timelapse

Выступление на бизнес-форуме «Трансформация»

Темы в материале

Сергей Собянин: Наверное, не так много времени пройдет, когда здесь вместо меня будет выступать мэр с искусственным интеллектом, но пока я здесь. Трансформация — важная история, в этом зале много говорят о трансформации бизнеса, насколько я знаю, вчера говорили о трансформации города. Должен сказать, что и бизнес, и город без трансформации и без понимания того, как они развиваются, существовать не могут: город не может существовать без бизнеса, бизнес не может существовать без города. И успех города и бизнеса зависит от того, насколько они комфортны друг для друга, насколько они слышат и насколько быстро и позитивно меняются.

Я тоже скажу о трансформации, может, какие-то банальные вещи, но, мне кажется, очень важно, чтобы вы понимали, о чем думает городская власть, куда движется город и какое будущее у города, в котором вы работаете, которому вы посвятили свою жизнь. Здесь не все москвичи, но я думаю, что даже немосквичи, вполне возможно, завтра станут москвичами. Мы все привыкли к нашему городу и считаем, что он такой, какой есть, он не может меняться, ему 850 лет, если какие-то изменения происходят, то происходят столетиями. На самом деле в нынешнем мире города меняются с большой скоростью, то, что раньше изменялось за столетия, сегодня происходит за годы, а то и за месяцы. Буквально недавно, на моей памяти и, может быть, на памяти людей старшего поколения, которые находятся здесь, в зале, города были другими, и задачи у этих городов были другими. Сегодня вопрос, что такое Москва, звучит странно, но еще несколько лет назад мы делали серьезный выбор — решали, куда двигаться Москве.

На моей памяти города, и в том числе Москва, были городами для заводов: сначала строился завод, вокруг него создавался город, — и большинство российских городов создавалось именно для заводов. Я еще помню, когда просыпался в полшестого утра и шел на заводскую смену, со мной десятки тысяч людей в едином потоке шли на завод и обратно. Сегодня таких заводов остались единицы, в Москве — то же, но тем не менее промышленность играет свою роль, но уже не доминирующую.

В 1990-е годы на смену драйверу — промышленности — пришли другие драйверы — девелоперы, начали застраивать вдоль и поперек наш город, и считалось, что, наверное, это и есть сущность города — строить, строить и строить как можно больше и где только возможно. За первым всплеском инвестиций пришли возможности получать неплохие доходы и покупать машины, которые заполонили город, и мы считали, что город — это пространство для наших машин: мы сели за руль, нажали на акселератор и понеслись, и город должен лечь под колеса. Оказалось, что и то и другое не является комфортным городом, и на смену пришли новые требования и новые запросы горожан: жить в комфортном и уютном городе, который их любит, а не который их отторгает, который не жесток, а, наоборот, должен становиться добрым городом, и только после этого у нас может быть взаимная любовь, желание жить здесь и развиваться, в том числе и развивать свой бизнес.

Банальная вещь, казалось бы, на самом деле, когда погружаешься в подробности, все это становится сложнее, любая сфера деятельности города требует огромной трансформации, гигантской трансформации, чтобы развернуть ее навстречу человеку.

Сейчас мы с вашими коллегами дискутировали по поводу оказания государственных услуг. Они спрашивали, как это получилось, что самая закостенелая система — оказание госуслуг — в Москве сегодня является лидером, а наши центры госуслуг — лучшими в мире. Спасибо, дорогого стоят ваши аплодисменты. Действительно, изменить суть чиновников, столетиями бравших взятки и плевавших на посетителей, сделать это пространство комфортным для людей, ориентированным на людей, это очень непросто, для этого надо было во главу угла поставить человека, который пришел к тебе, он главный, а не тот, кто оказывает чиновничью услугу. И так во всем — в образовании, в здравоохранении, в коммунальном хозяйстве, в транспорте и так далее. И самые главные изменения у нас в голове: трансформация сознания и психологии. Чтобы это изменить, потребовались, конечно, колоссальные усилия, изменение команды и мотивации людей.

Очень сложные вещи иногда объяснять вот так, за считаные минуты, невозможно, я просто приведу несколько примеров того, от чего мы уходили и к чему пришли.

Перед вашими глазами две Никольские улицы. Никольская улица — я такой ее увидел четыре или пять лет назад, и такой она стала в этом году. Какая вам больше нравится: слева или справа? А ведь это одна и та же улица, это вот при нас, при нашей жизни, это буквально несколько лет назад. И когда я проходил по ней, люди уже стали понимать, что мы делаем в городе, появились первые пешеходные улицы, и работники кафе, ресторанов говорили: «Не трогайте нашу улицу! Не трогайте! Вы сейчас перероете ее, как мы будем работать!» А водители машин, которые там парковались, говорили: «Вы что? Неужели? Вы отойдите от нас, это наша улица!» В конечном итоге вместо  нескольких десятков припаркованных машин сегодня тысячи, тысячи людей гуляют по Никольской, наслаждаясь городом, общаясь друг с другом, и для того же бизнеса — кафе и ресторанов — на Никольской наступил золотой век. И это касается многих из вас.

