Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Стенограммы
Все темы
Метро
Градостроительная политика
Объекты образования
Жилье
Дорожное строительство
Железные дороги
ТиНАО
Парки и скверы
Спортивные сооружения
Социальные объекты
Памятники архитектуры и истории
Транспорт
Объекты культуры
Дорожно-транспортное строительство
Долевое строительство
Реновация
МЦК
МЦД
Недвижимость
Новые технологии
Новые технологии в строительстве
Объекты медицины
Спортивные объекты
Благоустройство
Дороги
Архитектурные конкурсы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Метро
Градостроительная политика
Объекты образования
Жилье
Дорожное строительство
Железные дороги
ТиНАО
Парки и скверы
Спортивные сооружения
Социальные объекты
Памятники архитектуры и истории
Транспорт
Объекты культуры
Дорожно-транспортное строительство
Долевое строительство
Реновация
МЦК
МЦД
Недвижимость
Новые технологии
Новые технологии в строительстве
Объекты медицины
Спортивные объекты
Благоустройство
Дороги
Архитектурные конкурсы

Присоединяйтесь

Выступление на бизнес-форуме «Трансформация»

Темы в материале:

Градостроительная политика

29 нояб. 2018 г. 20:09

Сергей Собянин: Наверное, не так много времени пройдет, когда здесь вместо меня будет выступать мэр с искусственным интеллектом, но пока я здесь. Трансформация — важная история, в этом зале много говорят о трансформации бизнеса, насколько я знаю, вчера говорили о трансформации города. Должен сказать, что и бизнес, и город без трансформации и без понимания того, как они развиваются, существовать не могут: город не может существовать без бизнеса, бизнес не может существовать без города. И успех города и бизнеса зависит от того, насколько они комфортны друг для друга, насколько они слышат и насколько быстро и позитивно меняются.

Я тоже скажу о трансформации, может, какие-то банальные вещи, но, мне кажется, очень важно, чтобы вы понимали, о чем думает городская власть, куда движется город и какое будущее у города, в котором вы работаете, которому вы посвятили свою жизнь. Здесь не все москвичи, но я думаю, что даже немосквичи, вполне возможно, завтра станут москвичами. Мы все привыкли к нашему городу и считаем, что он такой, какой есть, он не может меняться, ему 850 лет, если какие-то изменения происходят, то происходят столетиями. На самом деле в нынешнем мире города меняются с большой скоростью, то, что раньше изменялось за столетия, сегодня происходит за годы, а то и за месяцы. Буквально недавно, на моей памяти и, может быть, на памяти людей старшего поколения, которые находятся здесь, в зале, города были другими, и задачи у этих городов были другими. Сегодня вопрос, что такое Москва, звучит странно, но еще несколько лет назад мы делали серьезный выбор — решали, куда двигаться Москве.

На моей памяти города, и в том числе Москва, были городами для заводов: сначала строился завод, вокруг него создавался город, — и большинство российских городов создавалось именно для заводов. Я еще помню, когда просыпался в полшестого утра и шел на заводскую смену, со мной десятки тысяч людей в едином потоке шли на завод и обратно. Сегодня таких заводов остались единицы, в Москве — то же, но тем не менее промышленность играет свою роль, но уже не доминирующую.

В 1990-е годы на смену драйверу — промышленности — пришли другие драйверы — девелоперы, начали застраивать вдоль и поперек наш город, и считалось, что, наверное, это и есть сущность города — строить, строить и строить как можно больше и где только возможно. За первым всплеском инвестиций пришли возможности получать неплохие доходы и покупать машины, которые заполонили город, и мы считали, что город — это пространство для наших машин: мы сели за руль, нажали на акселератор и понеслись, и город должен лечь под колеса. Оказалось, что и то и другое не является комфортным городом, и на смену пришли новые требования и новые запросы горожан: жить в комфортном и уютном городе, который их любит, а не который их отторгает, который не жесток, а, наоборот, должен становиться добрым городом, и только после этого у нас может быть взаимная любовь, желание жить здесь и развиваться, в том числе и развивать свой бизнес.

Банальная вещь, казалось бы, на самом деле, когда погружаешься в подробности, все это становится сложнее, любая сфера деятельности города требует огромной трансформации, гигантской трансформации, чтобы развернуть ее навстречу человеку.

Сейчас мы с вашими коллегами дискутировали по поводу оказания государственных услуг. Они спрашивали, как это получилось, что самая закостенелая система — оказание госуслуг — в Москве сегодня является лидером, а наши центры госуслуг — лучшими в мире. Спасибо, дорогого стоят ваши аплодисменты. Действительно, изменить суть чиновников, столетиями бравших взятки и плевавших на посетителей, сделать это пространство комфортным для людей, ориентированным на людей, это очень непросто, для этого надо было во главу угла поставить человека, который пришел к тебе, он главный, а не тот, кто оказывает чиновничью услугу. И так во всем — в образовании, в здравоохранении, в коммунальном хозяйстве, в транспорте и так далее. И самые главные изменения у нас в голове: трансформация сознания и психологии. Чтобы это изменить, потребовались, конечно, колоссальные усилия, изменение команды и мотивации людей.

