Любопытно, что в Москве девять вокзалов, но все они появились на рубеже 19-20 веков. Таким образом, Восточный станет первым, построенным за 100 лет. Он примет 27 пар поездов дальнего следования с Курского вокзала, а по надземным пешеходным переходам можно будет пересесть на соседние станции Московского центрального кольца (МЦК) и Сокольнической линии метро.
Среди поездов дальнего следования, которые переведут на новый вокзал:
- «Ласточка» и «Стриж», следующие по маршрутам Москва – Нижний Новгород и Москва – Иваново;
- транзитные поезда, следующие из Санкт-Петербурга и Мурманска в Адлер, Анапу, Белгород, Владикавказ, Волгоград, Ейск, Кисловодск, Махачкалу, Новороссийск, Челябинск и другие города России.

Это позволит увеличить пропускную способность участка Москва- Каланчёвская – Москва-Курская. Также, благодаря интеграции вокзала Восточный со станцией МЦК Локомотив, пассажиры поездов дальнего следования смогут быстро и с комфортом добираться до большинства районов Москвы и Подмосковья и делать пересадки на аэроэкспресс.

Чтобы поехать в центр города или добраться до других вокзалов, можно будет воспользоваться станцией «Черкизовская» Сокольнической линии метро. Средняя экономия времени на поездках составит 20-30 минут.

11 февраля мэр Москвы Сергей Собянин посетил стройплощадку будущего вокзала.
«Новый вокзал разгрузит участок железной дороги Каланчёвская – Курская. После реконструкции по нему организуют полноценное движение поездов четвертого маршрута МЦД Киевско-Горьковского направления. Город станет удобнее для миллионов москвичей», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Открыть Восточный планируется к 1 мая 2021 года. Ожидается, что благодаря этому пассажиропоток транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Черкизово» увеличится на треть – до 74 тыс. человек в сутки, в том числе 24,5 тыс. пассажиров поездов дальнего следования.
Общая площадь вокзального комплекса составит 9,6 тыс. кв. метров, включая терминал и две новые платформы с навесами на всю длину, защищающими пассажиров от дождя, снега и палящего солнца.

Интерьеры вокзала будут выполнены в светлых тонах с большим количеством открытых пространств и естественного освещения.

В здании вокзала предусмотрен зал ожидания на 200 мест с USB-зарядками, зал приема делегаций, автоматические камеры хранения, универсальные билетные кассы, бизнес-зал, фудкорт, комнаты матери и ребенка. На территории комплекса будет работать Wi-Fi.

Для удобства маломобильных людей, пожилых пассажиров и мам с колясками на территории создадут безбарьерную среду: установят четыре эскалатора и три лифта.
Новый вокзал будет иметь два выхода – в сторону станции метро «Черкизовская» и стадиона «РЖД Арена» и в сторону ул. Амурская.
Совершить пересадку на метро и МЦК пассажиры смогут за считанные минуты по надземному пешеходному переходу длиной 50 метров, организованному по принципу «сухие ноги». Естественная вентиляция, остекление с противосолнечным покрытием и инфракрасные излучатели для предотвращения образования наледи сделают пересадку комфортной в любую погоду.

Благодаря пересадке на МЦК пассажиры поездов дальнего следования смогут быстро добираться до аэропортов. Также, после запуска МЦД-4, у них появится возможность с МЦК пересесть на аэроэкспрессы, следующие во Внуково.
Московское центральное кольцо
Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.
Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.
Жители и гости столицы совершили 1 млрд поездок по Московскому центральному кольцу за семь лет.
На метро и МЦК в 2023 году совершено более 2,2 млрд поездок.
Назад
Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.
Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.

Назад
Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.

Назад
По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.

Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.
В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.

От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.
В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».
Назад
Проезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка») и банковских карт с бесконтактной оплатой.
В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
- МЦК - метро;
- Метро - МЦК;
- метро - МЦК - метро;
- МЦК - МЦД;
- МЦД - МЦК.

Назад
МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.
Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.

