Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Все темы
Новые технологии в строительстве
Градостроительная политика
Дорожное строительство
ТиНАО
Объекты образования
Спортивные сооружения
Жилье
Долевое строительство
Метро
Недвижимость
Реновация
Объекты культуры
Новые технологии
Парки и скверы
Железные дороги
МЦД
Объекты медицины
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Новые технологии в строительстве
Градостроительная политика
Дорожное строительство
ТиНАО
Объекты образования
Спортивные сооружения
Жилье
Долевое строительство
Метро
Недвижимость
Реновация
Объекты культуры
Новые технологии
Парки и скверы
Железные дороги
МЦД
Объекты медицины

Присоединяйтесь

История индустриального домостроения: эксперименты с каркасом и панелью

28 окт. 2014 г. 11:07

27 октября 2014

Идея полносборного строительства на базе плоских железобетонных панелей родилась в самом начале XX века. Претендентов на первый в мире проект крупнопанельного дома много - после Первой мировой войны практически вся Европа была занята поиском быстрого и дешевого решения жилищной проблемы.

Заграница не поможет

В 1927 году многочисленная делегация советских специалистов направляется в Германию для изучения немецкого опыта массового жилищного строительства пригородных рабочих поселков. Большую заинтересованность у наших архитекторов и инженеров вызывает система индустриальных сборных домов на базе пемзобетонных панелей, разработанная и активно рекламируемая немецким архитектором Эрнстом Майем.

​

Делегация советских специалистов знакомится со строительством рабочего поселка по проекту Эрнста Майа в пригороде Франкфурта-на-Майне.

Панели размером 3 × 1,10 × 0,20 м и весом 726 кг устанавливаются с помощью небольшого крана. Монтаж 2-этажного дома с погребом занимает от 1,5 до 17 дней, в зависимости от количества занятых на строительстве рабочих. Причем Май поставил на конвейер не только производство домов, но и всю систему проектирования рабочего поселка в целом.


Рабочий поселок Праунхейм, построенный по проекту Э. Мая в 1927 - 1928 гг.


Рабочий поселок, современный вид.

Эрнст Май вместе с большой группой иностранных архитекторов был приглашен в Советский Союз и проработал у нас несколько лет, но ему пришлось проектировать советские города будущего, расположенные за Уралом, не из дефицитного в нашей стране бетона, а в основном из более доступной древесины. В 1933 году Май покинул СССР.

От Березовска до Соколиной горы

Активная научная разработка проблем индустриализации жилищного строительства началась в 1940 году в НИИ Строительной техники Академии архитектуры СССР коллективом под руководством Г. Кузнецова. Однако война прервала эти работы. В результате эпоха крупнопанельного домостроения в нашей стране наступила только в 1945-м, и не в Москве, а в далеком уральском городе Березовске. Именно там в конце 1945 года на базе построенного за год до этого Березовского завода строительных конструкций был собран первый в СССР крупнопанельный одноэтажный дом с неполным каркасом по проекту архитекторов Г. Потапова и Г. Ростовской.


2-этажный крупнопанельный дом в г. Березовске построен в 1946 г.

«Березовская» серия малоэтажных сборных крупнопанельных домов тиражировалась в рабочих поселках Свердловской области вплоть до 1951 года. Для наружных стен использовались утепленные минеральным войлоком панели размером 3 × 3 м. Между собой панели соединялись монтажными петлями, стыки проконопачивали минеральным войлоком. Фасады декорировали бетонными карнизами, горизонтальными тягами, нащельниками, крепившимися стальными болтами.


Первый в Москве каркасно-панельный дом. Арх. Б. Богомолов, инж. Г. Кузнецова.

В Москве экспериментальные серии каркасных и каркасно-панельных домов разрабатывались параллельно несколькими коллективами. Начиная с 1947 года практически каждый год ознаменовывается реализацией какого-либо нового экспериментального проекта. В 1947 - 1948 годах по проекту, разработанному в НИИ строительной техники Академии архитектуры СССР (арх. Б. Богомолов, инж. Г. Кузнецова), на Соколиной горе возводится первый экспериментальный каркасно-панельный дом с полным каркасом из стали.


Первый в Москве каркасно-панельный дом. Арх. Б. Богомолов, инж. Г. Кузнецова.

