Нормативно-техническую базу проектирования объектов транспортного строительства необходимо оптимизировать
Темы в материале:
Актуальные вопросы развития нормативно-технической базы транспортного строительства были рассмотрены 23 ноября 2016 года на заседании Объединенного научно-технического совета Стройкомплекса
|
Доклады |
||||||||
|
Леонова Ольга Ивановна - начальник нормативно-технического отдела АО «Мосинжпроект». Краткий анализ нормативно-правовой актов (далее НПА) при проектировании и строительстве объектов капитального строительства. Практика применения НПА и получения разъяснений законодательства Российской федерации, а также толкования норм, терминов и понятий федеральными органами исполнительной власти. Необходимость приведения федеральных законов и правил, издаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствие с Градостроительным кодексом и федеральным законом «О техническом регулировании» на примере взаимодействия АО «Мосинжпроект» с надзорными органами. Необходимость организации профильного подразделения при Правительстве города Москвы или постоянно действующей Комиссии для организации рассмотрения проектов федеральных законов, анализу практики применения существующих норм и подготовке предложений по её совершенствованию. При этом первоочередными результатами работы Комиссии могли бы быть: подготовка обращений Правительства Москвы с предложениями: - об инициировании в Государственной Думе РФ поручения МЧС России переработки требований технического регламента и сводов правил по пожарной безопасности, приведения их в соответствии с действующим законодательством в строительстве, а также применяемым в настоящее время технологиям и материалам; - о приведении в соответствии с ФЗ-184 «О техническом регулировании» ФЗ № 384-ФЗ и ФЗ № 145 для возможности применения на добровольной основе стандартов организации. Необходимость обязательного рассмотрения и согласования проектов нормативных документов ведущими проектными и научно-исследовательскими организациями города Москвы, с обязательным оформлением сводки замечаний. Также необходимо активное участие в работе комитетов Государственной Думы РФ, в комиссиях Минстроя РФ, в работе комитета ТК-465 «Строительство» Росстандарта и др. ВЫВОД: Учитывая объём проектных и строительных работ в городе у Правительства Москвы должна быть активная позиция по вопросам применения, содержания, увязки и технологии разработки нормативных документов. Чирко Александр Сергеевич - главный специалист Института АО «Мосинжпроект», к.т.н., доц. Состояние пожарной безопасности любого объекта ранее определялось наличием требований в нормативных документах (далее - НД) Госстроя и Госстандарта, различных ведомств. Число таких документов оценивалось в 1,5 - 2 тыс., а состав противопожарных требований в 100 - 150 тыс. С вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (редакция от 03.07.2016) (далее – ФЗ № 123) действуют также 23 сводов правил и 150 стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ №123 (Перечень утвержден приказом Ростехрегулирования от 16.04.2014г. № 474 (с изменениями на 25 февраля 2016 года). Таким образом, в настоящее время нормативная база в области пожарной безопасности насчитывает менее 200 документов (число сокращено примерно в 10 раз), хотя иные НД (СНиП, СН, НПБ и др.) федеральных органов исполнительной власти, согласно ч. 1 ст. 151 ФЗ № 123, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям ФЗ №123. Аналогично сформулированы заключительные положения ФЗ № 384 (ч. 1 ст. 42) и ФЗ № 184 (п. 7 ст. 46) в редакции ФЗ № 385 от 30.12.2009 года. Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2014 года № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Перечень содержит 4 ГОСТ и 74 СНиП, из которых исключены около 500 противопожарных требований во избежание их дублирования и противоречия с НД (СП и НС) по пожарной безопасности. Фактически это означает, что такие СП и НС, как не вошедшие в названный Перечень, применяются на добровольной основе и отступления от их требований не должны являться основанием для разработки Специальных технических условий (СТУ) согласно ч. 8 ст. 6 ФЗ № 384 и ч.2 ст. 78 ФЗ № 123. НД по пожарной безопасности (согласно ст.1 абз. 15 ФЗ №69 в редакции ФЗ №247 от 09. 11. 2009 года) – это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих ТР. Число таких документов оценивалось в 1,5-2 тыс., а состав противопожарных требований в 100-150 тыс. НД по пожарной безопасности – это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих ТР нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. На практике это означает, что иные НД, не являющиеся СП или НС, следует считать документами, подлежащими обязательному исполнению для объектов, запроектированных и построенных до вступления в силу ФЗ № 123 (см. ч. 4 ст. 4), и только в части, не противоречащей ФЗ № 123 (см. ч. 1 ст. 151). Для проектируемых объектов после вступления в силу ФЗ №123 такие требования могут применяться на добровольной основе и при имеющихся расхождениях в содержании требований ПБ различных НД приоритет остается за СП и НС, включенными в соответствующие перечни Правительства или Ростехрегулирования, как НД по реализации ФЗ № 123. В любом случае, их несоблюдение не должно нести никаких правовых последствий в соответствии с Указом Президента РФ от 23. 