Назад
Планируется, что пассажиры, прибывающие из Нижегородской области, смогут оплачивать поездки на МЦК, метро или в наземном транспорте с помощью карты «Тройка», приобретенной по месту жительства. Для них поездка станет дешевле за счет бесплатных пересадок, доступных по карте. Соглашение о внедрении «Тройки» на пассажирском транспорте Нижегородской области было недавно подписано между транспортными ведомствами двух регионов.
Выход в сторону ул. Амурская обеспечит комфортный доступ к станциям метро и МЦК для десятков тысяч жителей района Гольяново, включая жильцов строящихся ЖК «Level Амурская» и «Амурский парк». Путь до метро для них сократится примерно в два раза – с 25-30 до 12-15 минут пешком.
Для этого между вокзалом и жилыми кварталами района будет обустроена пешеходная зона с велопрокатом, дорожками и парковками для велосипедов.
На прилегающей территории появятся перехватывающая парковка, стоянки каршеринга, такси и зона kiss&ride – система кратковременной остановки машин для быстрой высадки пассажиров.
Одновременно со строительством вокзала идет сооружение второго (северного) терминала станции МЦК Локомотив общей площадью 3,6 тыс. кв. метров.
«Дополнительный вестибюль с распределительным залом, оборудованный тремя лифтами и шестью эскалаторами, обеспечит комфортный выход пассажиров к Окружному проезду в сторону стадиона «РЖД Арена». Тем самым будет снижена нагрузка на основной (южный) терминал станции Локомотив, связанный с метро и ж/д вокзалом», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Также запланирована реконструкция Окружного проезда и строительство дополнительных проездов вдоль Северо-Восточной хорды (СВХ) с организацией движения наземного общественного транспорта.
Хордовые магистрали Москвы
В столице создается новый транспортный каркас – реализуется ключевой проект развития улично-дорожной сети внутри МКАД. В его состав войдут Северо-Западная хорда, Южная рокада и Московский скоростной диаметр (в его состав вошли Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды).
В результате улучшится транспортная доступность более 70 районов города. Новые трассы свяжут вылетные магистрали, разгрузят межрайонные дороги, Третье транспортное кольцо и МКАД.
Бессветофорное движение на большинстве участков и перераспределение потоков сократит время поездок на 20-25%.

Назад
Северо-Западная хорда (СЗХ) уже построена. Скоростная магистраль проходит через северные и западные районы Москвы от Дмитровского до Сколковского шоссе и далее – до Мичуринского проспекта. Общая длина дорог СЗХ, включая съезды и транспортные сооружения, составляет 83 км.
Трасса соединяет крупные городские магистрали: Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублёвское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе.
В районе Дмитровки организован съезд с Северо-Западной на Северо-Восточную хорду (МСД) с движением в сторону аэропорта Шереметьево либо в сторону Ярославского шоссе.
Строительство хорды снизило транспортную нагрузку на ряд центральных улиц, ТТК, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей.
Возведение тоннелей и эстакад позволило значительно улучшить транспортную ситуацию в Западном, Северо-Западном, Северном и Северо-Восточном административных локругах благодаря бессветофорному движению автотранспорта.
Уникальными дорожными объектами стали два тоннеля – Алабяно-Балтийский и винчестерный на ул. Народного Ополчения.
Длина Алабяно-Балтийского тоннеля – 1935 м, максимальная глубина – 29 м. Он проходит под Ленинградским проспектом, двумя транспортными тоннелями – Волоколамским и Ленинградским – и Замоскворецкой линией метро, соединяя ул. Алабяна и Большая Академическая.

Уникальность винчестерного тоннеля состоит в том, что встречные потоки машин движутся на протяжении почти 100 м друг над другом. Эта особенность связана с плотной застройкой на ул. Народного Ополчения. Аналогов этому тоннелю нет не только в Москве, но и в России.

Назад
Южная рокада активно строится. Она соединит крупные автомобильные магистрали города – МКАД, Кутузовский, Мичуринский проспекты, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную ул., Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе и Люблинскую ул.
Новая трасса станет дублером МКАД и ТТК, уменьшит перепробег транспорта и обеспечит выход на автодороги федерального значения М-9 «Балтия» и М-5 «Урал».

Назад
Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды объединили. Таким образом в столице появилась первая сквозная магистраль – Московский скоростной диаметр (МСД).
Строительство МСД разделили на два участка:
- первый – от Бусиновской развязки до трассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань (Северное направление – он уже построен);
- второй – от шоссе Энтузиастов до автодороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе (Южное направление – строится).
Назад
Кроме того, после открытия вокзала Восточный нагрузка на станции метро «Курская» Кольцевой и Арбатско-Покровской линий, а также «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии снизится на 25 тыс. человек в сутки.
Сегодня в столице пассажиров принимают девять железнодорожных вокзалов:
- Ленинградский (действует с 1851 года);
- Казанский и Ярославский (с 1862 года);
- Белорусский (с 1870 года);
- Курский (с 1896 года);
- Павелецкий (с 1900 года);
- Рижский (с 1901 года);
- Савёловский (с 1902 года) и Киевский (с 1918 года).
За последние годы правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД» провело модернизацию большинства вокзальных комплексов и благоустройство привокзальных площадей, в результате чего те полностью отвечают современным стандартам безопасности и комфорта.
Терминал станции МЦК Локомотив построят к октябрю
В Москве завершается строительство вокзала Восточный
Вокзал Восточный планируют открыть к маю