Дом с планировкой коридорного типа имел трехпролетный поперечный стальной каркас с размерами пролетов 5,24 + 1,78 + 5,24 м. В ходе дальнейших экспериментов от стального каркаса в жилищном строительстве отказались в пользу железобетона. Также на опыте этого первого дома стало понятно, что необходимы более надежные и герметичные, защищенные от продувания решения для стыковки и креплений панелей. При возведении дома на Соколиной горе значительная часть работ приходилась на строительную площадку: устройство тепло- и пароизоляции стеновых панелей, внутренняя отделка гипсовыми мелкими плитами - все делалось в построечных условиях, что снижало скорость строительства.

Экспериментальный квартал на Хорошевке

Уже в следующем, 1949 году в районе Хорошевского шоссе начинается строительство серии экспериментальных каркасно-панельных секционных домов, разработанных Мосгорпроектом (арх. М. Посохин и А. Мдоянц, инж. В. Лагутенко). В 6 домах первой очереди еще не успели отказаться от стального каркаса, однако в дальнейшем перешли на конструкцию из железобетона.


Квартал каркасно-панельных жилых домов 1948 - 1952 гг. Арх. М. Посохин, А. Мдоянц, В. Лагутенко.

Железобетонный каркас домов этой серии состоит из двухэтажных колонн с консолями и опирающихся на консоли ригелей. Высотность домов с 4 этажей в первой очереди к концу строительства в 1952 году выросла до 10 этажей. Эта тенденция - начинать с малой этажности, а потом постепенно к концу экспериментального периода увеличивать ее - сохранилась и на следующих экспериментальных московских сериях домов. Правда и в этом опытном строительном проекте еще не удалось воплотить в полной мере идею индустриального производства всех элементов дома: панели отливались не на заводе, а прямо на стройплощадке в металлической опалубке, стыки заделывали с лесов. Тем не менее дом возводился за рекордно короткие сроки: вначале за 90 - 100, а к 1951 году всего за 60 рабочих дней. Строительство аналогичного кирпичного дома заняло бы не менее года.


Конструкция дома на Хорошевском шоссе: а - общая схема; 1 - стойка; 2 - ригель; 3 - панель перекрытия; 4 - простеночная панель; 5 - оконная панель; 6 - гипсоопилочные плиты перегородки; б - деталь крепления наружных стеновых панелей к перекрытию. Крепление наружных стеновых панелей к каркасу и перекрытиям производилось полосовыми компенсаторными планками и болтами с последующим обетонированием соединений. Панели наружных стен устанавливались одна на другую на растворе, вертикальные стыки в целях устранения продуваемости и промерзания заполнялись теплым раствором.(Источник: Дроздов П.Ф., Себекин И.М. Проектирование крупнопанельных зданий (каркасных и бескаркасных). М., Стройиздат, 1967).

Всего с 1949 по 1958 год в районе Хорошевского шоссе (улицы Куусинена, Зорге, Добролюбова и 1-й Хорошевский пр-д) был построен 21 дом экспериментальной каркасно-панельной серии высотой от 4 до 10 этажей с уютными внутренними дворами. Сегодня эту застройку портит только разрушающийся во многих местах бетонный архитектурный декор.


Экспериментальные каркасно-панельные дома. 1949 - 1950 гг. Арх. М. Посохин и А. Мдоянц, инж. В. Лагутенко.

Эксперименты на Песчаных

В 1948 году столичная пресса писала: «Эти дома - начало новой московской улицы, рождающейся на пустыре у поселка Сокол. Она соединит Ленинградское и Хорошевское шоссе. Заложено и строится 14 жилых зданий. В каждом по 44 квартиры. Различные сборные детали для строительства изготавливаются сразу на многих заводах». Речь идет о начале массовой застройки района Песчаных улиц, где на площади около 300 га развернулся масштабный эксперимент по скоростному строительству новым поточным методом сборных каркасно-панельных домов экспериментальной серии.


Конструктивная схема каркасно-панельных домов на ул. Новая Песчаная в Москве. Плиты толщиной 40 мм с ребрами по контуру с заполнением пенобетонными блоками объемным весом 600 кг/куб. м.

