Станция метро «Мнёвники» в стиле авангард и многофункциональный комплекс (МФК) в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) возводятся на северо-западе столицы. Рассказываем, что сейчас происходит на стройплощадках.
«Мнёвники» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро строят в северной части Мнёвниковской поймы. Рядом возводят тринадцатиэтажное здание ТПУ, где расположится будущий МФК «Мнёвники».


Станция БКЛ находится в высокой степени готовности: завершаются архитектурно-отделочные работы, монтаж инженерных систем выполнен более чем на три четверти.

Два подземных вестибюля будут выходить к жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта. Кроме того, станцию обустроят лифтами для маломобильных людей.
«Авангардный дизайн-проект станции «Мнёвники» выбрали в ходе открытого Международного архитектурного конкурса. Авторы – архбюро Тимура Башкаева – вдохновлялись полотнами Казимира Малевича. Завершить строительные работы планируется уже в этом году», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Основой дизайна стали ярко-красные объекты в центре станции и вдоль эскалаторов. Для их подсветки придуманы специальные светильники. Остальной интерьер выдержан в темно-серых тонах.
В облицовке стен и потолков используются алюминиевые панели и материалы с имитацией бетонных поверхностей, на полу – светло-серый гранит. Над одним из вестибюлей станционного комплекса создадут двусветное пространство для естественного освещения.
Платформу украсит арка с красными колоннами из нержавеющего металла. Ее обработают специальным антивандальным средством.
На станции уже установлены эскалаторы и готов один из элементов дизайна в красном цвете.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов отметил, что сейчас начинается благоустройство 2,4 га прилегающей территории, из которых под озеленение отведена площадь в 3,5 тыс. кв. метров.
«Здесь высадят 70 крупных деревьев, 3037 кустарников и 800 многолетних цветников. Мы также установим около 70 скамеек и обустроим 24 велопарковки», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»
Он уточнил, что на базе строящейся станции возводится тринадцатиэтажный ТПУ, в коротом разместится МФК. Он станет одной из первых точек притяжения района. Здесь появятся офисы, кафе и магазины.

У здания высотой до 60 метров и площадью более 46 кв. метров будет три подземных этажа. Фасад украсят витражи со стеклянными ламелями. Комплекс построят в соответствии со всеми требованиями энергетической и экологической безопасности.
Сейчас завершаются монолитные работы, возводится тринадцатый этаж. Закончены работы по устройству кирпичных перегородок на трех подземных этажах, рабочие приступают к оштукатуриванию стен. Подземная часть МФК готова на 90%.
Ранее заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Андрей Бочкарёв отметил, что ТПУ – важный элемент для транспортной системы города.
«Создание таких комплексов не только обеспечивает комфортную пересадку для пассажиров с одного вида транспорта на другой, но и создает новые точки притяжения и формирует условия для экономического роста. Социальная и коммерческая инфраструктура строятся на базе ТПУ в зависимости от потребности конкретного района, а территорию вокруг благоустраивают», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
«Мнёвники» входит в состав западного участка БКЛ вместе со станциями «Карамышевская», «Терехово» и «Кунцевская».
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Весь участок должен быть закончен в 2021 году. Строительство первой очереди – от «Хорошёвской» до «Мнёвники» – планируется завершить уже в этом году.
Открытие западного участка БКЛ от станции «Хорошёвская» до «Кунцевской» улучшит транспортное обслуживание районов Хорошёво-Мнёвники, Кунцево, Филёвский Парк и Фили-Давыдково с населением более 530 тыс. человек, а также снизит нагрузку на центральные участки Арбатско-Покровской, Филёвской и Таганско-Краснопресненской линий метро.
Станцию БКЛ метро «Мнёвники» построят до конца года
МФК появится в составе ТПУ в Мнёвниковской пойме