05. 1996 г. № 763 и не должно служить основанием применения санкций за невыполнение содержащихся в них требований (письмо Минюста РФ от 31. 05. 2005 г. № 01-1529). Определенные проблемы создает тот факт, что пока в НД не сделано попыток структурировать требования, выделив минимально необходимые согласно ст. 8 ФЗ №384, ст. 6 и ст. 7 ФЗ №184, особенно связанные с безопасностью людей, т.е. обязательные для исполнения, и остальные требования. Поэтому при расчетах по оценке пожарных рисков возникают ситуации, когда на объекте транспортного строительства в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные ФЗ №123, и результаты расчетов по оценке пожарных рисков отвечают нормативным значениям ст. 79 и ст. 93 ФЗ №123, т.е. согласно ст. 6 ФЗ №123 пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, хотя при этом имеются многочисленные отступления от противопожарных требований НД. Подобная ситуация может означать, что такие отступления от НД (тем более - при наличии компенсирующих противопожарных мероприятий) не оказывают сколь-нибудь заметного влияния на обеспечение безопасности людей при пожаре и такие требования следует применять на добровольной основе, что в определенной степени противоречит положениям ч. 2 ст. 5 ФЗ №384, согласно которым безопасность зданий и сооружений обеспечивается также соблюдением требований стандартов и сводов правил обязательного и добровольного применения или специальных технических условий. На этом основании в отношении СТУ следует применять такие принципы, как:
Меркин Валерий Евсеевич - научный руководитель ООО "НИЦ Тоннельной ассоциации", д.т.н., проф., Конюхов Дмитрий Сергеевич - заместитель начальника Научно-исследовательского центра «Освоение подземного пространства» (НИЦ ОПП), АО "Мосинжпроект", к.т.н., проф. 1. В период с 2015 по 2016 гг. АО «Мосинжпроект» совместно с ОАО «НИиПИ «Ленметрогипротранс» и ОАО «Метрогипротранс» при участии организаций Стройкомплекса Москвы и других специализированных организаций по заданию Минстроя РФ разработаны Изменения и дополнения в СП 120.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 «Метрополитены». Разработанный документ, прошедший к настоящему времени все стадии рассмотрения, в том числе на ТК209 и ТК465, и в июле сего года переданный на утверждение, решает следующие задачи: - учет изменений в законодательстве Российской Федерации, актуализация нормативных ссылок, уточнение терминологии нормативных документов; - актуализация пожарно-технических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации метрополитенов, и устранение противоречий в этих требованиях с требованиями нормативных технических документов по пожарной безопасности; - актуализация общих технических требований к производству и приемке работ по строительству метрополитенов с учетом накопленного опыта и выполненных исследований; - внесение требований по применению в строительстве метрополитена двухпутных тоннелей в соответствии с нормами международных нормативных документов, и, как следствие, частичное изменение тоннельной вентиляции, норм пожаротушения, конструктивных и технологических изменений конструкций станционных комплексов и притоннельных сооружений; - корректировка требований по конструктивным решениям тоннельных обделок, применяемым материалам, методикам расчёта и проектирования; - дополнение и актуализация требований по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства, геотехническим расчётам и геотехническому мониторингу строительства объектов метрополитена в увязке с действующими нормативными документами; - разработка предложений по оптимизации нормативных требований к проектируемым объектам и сооружениям метрополитена, влияющим на их стоимость и сроки строительства; - снижение затрат на проектирование объектов и сооружений метрополитена, а также ускорение сроков их проектирования и строительства. Всего по предложениям заинтересованных организаций внесено 489 изменений в СП 120.13330.2012, основными направлениями которых является:
- дополнены требования по обеспечению перевозок инвалидов и маломобильных групп населения; - уточнены требования по устройству эскалаторов (при высоте каждого подъема более 4 м – для подъема и спуска пассажиров; при высоте спуска более 5,5 м – только для спуска пассажиров); - откорректированы требования по планировочным и конструктивным решениям электродепо, количеству зданий и сооружений, их этажности, энергоэффективности, числу путей в парке, соблюдению санитарно-гигиенических норм при размещении депо в селитебных зонах, организации систем сигнализации и связи, инженерных коммуникаций, безопасности персонала в условиях чрезвычайных ситуаций; - переработан раздел 5.16 «Пожарная безопасность» в части повышения безопасности пассажиров и персонала, удешевлению строительных конструкций, систем водоснабжения, дымоудаления, вентиляции. Введен дополнительный подраздел «Первичные средства пожаротушения и спасательные средства». Впервые введены требования по пожарной безопасности двухпутных тоннелей; - переработан раздел 5.18.3 в части требований по объёмам обследований зданий и сооружений, расположенным в зоне влияния строительства, геотехническим расчётам и мониторингу; - отменена, противоречащая общим положениям проектирования железобетонных конструкций и защите их от коррозии, норма абсолютной трещиностойкости железобетонных обделок без гидроизоляции, введен допуск на раскрытие трещин до ширины 0,2 мм, что позволяет уменьшить армирование обделки на 30% без снижения несущей способности и долговечности конструкций; - введены приложения, регламентирующие состав, численность и нормативы образования подразделений метрополитена, перечень административных, производственных и бытовых помещений на станциях. Расчетный эффект от реализации предлагаемых изменений и дополнений к СП 120.133330 составляет: - экономию - не менее 1 млрд. руб. на станцию метрополитена и не менее 68 млн. руб. на 1 пог. км перегонных тоннелей метрополитена; - сокращение до 36% площади служебно-бытовых помещений на станциях метрополитена; - возможность исключить разработку многочисленных СТУ, общие расходы на которые достигают почти 35 млн. руб. в год. - сократить сроки строительства. 2. Аналогично и в полном соответствии с подходами, принятыми при разработке изменений к СП по метрополитенам, специалистами НИИ транспортного строительства с участием заинтересованных организаций и ведомств была выполнена работа по изменению норм проектирования железнодорожных и автодорожных тоннелей - СП 122.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 32-04-97. 3. В связи с предстоящим сооружением высокоскоростной магистрали на восток впервые разработан СП «Искусственные сооружения высокоскоростных железнодорожных линий. Правила проектирования и строительства» (ведущий разработчик ОАО «Гипростроймост»). Отдельные положения раздела «Проектирование транспортных тоннелей» (разработчик-ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации») уже реализуются при проектировании глубокого ввода на площади трех вокзалов в Москве и ВСМ «Москва-Екатеринбург». Документ, базирующийся, в основном, на опыте и нормах Евросоюза, предусматривает, в частности следующие положения:
4. Отвечая требованиям времени, также впервые разработан СП ХХХ.1325800.2016 «ПРИСПОСОБЛЕНИЕ МЕТРОПОЛИТЕНОВ ПОД ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Общие правила проектирования (исполнители – ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ, ОАО «Метрогипротранс», 26 ЦНИИ филиал ОАО «31 ГПИСС», АО «Мосинжпроект»). Документ направлен на реализацию положений Федерального закона от 1202.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и соответствующего постановлению Правительства РФ 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90». Приспособление метрополитенов для защиты населения осуществляется на основе оценки форм и методов ведения современных военных конфликтов, тактико-технических характеристик современных и перспективных средств поражения и средств их доставки к цели, а также технологий их применения Объектом стандартизации здесь являются нормы и правила проектирования новых и реконструируемых существующих подземных линий или участков метрополитена, имеющих дополнительные сооружения и устройства для использования их для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе при ведении военных действий. Основное внимание уделялось приведению свода правил в соответствие с действующими законодательными, нормативно правовыми и нормативно-техническими требованиями. Для достижения поставленной цели: - проведен анализ законодательных, нормативно правовых актов, нормативно-технических документов, регламентирующих требования к защитным сооружениям гражданской обороны; - проанализирован опыт различных органов исполнительной власти в области организации и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения; - разработаны новые требования по приспособлению метрополитенов под защитные сооружения гражданской обороны при проектировании новых и реконструируемых существующих подземных линий или участков метрополитена. При этом уместно отметить, что в связи с отсутствием открытых международных нормативно-технических документов по тематике СП при его разработке использовались только отечественные стандарты. В заключение необходимо отметить, что в условиях беспрецедентно больших масштабов и темпов строительства метрополитена и не менее впечатляющих планов освоения подземного пространства в Москве сложившаяся система подготовки и ввода в действие нормативных положений серьезно сдерживает применение новых материалов, конструкций и технологий после их опытной апробации. Отстает от практики, например, закрепление в нормах применение набрызгбетона и фибробетона в тоннельных обделках, условия обеспечения требуемой огнестойкости конструкций, использование напыляемой гидроизоляции, ряд вопросов, связанных с сооружением двухпутных тоннелей (габариты, вентиляция и дымоудаление, эвакуация при ЧС, объемно-планировочные решения станций и т.