Рекорды Большого кольца метро
Темы в материале
Каждый день в Москве тысячи пассажиров едут по радиальным линиям метро в центр до Кольцевой и дважды делают там пересадку, чтобы доехать до нужной станции, расположенной на соседней радиальной ветке. Решить проблему так называемой маятниковой миграции должна Большая кольцевая линия метро – крупнейший в мире проект в метростроении.
Ее длина составит 70 км, на ней расположатся 31 станция и три электродепо. БКЛ Московского метрополитена может стать самой протяженной кольцевой линией в мире, обогнав сегодняшнего лидера – второе кольцо пекинского метро длиной 57 км.
Большая кольцевая линия соединит радиальные ветки метро на расстоянии до 10 км от Кольцевой линии. Это разгрузит станции в центре Москвы. Кроме того, внедряются технические решения для присоединения в будущем к БКЛ новых радиусов: на «Карамышевской» будет пересадка на Рублёво-Архангельскую ветку, на станции «Новаторская» (рабочее название – «Улица Новаторов») – на Троицкую, а на «Кленовом бульваре» – на перспективную линию в Бирюлёво и Щербинку.
С запуском всего Большого кольца метро можно будет пересесть на 23 станции радиальных линий, МЦК, МЦД и платформы радиальных железнодорожных направлений. Ввод Большого кольца приведет метро в четыре района Москвы, где сейчас нет подземки.
Так, еще недавно в район Нижегородский можно было доехать только по МЦК и на наземном городском общественном транспорте. Теперь здесь есть станция метро «Нижегородская», объединяющая Некрасовскую линию и БКЛ.
В районе Очаково-Матвеевское поезда БКЛ будут делать остановку на станции «Аминьевское шоссе», а чтобы оказаться в Можайском районе столицы, можно будет выйти на станции «Давыдково».
В Хорошёво-Мнёвниках появятся сразу три станции БКЛ: «Терехово», «Карамышевская» и «Мнёвники».
Первый пошел
В феврале 2018 года был запущен северо-западный участок БКЛ со станциями «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». У пассажиров появилась возможность сделать четыре пересадки на радиальные линии метро и две – на МЦК. До двух станций МЦК и одной железнодорожной станции теперь можно дойти пешком.
В декабре 2018 года заработала станция «Савёловская» – одна из самых глубоких на БКЛ (глубина заложения более 65 метров). Транспортная ситуация улучшилась сразу в четырех столичных районах – это Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский, а также в ММДЦ «Москва-Сити».
В марте 2020 года открылись еще три станции БКЛ – «Лефортово», «Авиамоторная» и «Нижегородская». Пока они работают в составе Некрасовской линии. К концу 2020 года планируют завершить строительные работы еще на трех станциях Большого кольца – «Мнёвниках» и «Карамышевской» – на западном участке и «Электрозаводской» – на северо-восточном. На всех станциях ведутся пусконаладочные работы.
«Мнёвники» расположены в северной части Мнёвниковской поймы рядом с улицей Нижние Мнёвники. Станцию оформили в стиле авангард. Основой дизайна стал ярко-красный объект в центре вестибюля.
«Карамышевская» расположена вдоль проспекта Маршала Жукова в районе пересечения с улицей Демьяна Бедного. В будущем с этой станции можно будет пересесть на Рублёво-Архангельскую линию метро. Оформление «Карамышевской» посвящено ополчению 1941 года – ее украшают тематические композиции с портретами защитников города.
Станцию «Электрозаводская» построили вдоль Семёновской набережной у примыкания ее к Казанскому направлению Московской железной дороги. Отсюда можно сделать пересадку на станцию «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии.
С двух сторон путевых стен разместились трехметровые панорамные ниши в форме колец. Отличительной чертой станции станет декоративное панно «Битва героев», воссоздающее образ защитника Родины от посягательств врагов на ее свободу и независимость в эпоху Древней Руси.
Курс на ускорение
Несмотря на ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, строительство метро не останавливали ни на минуту. Вместе с тем была поставлена задача не только не снижать темпы и объемы работ, но и ускорить их.
«В пик пандемии, когда по указу мэра приостанавливали стройки, 25 тысяч человек продолжали работать на участках, где процессы технологически нельзя было остановить», – рассказал руководитель Департамента строительства Рафик Загрутдинов и отметил, что к таким работам относится и проходка тоннелей метро.
«Проходка метротоннелей велась непрерывно, благодаря чему показатели по сравнению с прошлым годом не ухудшились. В результате работы по строительству БКЛ при помощи тоннелепроходческих машин выполнены более чем на 90%, причем около 20% от общейдлины БКЛ пройдено в 2020 году. Завершилась проходка тоннелей на северо-восточном и западном участках кольца», – пояснил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Проходка тоннелей на БКЛ ведется как тоннелепроходческими комплексами диаметром шесть метров – они прокладывают однопутные тоннели, так и щитами-гигантами диаметром 10 метров, которые строят двухпутные тоннели. Всего на БКЛ задействованы четыре 10-метровых ТПМК – «Лилия», «Виктория», «Надежда» и «Победа».
Во время карантина был поставлен еще один рекорд. Всего за 35 дней смонтировали и запустили в работу четвертый щит-гигант – 10-метровую «Победу» китайского производства.
«Срок монтажа был ускорен с учетом опыта сборки таких щитов, который был получен специалистами «Мосинжпроекта» при строительстве Некрасовской линии метро. Щит «Победа» стартовал в начале мая от «Кленового бульвара» до переходной камеры у станции «Каширская», – отметил Юрий Кравцов.
Северо-восточный участок
Северо-восточный участок БКЛ включает шесть станций. «Лефортово» и «Авиамоторная» уже введены. На станции «Электрозаводская» строительство планируется завершить до конца года. Строятся «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники». Участок готов почти на 70%, причем треть работ выполнили в 2020 году.
Станции «Марьина Роща» и «Рижская» из-за большого количества инженерных коммуникаций строят на глубине более 70 метров горным способом. Это позволило практически исключить вынос подземных коммуникаций и сократить сроки строительства.
Один из трудоемких участков БКЛ – это строительство станции «Рижская». «За сутки мы проходим на этой станции один метр. А работают десятки и сотни человек. Вот такая тяжелая работа при проходке горным способом. А когда идет щит, он проходит в месяц 300 метров, то есть примерно 10 метров в сутки», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Строительство подобной станции, по его словам, занимает от пяти до восьми лет, а столичные метростроевцы поставили задачу сдать «Рижскую» за четыре года.
«Но это героический рывок. Постараемся, если сможем, на каждом участке сэкономить время за счет дополнительных ресурсов путем трехсменной работы и так далее», – подчеркнул Бочкарёв.
Восточный участок
На восточном участке БКЛ расположатся четыре станции – «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Строительство ведут как 6-метровые, так и 10-метровые щиты.
Проходка тоннелей на восточном участке БКЛ выполнена более чем на 60%, а его общая строительная готовность превышает 30%. Продолжается проходка при помощи 6-метрового ТПМК «Светлана» правого перегонного тоннеля от промежуточной камеры за станцией «Нижегородская» до «Текстильщиков».
10-метровая «Победа» ведет проходку двухпутного тоннеля от станции «Кленовый бульвар» до монтажно-щитовой камеры перед «Каширской». У пассажиров будет возможность сделать пересадку с новых станций на две радиальные линии метро, поезда второго маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-2) и в перспективе – на Бирюлёвскую линию метро.
«По плану завершение участка у нас запланировано на 2023 год. Закончить его строительство мы намерены в 2022-м, потому что объект очень важный. Постараемся строительство ускорить, хотя это и непростая задача», – сказал Андрей Бочкарёв.
Южный участок
Южный участок БКЛ включает три новые станции – «Новаторскую» (рабочее название «Улица Новаторов»), «Воронцовскую» и «Зюзино», а также три реконструированные станции Каховской линии – «Варшавскую», «Каховскую» и «Каширскую».
Уже завершилась проходка тоннелей от «Новаторской» до «Воронцовской», а также от станции «Зюзино» до «Каховской». Ведется строительство тоннелей между «Воронцовской» и «Зюзино» при помощи 6-метровых ТПМК, они финишируют в начале 2021 года.
Юго-западный участок
На юго-западном участке строят станции «Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект», «Аминьевское шоссе» и «Давыдково». В 2019 году там были построены однопутные тоннели при помощи пяти 6-метровых ТПМК. Строительная готовность участка превышает 60%.
«На юго-западном участке БКЛ ведется проходка заключительного тоннеля при помощи 10-метрового щита-гиганта «Надежда» от станции «Давыдково» до переходной камеры перед станцией «Аминьевское шоссе», – сказал Андрей Бочкарёв.
По его словам, с опережением графика идут работы по устройству монолитных конструкций станции «Давыдково». На «Аминьевском шоссе», «Мичуринском проспекте» и «Проспекте Вернадского» приступили к монтажу внутренних инженерных систем и архитектурно-отделочным работам.
Западный участок
На западном участке все тоннели построены. Станции «Карамышевская» и «Мнёвники» находятся в высокой степени готовности. Монолитные конструкции «Кунцевской» готовы на 60%, там монтируют инженерные системы. Основные конструкции станции «Терехово» выполнены на 80%, ведется архитектурная отделка и монтаж инженерных систем.
2021 год: плюс одиннадцать станций
Следующий год для БКЛ станет рекордным – планируется завершить строительство и подготовить к вводу сразу девять станций. Это «Карамышевская», «Мнёвники», «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская» и «Зюзино». Их ввод в эксплуатацию позволит запустить движение по половине БКЛ между станциями «Савёловская» и «Каховская».
«Вводить участок от «Мнёвников» до «Каховской» будем поэтапно, очередность определим позже. В марте 2021 года планируем завершить проходку всех тоннелей БКЛ», – подчеркнул Андрей Бочкарёв.