Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Рекорды Большого кольца метро

Темы в материале

​Каждый день в Москве тысячи пассажиров едут по радиальным линиям метро в центр до Кольцевой и дважды делают там пересадку, чтобы доехать до нужной станции, расположенной на соседней радиальной ветке. Решить проблему так называемой маятниковой миграции должна Большая кольцевая линия метро – крупнейший в мире проект в метростроении.

Ее длина составит 70 км, на ней расположатся 31 станция и три электродепо. БКЛ Московского метрополитена может стать самой протяженной кольцевой линией в мире, обогнав сегодняшнего лидера – второе кольцо пекинского метро длиной 57 км.

 

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Большая кольцевая линия метро
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

На БКЛ запущены 9 станций метро

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2023 году.

 

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

Большая кольцевая линия соединит радиальные ветки метро на расстоянии до 10 км от Кольцевой линии. Это разгрузит станции в центре Москвы. Кроме того, внедряются технические решения для присоединения в будущем к БКЛ новых радиусов: на «Карамышевской» будет пересадка на Рублёво-Архангельскую ветку, на станции «Новаторская» (рабочее название – «Улица Новаторов») – на Троицкую, а на «Кленовом бульваре» – на перспективную линию в Бирюлёво и Щербинку.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #3
Рублево-Архангельская линия метро
  • Рублево-Архангельская линия метро
Рублево-Архангельская линия метро

Новая радиальная линия метро длиной около 18,7 км пройдет от делового центра «Москва-Сити» до Рублево-Архангельского. Она будет востребована жителями района Хорошёво-Мнёвники и территории Рублево-Архангельское на западе столицы.

Назад

Всего планируется построить 7 станций: «Шелепиха» (на одноименную станцию Большого кольца метро), «Улица Народного Ополчения», «Живописная», «Строгино» (пересадка на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии), «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское» и «Ильинская» (названия могут быть изменены).

Интересно, что строить линию будут в два этапа. Причем потянут ветку не из центра города, как это традиционно происходит, а от станции «Строгино» на запад в Рублево-Архангельское. Сначала построят станции «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское», «Ильинская». А уже затем проложат участок со станциями «Живописная», «Улица Народного Ополчения» и «Шелепиха».

Рассматривается возможность дополнительно разместить станцию «Пресня» на перегоне между «Шелепихой» и «Улицей Народного Ополчения». Это связано с активным развитием района и программой реновации.

Назад

Активное строительство Рублево-Архангельской линии начнется после 2022 года. Трассировка утверждена. 

На станции «Карамышевская» БКЛ метро предусмотрены камеры съездов для сооружения Рублево-Архангельской линии метро.

Назад

С запуском всего Большого кольца метро можно будет пересесть на 23 станции радиальных линий, МЦК, МЦД и платформы радиальных железнодорожных направлений. Ввод Большого кольца приведет метро в четыре района Москвы, где сейчас нет подземки.

Так, еще недавно в район Нижегородский можно было доехать только по МЦК и на наземном городском общественном транспорте. Теперь здесь есть станция метро «Нижегородская», объединяющая Некрасовскую линию и БКЛ.

В районе Очаково-Матвеевское поезда БКЛ будут делать остановку на станции «Аминьевское шоссе», а чтобы оказаться в Можайском районе столицы, можно будет выйти на станции «Давыдково».

В Хорошёво-Мнёвниках появятся сразу три станции БКЛ: «Терехово», «Карамышевская» и «Мнёвники».

 

Первый пошел

В феврале 2018 года был запущен северо-западный участок БКЛ со станциями «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». У пассажиров появилась возможность сделать четыре пересадки на радиальные линии метро и две – на МЦК. До двух станций МЦК и одной железнодорожной станции теперь можно дойти пешком.

 

В декабре 2018 года заработала станция «Савёловская» – одна из самых глубоких на БКЛ (глубина заложения более 65 метров). Транспортная ситуация улучшилась сразу в четырех столичных районах – это Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский, а также в ММДЦ «Москва-Сити».

 

 

В марте 2020 года открылись еще три станции БКЛ – «Лефортово», «Авиамоторная» и «Нижегородская». Пока они работают в составе Некрасовской линии. К концу 2020 года планируют завершить строительные работы еще на трех станциях Большого кольца – «Мнёвниках» и «Карамышевской» – на западном участке и «Электрозаводской» – на северо-восточном. На всех станциях ведутся пусконаладочные работы.

«Мнёвники» расположены в северной части Мнёвниковской поймы рядом с улицей Нижние Мнёвники. Станцию оформили в стиле авангард. Основой дизайна стал ярко-красный объект в центре вестибюля.

«Карамышевская» расположена вдоль проспекта Маршала Жукова в районе пересечения с улицей Демьяна Бедного. В будущем с этой станции можно будет пересесть на Рублёво-Архангельскую линию метро. Оформление «Карамышевской» посвящено ополчению 1941 года – ее украшают тематические композиции с портретами защитников города.

Станцию «Электрозаводская» построили вдоль Семёновской набережной у примыкания ее к Казанскому направлению Московской железной дороги. Отсюда можно сделать пересадку на станцию «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии.

 

С двух сторон путевых стен разместились трехметровые панорамные ниши в форме колец. Отличительной чертой станции станет декоративное панно «Битва героев», воссоздающее образ защитника Родины от посягательств врагов на ее свободу и независимость в эпоху Древней Руси.

 

Курс на ускорение

Несмотря на ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, строительство метро не останавливали ни на минуту. Вместе с тем была поставлена задача не только не снижать темпы и объемы работ, но и ускорить их.

«В пик пандемии, когда по указу мэра приостанавливали стройки, 25 тысяч человек продолжали работать на участках, где процессы технологически нельзя было остановить», – рассказал руководитель Департамента строительства Рафик Загрутдинов и отметил, что к таким работам относится и проходка тоннелей метро.

«Проходка метротоннелей велась непрерывно, благодаря чему показатели по сравнению с прошлым годом не ухудшились. В результате работы по строительству БКЛ при помощи тоннелепроходческих машин выполнены более чем на 90%, причем около 20% от общейдлины БКЛ пройдено в 2020 году. Завершилась проходка тоннелей на северо-восточном и западном участках кольца», – пояснил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

Проходка тоннелей на БКЛ ведется как тоннелепроходческими комплексами диаметром шесть метров – они прокладывают однопутные тоннели, так и щитами-гигантами диаметром 10 метров, которые строят двухпутные тоннели. Всего на БКЛ задействованы четыре 10-метровых ТПМК – «Лилия», «Виктория», «Надежда» и «Победа».

Во время карантина был поставлен еще один рекорд. Всего за 35 дней смонтировали и запустили в работу четвертый щит-гигант – 10-метровую «Победу» китайского производства.

«Срок монтажа был ускорен с учетом опыта сборки таких щитов, который был получен специалистами «Мосинжпроекта» при строительстве Некрасовской линии метро. Щит «Победа» стартовал в начале мая от «Кленового бульвара» до переходной камеры у станции «Каширская», – отметил Юрий Кравцов.

 

Северо-восточный участок

Северо-восточный участок БКЛ включает шесть станций. «Лефортово» и «Авиамоторная» уже введены. На станции «Электрозаводская» строительство планируется завершить до конца года. Строятся «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники». Участок готов почти на 70%, причем треть работ выполнили в 2020 году.

Станции «Марьина Роща» и «Рижская» из-за большого количества инженерных коммуникаций строят на глубине более 70 метров горным способом. Это позволило практически исключить вынос подземных коммуникаций и сократить сроки строительства.