п.). Для сокращения времени от разработки эффективного решения до его внедрения в практику проектирования и строительства целесообразно в качестве доказательной базы, до включения в нормы федерального уровня, принимать руководящие документы, утверждаемые Правительством Москвы или профессиональными общественными объединениями НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Тоннельная ассоциация России. Васильев Юрий Эммануилович – профессор кафедры дорожно–строительных материалов ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», д.т.н., доцент. Департаментом градостроительной политики города Москвы в октябре 2015 года было организовано проведение системного анализа действующей нормативно-технической базы в целях подготовки конкретных предложений по ее оптимизации, в том числе части пешеходных переходов и объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. По объектам дорожно-транспортной инфраструктуры и пешеходных переходов в рамках выполнения работ по ГК № ДГП 15-50-Н от 16.10.2015 и ГК № ДГП 15-53-Н от 16. 10. 2015 исполнителем – ООО «МАДИ-Дорожные технологии» разработан перечень изменений в 12 Сводов правил, 4 ГОСТ Р, 5 постановлений Правительства Российской Федерации, одобренные Департаментом и представленные в Минстрой России (исх. № ДГП-03-9571/16 от 26. 10. 2016) и технические комитеты Росстандарта. Основные задачи: 1. Разработка предложений по оптимизации нормативных требований к оптимизации нормативных требований к проектируемым городским улицам, дорогам и другим объектам дорожно-транспортной инфраструктуры, а также к пешеходным переходам, влияющих на их стоимость и сроки возведения (далее – Объекты УДС); 2. Снижение затрат на проектирование Объектов УДС, а также ускорение сроков проектирования и строительства; 3. Подготовка обосновывающих материалов по внесению необходимых изменений в нормативные документы федерального и регионального уровней по проектированию и строительству Объектов УДС. В результате принятия наших предложений и внесения соответствующих изменений будет достигнуто: - сокращение и упрощение согласований, сокращение числа разрабатываемых при проектировании СТУ; - создание возможности строительства новых, реконструкции действующих и при необходимости переноса существующих Объектов УДС с сокращения затрат времени и ресурсов в условиях плотной городской застройки и размещенных и находящихся в эксплуатации подземных коммуникаций; - обеспечение безопасности. В ходе работы реализованы: Разработка предложений по оптимизации нормативных требований по проектированию Объектов УДС с учетом мнения ведущих профильных организаций строительного комплекса Москвы; Доработка предложений по оптимизации нормативных требований по проектированию Объектов УДС по результатам рассмотрения Экспертной комиссией, профильных организаций и Технических комитетов по стандартизации Росстандарта ТК 465 и ТК 418; Технико-экономический анализ специальных технических условий; Направление доработанных предложений по оптимизации нормативных требований по проектированию Объектов УДС в Минстрой России и профильные Технические комитетами по стандартизации Росстандарта для включения в план работ; Оказание консультационного содействия подразделениям Департамента градостроительной политики города Москвы в части разработки проектов нормативно-правовых актов (постановлений) Правительства Российской Федерации. В составе предложений разработаны: - предложения по внесению изменений в нормативные акты правительства Российской Федерации, включая: - проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»; - проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 39 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»; - проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26. 12. 2014 № 1521 (ред. от 29.09.2015) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»»; - проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; - проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения». - предложения по внесению изменений и дополнений в Своды правил, включая: - СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*); - СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85; - СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*; - СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*; - СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001; - СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям; - СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*; - СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы» (актуализированная редакция СНиП 42-01-2002); - СП 124.13330.2012 «Тепловые сети» (актуализированная редакция СНиП 41-02-2003). - СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»; - СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*; - СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97. - предложения по внесению изменений и дополнений в государственные стандарты, включая: - ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования; - ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств; - ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования; - ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. Разработаны предложения по разработке Свода Правил (вариант – МГСН) «Подземные пешеходные переходы. Требования к проектированию».
- |











