении противоречий и гармонизации нормативных требований пожарной безопасности и норм технического регулирования в области проектирования и строительства объектов, в том числе объектов транспортного строительства, при разработке и совершенствовании соответствующей нормативно-технической базы с учетом общей координирующей роли Минстроя России;

- по разработке актуального нормативно-технического документа (свода правил) по проектированию подземных и надземных пешеходных переходов с отражением, в том числе, оптимальных требований по пожарной безопасности;

- по оптимизации требований пожарной безопасности для линейных объектов и классификации данных объектов по классу функциональной пожарной опасности;

- по разработке федеральных нормативных документов (СП), устанавливающих минимально необходимые обязательные безальтернативные нормативные требования по обеспечению безопасности при проектировании и строительстве объектов, возможно по направлениям строительства, включая транспортное строительство;

- по подготовке методических материалов (указаний) Минстроя России для всех участников инвестиционно-строительной деятельности (заказчики строительства, экспертные и проектно-изыскательские организации и др.) по использованию альтернативной доказательной базы при проектировании и строительстве объектов, в том числе объектов транспортного строительства (нормативно-технические документы добровольного применения, СТО, расчеты, исследования, оценки рисков и т.д.).

3. Отметить информацию представителя ТК 465 «Строительство» (И.В. Колыбин) о проводимой в настоящее время через профильные подкомитеты ТК 465 работе по рассмотрению и согласованию представленных стандартов организаций.

4. АО «Мосинжпроект» (М.М. Газизуллин ) представить в ДГП в 2-х недельный срок после утверждения настоящего протокола информацию о наиболее характерном примере (примерах) излишней разработки СТУ по требованию Мосгосэкспертизы при наличии альтернативных обосновывающих материалов, включающих в том числе официальные письма (разъяснения) профильных и надзорных организаций (МЧС России, Роспотребнадзор, ВНИИПО и т.д.).

5. ДГП (С.И. Левкин) совместно с МГЭ (В.Ю. Денисов), ДС (А.Ю. Бочкарев) и АО «Мосинжпроект» (М.М. Газизуллин) проанализировать представленную информацию (п. 4 настоящего протокола) и подготовить справку о необходимости (отсутствии необходимости) разработки СТУ в рассматриваемых случаях при наличии альтернативной доказательной базы, обеспечивающий соблюдение требований безопасности при проектировании объектов.

6. Рекомендовать АО «Мосинжпроект» (М.М. Газизуллин) рассмотреть вопрос о создании собственной программы нормативно-технического обеспечения транспортного строительства с учетом предварительной разработки стандартов организации с последующим формированием на их базе нормативных документов более высокого уровня (стандарты НОСТРОЯ и НОПРИЗ, национальные и межгосударственные стандарты, своды правил).

7. ДГП (О.В. Рындин) в течение 3-х недель после утверждения настоящего протокола подготовить доклад заместителю Мэра Москвы М.Ш. Хуснуллину по вопросу разработки АО «Мосинжпроект» программы нормативно-технического обеспечения транспортного строительства (п.6 настоящего протокола) с целью последующего определения целей и задач данной программы, источников финансирования, исполнителей и соисполнителей.

8. Рекомендовать АО «Мосинжпроект» (М.М. Газизуллин) активно использовать научно-техническое сопровождение при проектировании и строительстве сложных объектов метрополитена, включая все стадии - от инженерных изысканий до ввода объектов в эксплуатацию.

9. Принять к сведению информацию научного руководителя Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН В.И. Осипова по вопросу организации и проведения работ по созданию геоинформационной системы территорий города Москвы.

Признать целесообразность и актуальность работ по изучению, анализу, обобщению и представлению информации о геологических условиях для осуществления градостроительной деятельности на территории города Москвы.

10. ООО МИП «МАДИ-ДТ» (Ю.Э. Васильев) подготовленные по заказу ДГП предложения по совершенствования нормативно-технической базы проектирования объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и пешеходных переходов (далее – Предложения) направить на рассмотрение в профильные организации, включая АО «Мосинжпроект», НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

По результатам рассмотрения с учетом поступивших от организаций замечаний и предложений, в том числе замечаний и предложений профильных ТК 465 и ТК 418, подготовить итоговую редакцию Предложений.

Предложения, дифференцированные по каждому нормативно-техническому документу, вместе с презентационными материалами в срок до 25.01.2017 г. представить в ДГП для подготовки доклада заместителю Мэра Москвы М.Ш. Хуснуллину и, по его результатам, доклада Мэру Москвы С.С. Собянину.

11. ДГП (С.И. Левкин) на основании представленных ООО «МАДИ-ДТ» материалов (п. 10 настоящего протокола) подготовить доклад заместителю Мэра Москвы М.Ш. Хуснуллину и, по его результатам, доклад Мэру Москвы С.С. Собянину.

По результатам докладов подготовить обращение в Минстрой России по первоочередному учету наиболее актуальных для города Москвы предложений по совершенствованию нормативно-технической базы проектирования и строительства объектов дорожно-транспортной инфраструктуры.

12. Отметить информацию представителя Государственной Думы РФ (С.С. Бачурина) и представителя Московской городской Думы (С.И. Зверев) о возможности использования потенциала указанных органов власти для рассмотрения актуальных вопросов развития нормативно-технической базы транспортного строительства и выработки предложений по реализации принятых решений.

Руководитель Департамента градостроительной политики
города Москвы, заместитель председателя ОНТС

С.И. Левкин
Ученый секретарь ОНТС, к.т.н., с.н.с.

А.М. Попова

 

-