Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

Почему закрыли участок Калужско-Рижской линии: как строят метро под действующей веткой

Темы в материале

Участок Калужско-Рижской линии метро от станции «Новые Черёмушки» до «Беляево» временно закрыт из-за строительства станции «Воронцовская» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Это связано с тем, что сейчас под рыжей веткой завершает проходку щит «Наталия». До финиша осталось буквально пару десятков метров. Рассказываем, что еще происходит на стройплощадке будущей станции БКЛ.

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) движется к «Воронцовской» от станции «Зюзино» БКЛ. Проходка ведется в условиях сложной гидрогеологии и плотной городской застройки. 

 

 

Трасса тоннеля проходит под Севастопольским проспектом, рекой Котловка, улицей Профсоюзная и действующей станцией метро «Калужская» Калужско-Рижской линии. ТПМК диаметром шесть метров прокладывает левый перегонный тоннель длиной 2,1 км. 

 

 

После того как щит закончит работу на этом участке, его демонтируют и перевезут на стройплощадку Калининско-Солнцевской линии.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

На время закрытия участка Калужско-Рижской линии для пассажиров метро запустили бесплатные автобусы КМ. Также для поездок в центр можно воспользоваться Бутовской и Серпуховско-Тимирязевской ветками. Участок метро «Беляево» – «Новые Черёмушки» планируется открыть 3 апреля.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Большая кольцевая линия метро
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

На БКЛ запущены 9 станций метро

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2022 году.

 

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

«На станции монтируют инженерную систему и системы под архитектурные работы. Потолок, стены платформы и каналы дымоудаления облицуют металлическими панелями. Также выполняется монтаж подсистем под облицовку колонн фибробетоном», – пояснил руководитель проекта строительства ООО «ИБТ» Александр Ситников.

 

 

По его словам, подвесной 3D-потолок соберут из множества алюминиевых пластин и неоновых светильников, чтобы у пассажиров создавалось ощущение непрерывного движения. Это будет своего рода «поток», напоминающий Млечный Путь.

 

 

На такой дизайн архитекторов вдохновило рабочее название станции – «Калужская». Оно связанно с городом Калугой, где жил и работал знаменитый ученый, основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский.

В цветовом оформлении станции будут преобладать серые, черные и оранжевые цвета. Стены отделают светло-серым и черным мрамором, кассовый блок – оранжевым агломератом, а пол – серым гранитом и черным габбро.

 

 

 

На станции предусмотрено два вестибюля и семь эскалаторов. Через северный вестибюль будет осуществляться пересадка на «Калужскую» оранжевой ветки. «Воронцовская» снизит загрузку центральных пересадочных узлов столичной подземки и улучшит транспортную доступность Обручевского района.

 

Строительство станции планируется завершить до конца года. С ее открытием поездки станут комфортнее для 350 тыс. жителей районов Обручевский, Черёмушки и Коньково. Также на 20 минут сократится время в дороге до районов Зюзино и Проспект Вернадского. На станции «Калужская» Калужско-Рижской линии станет свободнее на 40%, а после полного ввода БКЛ вся рыжая ветка разгрузится на 15-18%.

Южный участок БКЛ, в который входит «Воронцовская», включает в себя также станции «Новаторская» и «Зюзино». Его длина от «Проспекта Вернадского» до «Каховской» составляет 7 км. Полностью запустить южный участок БКЛ панируется в этом году. 

 

Цитата
«Запуск БКЛ позволит пассажирам метро значительно экономить время на поездках между районами Москвы, в которых сегодня, как и в центре города, сосредоточено множество точек притяжения, будь то спортивные комплексы, театры, музеи или парковые зоны», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Напомним, проект Большого кольца метро является крупнейшим в истории московского метростроения. На БКЛ предполагается строительство 31 станции, общая длина кольца составит около 70 км. БКЛ соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующей Кольцевой линии.

 

Участок Калужско-Рижской линии метро откроют 3 апреля

 

БКЛ улучшит транспортную доступность парков

 

Все о строительстве метро в Москве

Елизавета Бондаренко