Очень сложные вещи иногда объяснять вот так, за считаные минуты, невозможно, я просто приведу несколько примеров того, от чего мы уходили и к чему пришли.

Перед вашими глазами две Никольские улицы. Никольская улица — я такой ее увидел четыре или пять лет назад, и такой она стала в этом году. Какая вам больше нравится: слева или справа? А ведь это одна и та же улица, это вот при нас, при нашей жизни, это буквально несколько лет назад. И когда я проходил по ней, люди уже стали понимать, что мы делаем в городе, появились первые пешеходные улицы, и работники кафе, ресторанов говорили: «Не трогайте нашу улицу! Не трогайте! Вы сейчас перероете ее, как мы будем работать!» А водители машин, которые там парковались, говорили: «Вы что? Неужели? Вы отойдите от нас, это наша улица!» В конечном итоге вместо  нескольких десятков припаркованных машин сегодня тысячи, тысячи людей гуляют по Никольской, наслаждаясь городом, общаясь друг с другом, и для того же бизнеса — кафе и ресторанов — на Никольской наступил золотой век. И это касается многих из вас.

Есть такая Биржевая площадь: мало кто в Москве, даже коренные москвичи, знает, что такая площадь существует, а она была исторической площадью, это была просто парковка в последние годы, в позапрошлом году она стала такой, стала такой этим летом. Честно говоря, я не представляю, как бы эти люди там находились, если бы мы вернулись в историю, на несколько лет назад, как выглядели эти места — эта Никольская улица и Биржевая площадь.

Еще один пример — советская гостиница «Россия», один из символов нашего города, его снесли, и решили не просто снести, а построить элитный жилой квартал. Очень выгодный проект, сумасшедшая стоимость жилья — в самом центре города, возле Кремля. И город бы получил неплохие деньги. У нас был выбор: готовый проект со всеми разрешениями, согласованиями. Что с этим делать? В конечном итоге Президент поддержал решение, что ни этот квартал, ни парламентский центр, который тоже планировался, как один из вариантов, а будет вот такой скверик — парк «Зарядье». Это тоже символ Москвы, как и гостиница «Россия», но это другой символ — это символ нашего с вами современного города. Вы были в «Зарядье»? Приглашаю на Новый год.

Таких улиц, парков в Москве было реорганизовано большое количество, но еще не все, у нас огромное количество районов, которые требуют также своей концепции развития, это новая страница развития города под названием «Мой район». Казалось бы, чего проще: благоустроил улочку, почистил ее, какие проблемы? На самом деле надо было убрать рекламу, кто занимается рекламным бизнесом, знает, насколько он доходен, особенно если не платишь налоги и развешиваешь свои рекламные билборды прямо центре Москвы. Убрать эту рекламу было очень сложно — это была настоящая война.

Навести порядок с парковкой — казалось бы, чего проще? Многие из вас автомобилисты и знают, что это такое. И принять решение о платной парковке, эвакуации машин, штрафов мне, Мэру Москвы, который идет на выборы, — это самоубийство. Но мы приняли это непростое решение, и спасибо вам, что вы его поддержали.

Убрать воздушные провода — казалось бы, чего проще? Но вы знаете, что за этими воздушными проводами стояли сотовые операторы, операторы телевидения и так далее, им это совсем было не нужно. И пришлось с ними достаточно долго дебатировать и решать, тем не менее это все было сделано.

Убрать ларьки, летние веранды — казалось бы, в Москве всегда так было. Ничего подобного, город весь был заставлен тысячами ларьков и маленькими рынками, неухоженными, грязными, криминальными. Это все убрать, привести в порядок. Теперь мы считаем, что город по-европейски выглядит. Но вот это все убрать, привести в порядок — это была настоящая война со сносом, с мероприятием под названием «Ночь ковшей» и так далее. Многие из вас это помнят.

Через это все пришлось пройти, тем не менее сегодня есть где жить, гулять, проводить праздники. Это наш с вами город, это ваш город, это город ваших детей, это город ваших будущих внуков, это пространство, которое принадлежит вам. Вы бизнесмены и хорошо считаете деньги, а поэтому можете сказать: «Ну конечно, Москве девать деньги некуда, поэтому она извращается, а мы платим налоги, отчитайтесь, пожалуйста, насколько это эффективно». Все расходы на благоустройство за счет проведения фестивалей, увеличения потока туристов почти в два раза окупаются за один-два года, а дальше все приносит прибыль. Так что ваши деньги даром не пропали.