Застройка велась бригадой архитекторов в составе Н. Швеца, А. Болонова, М. Зильберглейта, Г. Андреева, инженера Л.Ф. Бренкевича под руководством З. Розенфельда. Генеральный план территории разработан архитекторами З. Розенфельдом и П. Помазановым. Благодаря комплексной застройке район получил удобную, законченную планировку с уютными дворами, собственной центральной площадью и широким центральным бульваром.

Новопесчаная улица в 1960-е годы.

Первая очередь строительства (1948 - 1949 гг.) включала четырехэтажные дома. Угловые здания, оформляющие площадь, завершались непривычными для Москвы мансардами, а их центральные секции имели увеличенную этажность. Фасады домов первой очереди облицованы светлым силикатным кирпичом. Декоративные элементы на фасаде по тем временам минимальные: углы домов декорированы бетонными блоками, имитирующими руст, оконные проемы первого этажа обрамлены бетонными же наличниками. Все архитектурные элементы изготавливались на заводе. Помимо полной заводской готовности элементов строительство ускорялось и благодаря поточному методу, при котором сборка велась сразу всех домов квартала. Четырехэтажный дом возводился за 96, а пятиэтажный - за 120 рабочих дней.

На второй очереди (1949 - 1951) этажность была поднята до 6 - 8 этажей, на третей (1950 - 1955) - до 6 - 9 этажей. Для угловых домов архитекторы также предложили более разнообразную архитектуру - на одном из фасадов использована облицовка семищелевыми керамическими блоками. Разноэтажные секции, мезонин, арки и балюстрады вносят разнообразие в структуру застройки. Правда, часть бетонного декора не выдержала проверку временем и была демонтирована из соображений безопасности пешеходов. Помимо жилых домов в этом микрорайоне были построены школы - по той же каркасно-панельной технологии, по типовым проектам. В домах 3-й очереди многие первые этажи отведены под нежилые функции - магазины, службы быта, детсады и др. Недавно ансамбль застройки района Песчаных улиц 1947 - 1955 гг. получил статус территории историко-культурного значения.

archsovet.msk.ru

Изображения: М. Меерович, archidays.ru, pastvu.com, moya-moskva.livejournal.com, synthart.livejournal.com, frankfurter-bilderbogen.de

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • наука

Другие материалы по теме

История универмага
История универмага
5 нояб. 2014 г.
Минстрой поддержит модернизацию ДСК
Минстрой поддержит модернизацию ДСК
5 нояб. 2014 г.
Москва увеличит затраты на инновационные стройматериалы в структуре городского заказа
Москва увеличит затраты на инновационные стройматериалы в структуре городского заказа
28 окт. 2014 г.
Михаил Мень открыл современную линию по производству ЖБИ в Одинцово
Михаил Мень открыл современную линию по производству ЖБИ в Одинцово
21 окт. 2014 г.
День специалиста в МГСУ
День специалиста в МГСУ
14 окт. 2014 г.
Индустриальное домостроение: в двух шагах от модернизации
Индустриальное домостроение: в двух шагах от модернизации
История строительства
История строительства
История вопроса
История вопроса

Новости дня

Все новости
4 дек. 2025 г. 16:25
Поликлиника, стадион, паркинг: мэр обсудил с москвичами важные городские проекты
4 дек. 2025 г. 15:35
В Москве реорганизован Департамент градостроительной политики
4 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: на трассе Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе на 70 процентов завершили строительство 150-метрового путепровода над путями МЦД-2
4 дек. 2025 г. 12:48
Сергей Собянин: выставка «Россия» обретет постоянное место в национальном центре
4 дек. 2025 г. 11:55
В Москве построят 160 спортивных объектов за три года – мэр
4 дек. 2025 г. 11:30
Сергей Собянин: темпы реализации программы реновации будут расти
4 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: бизнес-центр с террасами начали строить в Хорошевском районе
4 дек. 2025 г. 10:59
Мэр Москвы рассказал о строительстве дорог в столице

Просмотренные материалы

Первые корпуса кластера МГТУ им. Баумана обеспечат студентов исследовательской базой
Дмитровский путепровод будет реконструирован
Статьи
Новости
Проект федерального закона о создании единого техзаказчика прошел процедуру публичного обсуждения
Новые принципы панельного домостроения
Если летят воздушные шарики, значит, где-то открылся детсад
Неосвоенные стройплощадки в ЮАО будут благоустроены и использованы для социальных нужд

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика