В проекте реализации Большой кольцевой линии (БКЛ) метро повышенное внимание уделяется вопросам безопасности, сообщил заместитель генерального директора АО «Мосинжпроект» по операционной деятельности Максим Шмаль.
«Выполняется постоянный геотехнологический мониторинг за всеми зданиями и сооружениями, расположенными в зоне влияния строительства объектов Мосинжпроекта, в том числе и БКЛ, проводится научно-техническое сопровождение. Также холдинг осуществляет сквозной комплексный контроль качества оборудования и материалов, которые поставляются на объекты. Мы понимаем, что метро, которым пользуются миллионы пассажиров ежедневно, является объектом повышенного уровня ответственности, поэтому уделяем пристальное внимание всем этим вопросам», – сказал Максим Шмаль в рамках деловой программы выставки «АРХ Москва».
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
По его словам, в Мосинжпроекте продолжается внедрение лучших мировых практик в области качества, охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
Шмаль отметил, что сейчас осталось пройти порядка 5 км тоннелей на БКЛ, и в этом году все проходческие работы будут завершены. Также до конца года планируется запустить движение по девяти новым и одной реконструируемой станции.
«В 2022 году останется открыть «Варшавскую» и «Каховскую» после реконструкции и сдать еще семь новых станций на востоке и северо-востоке БКЛ, после чего кольцо замкнется», – пояснил Максим Шмаль.
По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» Юрия Кравцова, на протяжении последних лет «Мосинжпроект» – неизменный участник и партнер одной из ведущих отраслевых выставок российской столицы, где компания демонстрирует реализацию крупнейших градостроительных программ Москвы, в первую очередь – программу развития метро и Большую кольцевую линию – самый масштабный проект отечественного метростроения.
На интерактивном стенде «Мосинжпроекта» посетители выставки могут ознакомиться с информацией о проекте БКЛ, включающей 70 км и 31 станцию, узнать подробные характеристики действующих и будущих станций нового кольца, в том числе – «Нижегородской», на базе которой развивается крупнейший транспортно-пересадочный узел (ТПУ) столицы.
Кроме того, на стенде АО «Мосинжпроект» гости и участники мероприятия могут сделать фото около арт-объекта в виде «бесконечного зеркала», создающего эффект тоннеля метро, получить фотомагнит со своим изображением на фоне инсталляции в виде лент, символизирующих линии столичной подземки.
Напомним, международная выставка архитектуры и дизайна «АРХ Москва» проходит с 3-го по 6 июня в комплексе «Гостиный Двор» на ул. Ильинка, д. 4. Вход на выставку – свободный по предварительной регистрации.
«АРХ Москва» задает вектор развития российской архитектуры
Эксперты обсудили роль БКЛ метро для Москвы