Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Дарья» завершил строительство левого перегонного тоннеля между станциями «Мамыри» и «Бачуринская» будущей Троицкой линии метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Таким образом, все десять тоннелей на участке от «Новаторской» до «Бачуринской» длиной более 13 км пройдены», – сказал Андрей Бочкарёв.
По словам заммэра, всего в строительстве десяти тоннелей между шестью станциями участка – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Улица Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Мамыри» и «Бачуринская» – участвовали девять тоннелепроходческих щитов, которые прошли порядка 21,5 км подземных трасс.

«На Троицкой линии щит «Дарья» был задействован дважды. Он проложил один из тоннелей между «Улицей Генерала Тюленева» и «Тютчевской», а также левый тоннель между станциями «Мамыри» и «Бачуринская», – отметил Бочкарёв.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций столичного метро) Юрий Кравцов уточнил, что трасса левого перегонного тоннеля между станциями «Мамыри» и «Бачуринская» длиной около 2,5 км прошла вдоль Калужского шоссе по территории Новой Москвы под жилой и нежилой застройкой.
Новая Москва: как развиваются новые округа столицы?
1 июля 2012 года территория Москвы увеличилась в 2,4 раза. К ней присоединили земли на юго-западе Подмосковья, образовались Троицкий и Новомосковский административные округа (ТиНАО). Это и есть Новая Москва.
одробнее: https://stroi.mos.ru/new-moscow/okrugha-i-posielieniia-tinao?h=03bbc30dcc080e7f277ec2deb4c480b3&from=cl
Подробнее: https://stroi.mos.ru/new-moscow/okrugha-i-posielieniia-tinao?h=03bbc30dcc080e7f277ec2deb4c480b3&from=cl
На северо-востоке она граничит со старой территорией города, на юго-западе – с Калужской областью, с остальных сторон окружена Московской областью.
Ранее Новая Москва состояла из 21 муниципального образования. В начале мая 2024 года правительство столицы приняло решение о создании новых территориальных органов исполнительной власти в Троицком и Новомосковском административных округах (ТиНАО). Были упразднены поселения и образованы восемь новых районов в ТиНАО - Внуково, Филимонковский, Коммунарка, Троицк, Щербинка, Бекасово, Краснопахорский, Вороново.

Назад
Вопрос транспортного обслуживания новых территорий был одним из самых острых. В результате реконструировали две основные магистрали ТиНАО – Киевское и Калужское шоссе, строятся дороги, создаются поперечные связки между радиальными направлениями.
С момента присоединения новых округов к Москве здесь построили свыше 400 км дорог, более 50 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. В их числе шесть путепроводов через железнодорожные пути и 40 мостов.
Дороги в ТиНАО строятся с учетом современных требований к комфорту и безопасности. Все съезды имеют разгонные полосы.
Назад
Если раньше покупатели квартир обычно выбирали между жилыми комплексами Подмосковья и Новой Москвы, то сейчас решение принимается в пользу ТиНАО, ведь вместе с квартирой горожане получают бонус в виде статуса столичного жителя.

Потенциальные покупатели выбирают тот или иной ЖК из-за действующих детсадов, школ, поликлиник. Большое внимание уделяется развитию дорожно-транспортной инфраструктуры – строятся и реконструируются дороги, прокладываются линии метро.
С 2012 года в ТиНАО сдали в эксплуатацию более 33 млн кв. м недвижимости, в том числе свыше 27 млн кв. м жилья. В Новой Москве проживает более 780 тыс. горожан.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/new-moscow/stroitelstvo-zhilya?from=cl
Назад
«Работы велись на глубине порядка 13 - 19 метров в почвах из легких глин и тяжелых суглинков с прослоями гравия и щебня», – добавил Юрий Кравцов.

Руководитель холдинга пояснил, что ТПМК «Дарья» использовался не только на строительстве тоннелей Троицкой ветки, но и на юго-западном участке Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, открывшемся для пассажиров в декабре 2021 года.
«Месяцем ранее щит «Евгения» закончил проходку соседнего правого перегонного тоннеля», – напомнил Юрий Кравцов.
Напомним, Троицкая линия метро длиной 40 км соединит платформы Московского центрального кольца (МЦК) с городским округом Троицк, пройдя через Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский округа столицы.
Московское центральное кольцо
Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.
Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.
Жители и гости столицы совершили 1 млрд поездок по Московскому центральному кольцу за семь лет.
На метро и МЦК в 2023 году совершено более 2,2 млрд поездок.
Назад
Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.
Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.

Назад
Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.

Назад
По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.

Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.
В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.

От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.
В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».
Назад
Проезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка») и банковских карт с бесконтактной оплатой.
В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
- МЦК - метро;
- Метро - МЦК;
- метро - МЦК - метро;
- МЦК - МЦД;
- МЦД - МЦК.

Назад
МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.
Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.

Назад
Ожидаемый пассажиропоток – около 100 тысяч человек в сутки. Около новых станций проживает порядка 1 млн человек, еще несколько сотен тысяч здесь работают или учатся.
Как строят Троицкую линию метро