Есть такая Биржевая площадь: мало кто в Москве, даже коренные москвичи, знает, что такая площадь существует, а она была исторической площадью, это была просто парковка в последние годы, в позапрошлом году она стала такой, стала такой этим летом. Честно говоря, я не представляю, как бы эти люди там находились, если бы мы вернулись в историю, на несколько лет назад, как выглядели эти места — эта Никольская улица и Биржевая площадь.

Еще один пример — советская гостиница «Россия», один из символов нашего города, его снесли, и решили не просто снести, а построить элитный жилой квартал. Очень выгодный проект, сумасшедшая стоимость жилья — в самом центре города, возле Кремля. И город бы получил неплохие деньги. У нас был выбор: готовый проект со всеми разрешениями, согласованиями. Что с этим делать? В конечном итоге Президент поддержал решение, что ни этот квартал, ни парламентский центр, который тоже планировался, как один из вариантов, а будет вот такой скверик — парк «Зарядье». Это тоже символ Москвы, как и гостиница «Россия», но это другой символ — это символ нашего с вами современного города. Вы были в «Зарядье»? Приглашаю на Новый год.

Таких улиц, парков в Москве было реорганизовано большое количество, но еще не все, у нас огромное количество районов, которые требуют также своей концепции развития, это новая страница развития города под названием «Мой район». Казалось бы, чего проще: благоустроил улочку, почистил ее, какие проблемы? На самом деле надо было убрать рекламу, кто занимается рекламным бизнесом, знает, насколько он доходен, особенно если не платишь налоги и развешиваешь свои рекламные билборды прямо центре Москвы. Убрать эту рекламу было очень сложно — это была настоящая война.

Навести порядок с парковкой — казалось бы, чего проще? Многие из вас автомобилисты и знают, что это такое. И принять решение о платной парковке, эвакуации машин, штрафов мне, Мэру Москвы, который идет на выборы, — это самоубийство. Но мы приняли это непростое решение, и спасибо вам, что вы его поддержали.

Убрать воздушные провода — казалось бы, чего проще? Но вы знаете, что за этими воздушными проводами стояли сотовые операторы, операторы телевидения и так далее, им это совсем было не нужно. И пришлось с ними достаточно долго дебатировать и решать, тем не менее это все было сделано.

Убрать ларьки, летние веранды — казалось бы, в Москве всегда так было. Ничего подобного, город весь был заставлен тысячами ларьков и маленькими рынками, неухоженными, грязными, криминальными. Это все убрать, привести в порядок. Теперь мы считаем, что город по-европейски выглядит. Но вот это все убрать, привести в порядок — это была настоящая война со сносом, с мероприятием под названием «Ночь ковшей» и так далее. Многие из вас это помнят.

Через это все пришлось пройти, тем не менее сегодня есть где жить, гулять, проводить праздники. Это наш с вами город, это ваш город, это город ваших детей, это город ваших будущих внуков, это пространство, которое принадлежит вам. Вы бизнесмены и хорошо считаете деньги, а поэтому можете сказать: «Ну конечно, Москве девать деньги некуда, поэтому она извращается, а мы платим налоги, отчитайтесь, пожалуйста, насколько это эффективно». Все расходы на благоустройство за счет проведения фестивалей, увеличения потока туристов почти в два раза окупаются за один-два года, а дальше все приносит прибыль. Так что ваши деньги даром не пропали.

Еще одна очевидная трансформация — в Москве было «ржавое кольцо», оно так называлось. Сегодня это центральное кольцо — МЦК, которое дает развитие всему центру города, новая магистраль, на которой ежедневно пользуются почти полмиллиона пассажиров. Из одного края в другой можно проехать уже не за полтора часа, а буквально за 15 минут. Это трансформация того наследия, которое вы получили. Это кольцо, которое построено и эксплуатировалось последние десятилетия для промышленных территорий, а потом проходило просто по свалкам и заброшенным депрессивным промзонам. Сегодня это драйвер развития города и, конечно, комфорт для пассажиров.

