timelapse

Урбанистический баланс

21 октября 2014 года

Молодые архитекторы проектируют гуманную городскую среду

Сделать столичный мегаполис более дружелюбным к человеку, найти оптимальный баланс между пешеходами и автомобилями, благоустроить городские парки, дворы, набережные – эти задачи сейчас активно решает московское правительство. Именно эти темы обсуждались на «круглом столе» «Гуманизация городских общественных пространств», организованном в рамках Всероссийского фестиваля молодых архитекторов «Перспектива 2014». В дискуссии приняли участие опытные и молодые архитекторы, специалисты по урбанистике, дизайну городских пространств, представители Комитета по архитектуре и градостроительству и НИиПИ Генплана Москвы.

Смотр-конкурс на премию «Перспектива» был учрежден Союзом московских архитекторов в 2004 году. Его цель - выявление талантов среди молодых московских архитекторов и поощрение их творчества. Проект, по словам его инициаторов, позволяет молодым амбициозным профессионалам, мыслящим оригинально и нестандартно, продемонстрировать свой потенциал в вопросах современной архитекторы, создания комфортной городской среды и благоустройства общественных территорий. В нынешнем году смотр расширен до масштаба всероссийского, в его рамках проводятся мастер-классы, публичные лекции, презентации, воркшопы, а также конкурс молодых архитекторов. Им предлагается разработать концепцию развития общественных пространств центра Москвы как туристско-рекреационной зоны. Организаторы фестиваля стремятся консолидировать архитектурную молодежь и включить ее в активный процесс общественного диалога.

«Нам хотелось бы «переосмыслить» кольцо площадей и улиц вокруг Кремля. Может ли центр города быть более лояльным к пешеходу или человек здесь обречен находиться в резервации?» - так куратор фестиваля, известный архитектор Николай Лызлов, обозначил суть конкурса и основное направление дискуссии.

Еще несколько лет назад практически весь центр Москвы был во власти автомобилистов. Сложилась пугающая диспропорция, москвичи и туристы не могли спокойно ходить по историческим улицам. Ныне ситуация стала меняться, в центре появилось много пешеходных зон. И это общемировая тенденция, говорит руководитель архитектурно-планировочной мастерской НИиПИ Генплана Москвы Ярослав Ковальчук: «Мы знаем много примеров, когда чрезмерно автомобилизированные города поворачивались лицом к пешеходам. Таким путем за несколько лет до нас пошли Париж и Лондон. Ничего технически невозможного здесь нет. Благоустроенные недавно Покровка, Маросейка, Пятницкая - это образцы той среды, где удобно и пешеходам, и водителям».

Директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Ирина Коробьина поддерживает инициативу городских властей по созданию новых пешеходных зон: «Но одновременно я задаюсь вопросом: а почему именно эти улицы? Почему не стала пешеходной Остоженка? На эту тему в МУАРе проводился семинар с участием Яна Гейла и Александра Скокана, где были высказаны интересные идеи. Но до их реализации дело пока не дошло». По мнению госпожи Коробьиной, культурные и экономические ресурсы таких зон до сих пор используются недостаточно эффективно. В освобожденных от автомашин местах можно, к примеру, музеефицировать археологические раскопы и этим привлечь туристов и просвещенную публику, считает директор музея.

А по словам представителя НИиПИ Генплана Елены Соловьёвой, стоило бы также организовать пешеходные проходы в некоторых внутриквартальных и внутридворовых пространствах. Экскурсоводы и историки архитектуры знают: там есть на что посмотреть. Благодаря этому дворы в исторических районах могли бы стать привлекательными для туристов. «И еще скажу не как планировщик, а как обыватель: нужно обеспечить непрерывность движения пешеходов. В городе плохо «развязаны» пешеходное и автодвижение, их надо разводить, быть может, уводя часть автопотоков под землю», - отметила госпожа Соловьёва.

Создать благоустроенное общественное пространство мало. Нужно, чтобы оно стало привычным местом досуга для москвичей разных возрастов и устремлений. Об этом рассуждала заместитель председателя Москомархитектуры Татьяна Гук: «Когда мы только начинали все это проектировать, у меня и у многих коллег были сомнения, а пойдут ли туда люди? Но теперь я сама вижу, что люди пошли, в этих зонах возник настоящий «муравейник».

О трудностях, с которыми приходится сталкиваться архитекторам и дизайнерам, разрабатывающим проекты благоустройства в исторических районах, поведал начальник ландшафтного отдела Концерна «КРОСТ» Андрей Коровянский. «В центре создавать новые парки очень сложно: повсюду охранные зоны, масса ограничений - здесь магистральный водосток, там археологический памятник. Где-то оппозиционеры собрали митинг протеста. А где-то слишком громоздкие элементы благоустройства мешают людям проходить по улицам. К тому же у каждого горожанина свое представление о том, что такое комфортная среда. Многое здесь помогают урегулировать общественные слушания - считаю их очень полезным и конструктивным делом».

В разговоре приняли участие также молодые архитекторы и специалисты по городскому проектированию. В их работах, поданных на конкурс, кураторы фестиваля (он продлится до 27 ноября) ищут «новый взгляд на облик и идеологию общественных пространств в формате сегодняшнего времени».

Андрей Мирошкин

mperspektiva.ru