 

Один из трудоемких участков БКЛ – это строительство станции «Рижская». «За сутки мы проходим на этой станции один метр. А работают десятки и сотни человек. Вот такая тяжелая работа при проходке горным способом. А когда идет щит, он проходит в месяц 300 метров, то есть примерно 10 метров в сутки», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Строительство подобной станции, по его словам, занимает от пяти до восьми лет, а столичные метростроевцы поставили задачу сдать «Рижскую» за четыре года.

«Но это героический рывок. Постараемся, если сможем, на каждом участке сэкономить время за счет дополнительных ресурсов путем трехсменной работы и так далее», – подчеркнул Бочкарёв.

 

Восточный участок

На восточном участке БКЛ расположатся четыре станции – «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Строительство ведут как 6-метровые, так и 10-метровые щиты.

Проходка тоннелей на восточном участке БКЛ выполнена более чем на 60%, а его общая строительная готовность превышает 30%. Продолжается проходка при помощи 6-метрового ТПМК «Светлана» правого перегонного тоннеля от промежуточной камеры за станцией «Нижегородская» до «Текстильщиков».

10-метровая «Победа» ведет проходку двухпутного тоннеля от станции «Кленовый бульвар» до монтажно-щитовой камеры перед «Каширской». У пассажиров будет возможность сделать пересадку с новых станций на две радиальные линии метро, поезда второго маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-2) и в перспективе – на Бирюлёвскую линию метро.

«По плану завершение участка у нас запланировано на 2023 год. Закончить его строительство мы намерены в 2022-м, потому что объект очень важный. Постараемся строительство ускорить, хотя это и непростая задача», – сказал Андрей Бочкарёв.

 

Южный участок

Южный участок БКЛ включает три новые станции – «Новаторскую» (рабочее название «Улица Новаторов»), «Воронцовскую» и «Зюзино», а также три реконструированные станции Каховской линии – «Варшавскую», «Каховскую» и «Каширскую».

Уже завершилась проходка тоннелей от «Новаторской» до «Воронцовской», а также от станции «Зюзино» до «Каховской». Ведется строительство тоннелей между «Воронцовской» и «Зюзино» при помощи 6-метровых ТПМК, они финишируют в начале 2021 года.

 

Юго-западный участок

На юго-западном участке строят станции «Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект», «Аминьевское шоссе» и «Давыдково». В 2019 году там были построены однопутные тоннели при помощи пяти 6-метровых ТПМК. Строительная готовность участка превышает 60%.

«На юго-западном участке БКЛ ведется проходка заключительного тоннеля при помощи 10-метрового щита-гиганта «Надежда» от станции «Давыдково» до переходной камеры перед станцией «Аминьевское шоссе», – сказал Андрей Бочкарёв.

По его словам, с опережением графика идут работы по устройству монолитных конструкций станции «Давыдково». На «Аминьевском шоссе», «Мичуринском проспекте» и «Проспекте Вернадского» приступили к монтажу внутренних инженерных систем и архитектурно-отделочным работам.

 

Западный участок

На западном участке все тоннели построены. Станции «Карамышевская» и «Мнёвники» находятся в высокой степени готовности. Монолитные конструкции «Кунцевской» готовы на 60%, там монтируют инженерные системы. Основные конструкции станции «Терехово» выполнены на 80%, ведется архитектурная отделка и монтаж инженерных систем.

 

2021 год: плюс одиннадцать станций

Следующий год для БКЛ станет рекордным – планируется завершить строительство и подготовить к вводу сразу девять станций. Это «Карамышевская», «Мнёвники», «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская» и «Зюзино». Их ввод в эксплуатацию позволит запустить движение по половине БКЛ между станциями «Савёловская» и «Каховская».

«Вводить участок от «Мнёвников» до «Каховской» будем поэтапно, очередность определим позже. В марте 2021 года планируем завершить проходку всех тоннелей БКЛ», – подчеркнул Андрей Бочкарёв.

 

Большое кольцо метро

 

Карта строительства метро с линиями МЦД

Ольга Завершнева Инженерные сооружения