Когда речь заходит о приоритетах, мы говорим, что самая главная проблема — это связь. Для вас связь с людьми, с покупателями, с клиентами очень важна, связь друг с другом, между районами, доступность одного или другого места в Москве, скорость передвижения — важнейшая составляющая. Поэтому главный упор нашей деятельности — это московское метро, МЦК, это ввод десятков километров новых линий, десятки новых станций метро. Это новый проект — Московские центральные диаметры. Мы хотим превратить существующие сегодня электрички в такую же комфортную систему, как МЦК, и связать их разрозненные радиусы в центральные диаметры. И это, по сути дела, новое наземное метро.

Конечно, не все пользуются общественным транспортом, и у нас нет в этом необходимости, хотя нас постоянно обвиняют в том, что мы боремся с автомобилистами. Мы не боремся с автомобилистами — мы предоставляем возможность пользоваться другим видом общественного транспорта. Для автомобилистов мы каждый год строим больше 100 километров сложнейших дорог. В ближайшие годы задача — построить четыре хордовых сообщения: северо-западное, которое практически уже построено, северо-восточное, юго-восточное и Южную рокаду, — которые дадут возможность автомобилистам проезжать через город, минуя загруженную центральную часть, Бульварное, Третье транспортное кольцо. Это не миф — это проект, который полным ходом сегодня реализуется в Москве.

Вы спросите: а бизнес где? Самое главное, на мой взгляд, — это создание инфраструктуры, комфортной жизни в городе, качественное здравоохранение, образование, транспорт и так далее. Но, конечно, нужны и специальные меры поддержки бизнеса: это консультации, финансовая поддержка, инфраструктура, поддержка экспорта, образовательная поддержка, участие в государственном заказе и так далее. Такая система в городе создана.

Скажите, пожалуйста: количество торговых и офисных площадей, их увеличение влияет на бизнес или нет? Не влияет, да? Влияет. Можете себе представить, собственно, такой тренд был — мы с 2010 года не строили торговые площади. Все девелоперы с большой неохотой это делали — и торговые строили, и офисы. Все требовали строить одно жилье. Мы им говорили: «Нет, ребята, вы, конечно, стройте жилье, но как минимум 30–50 процентов должны построить офисов, предоставить рабочие места, промышленные территории осваивать и строить торговые центры. Торговые центры, небольшие торговые предприятия и так далее». С большой неохотой это делали. Но можете себе представить, если бы мы остановились на уровне 2010 года? И я уверен, что сейчас стоимость аренды торговых площадей и офисов была бы раза в два больше. Сегодня она по большому счету меньше в сопоставимых ценах, чем была раньше. Мы почти в два раза увеличили количество торговых площадей и в полтора — офисов. Это та политика, которую проводил город и будет проводить. Это возможность получать качественную инфраструктуру по оптимальным ценам.

Еще одна инфраструктура, которой по большому счету вообще не существовало в Москве, — это площадки для развития технологического бизнеса, для инновационного бизнеса. Несколько лет тому назад было буквально три-четыре технопарка, и то бюджетных. Сегодня в эту систему включены 33 технопарка, в которых работают около 40 тысяч человек. Это малый бизнес, инновационный бизнес. И площадь технопарков уже сопоставима с площадью торговых центров. Это возможность развивать новую промышленность, новое производство, инновации. В результате мы имеем около 800 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса — это 13 процентов от всего малого и среднего бизнеса в России.

И конечно, заботимся о том, чтобы они жили в комфортной административной среде. В начале 2010 года мы занимали 124-ю позицию в бизнесе, поднялись на 93 позиции! Это не наша оценка, это международная оценка. Что касается наших внутрироссийских оценок, Москва занимает второе место. Спросите, почему не первое? Потому что в Москве сложно вести бизнес. Здесь очень конкурентная среда. Многие оценки являются субъективными, по опросам предпринимателей, сказать, что бизнесу комфортно в Москве, достаточно сложно, потому что приходится постоянно бороться, бороться за место на рынке. Благодаря развитию инвестиций, развитию инфраструктуры, транспорта, изменению административных процедур мы имеем реальный рост инвестиций — практически 76 процентов. Это раз в семь больше, чем в среднем по стране. Несмотря на кризисы, проблемы, санкции и так далее, инвестиции в основной капитал в Москве растут.

Ну и самое главное: когда говорят, что все москвичи хотят уехать из города, не хотят здесь быть. На самом деле доля жителей, которые хотели бы остаться жить в своем городе, — одна из самых высоких в мире. В Нью-Йорке хотят остаться всего 35 процентов, в Москве — 60. Впереди Лондон, но всего на два процента. Так что нам есть куда стремиться.

Спасибо, друзья. Комфортный город — для вас! Это наш город. Спасибо за то, что вы занимаетесь бизнесом, за то, что вы взяли ответственность за свою судьбу и судьбу тех, кто работает в ваших предприятиях. Спасибо вам за участие в развитии города. Спасибо, друзья! Всего вам доброго, успехов!