Еще одна очевидная трансформация — в Москве было «ржавое кольцо», оно так называлось. Сегодня это центральное кольцо — МЦК, которое дает развитие всему центру города, новая магистраль, на которой ежедневно пользуются почти полмиллиона пассажиров. Из одного края в другой можно проехать уже не за полтора часа, а буквально за 15 минут. Это трансформация того наследия, которое вы получили. Это кольцо, которое построено и эксплуатировалось последние десятилетия для промышленных территорий, а потом проходило просто по свалкам и заброшенным депрессивным промзонам. Сегодня это драйвер развития города и, конечно, комфорт для пассажиров.

Когда речь заходит о приоритетах, мы говорим, что самая главная проблема — это связь. Для вас связь с людьми, с покупателями, с клиентами очень важна, связь друг с другом, между районами, доступность одного или другого места в Москве, скорость передвижения — важнейшая составляющая. Поэтому главный упор нашей деятельности — это московское метро, МЦК, это ввод десятков километров новых линий, десятки новых станций метро. Это новый проект — Московские центральные диаметры. Мы хотим превратить существующие сегодня электрички в такую же комфортную систему, как МЦК, и связать их разрозненные радиусы в центральные диаметры. И это, по сути дела, новое наземное метро.

Конечно, не все пользуются общественным транспортом, и у нас нет в этом необходимости, хотя нас постоянно обвиняют в том, что мы боремся с автомобилистами. Мы не боремся с автомобилистами — мы предоставляем возможность пользоваться другим видом общественного транспорта. Для автомобилистов мы каждый год строим больше 100 километров сложнейших дорог. В ближайшие годы задача — построить четыре хордовых сообщения: северо-западное, которое практически уже построено, северо-восточное, юго-восточное и Южную рокаду, — которые дадут возможность автомобилистам проезжать через город, минуя загруженную центральную часть, Бульварное, Третье транспортное кольцо. Это не миф — это проект, который полным ходом сегодня реализуется в Москве.

Вы спросите: а бизнес где? Самое главное, на мой взгляд, — это создание инфраструктуры, комфортной жизни в городе, качественное здравоохранение, образование, транспорт и так далее. Но, конечно, нужны и специальные меры поддержки бизнеса: это консультации, финансовая поддержка, инфраструктура, поддержка экспорта, образовательная поддержка, участие в государственном заказе и так далее. Такая система в городе создана.

Скажите, пожалуйста: количество торговых и офисных площадей, их увеличение влияет на бизнес или нет? Не влияет, да? Влияет. Можете себе представить, собственно, такой тренд был — мы с 2010 года не строили торговые площади. Все девелоперы с большой неохотой это делали — и торговые строили, и офисы. Все требовали строить одно жилье. Мы им говорили: «Нет, ребята, вы, конечно, стройте жилье, но как минимум 30–50 процентов должны построить офисов, предоставить рабочие места, промышленные территории осваивать и строить торговые центры. Торговые центры, небольшие торговые предприятия и так далее». С большой неохотой это делали. Но можете себе представить, если бы мы остановились на уровне 2010 года? И я уверен, что сейчас стоимость аренды торговых площадей и офисов была бы раза в два больше. Сегодня она по большому счету меньше в сопоставимых ценах, чем была раньше. Мы почти в два раза увеличили количество торговых площадей и в полтора — офисов. Это та политика, которую проводил город и будет проводить. Это возможность получать качественную инфраструктуру по оптимальным ценам.

Еще одна инфраструктура, которой по большому счету вообще не существовало в Москве, — это площадки для развития технологического бизнеса, для инновационного бизнеса. Несколько лет тому назад было буквально три-четыре технопарка, и то бюджетных. Сегодня в эту систему включены 33 технопарка, в которых работают около 40 тысяч человек. Это малый бизнес, инновационный бизнес. И площадь технопарков уже сопоставима с площадью торговых центров. Это возможность развивать новую промышленность, новое производство, инновации. В результате мы имеем около 800 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса — это 13 процентов от всего малого и среднего бизнеса в России.

И конечно, заботимся о том, чтобы они жили в комфортной административной среде. В начале 2010 года мы занимали 124-ю позицию в бизнесе, поднялись на 93 позиции! Это не наша оценка, это международная оценка. Что касается наших внутрироссийских оценок, Москва занимает второе место. Спросите, почему не первое? Потому что в Москве сложно вести бизнес. Здесь очень конкурентная среда. Многие оценки являются субъективными, по опросам предпринимателей, сказать, что бизнесу комфортно в Москве, достаточно сложно, потому что приходится постоянно бороться, бороться за место на рынке. Благодаря развитию инвестиций, развитию инфраструктуры, транспорта, изменению административных процедур мы имеем реальный рост инвестиций — практически 76 процентов. Это раз в семь больше, чем в среднем по стране. Несмотря на кризисы, проблемы, санкции и так далее, инвестиции в основной капитал в Москве растут.

Ну и самое главное: когда говорят, что все москвичи хотят уехать из города, не хотят здесь быть. На самом деле доля жителей, которые хотели бы остаться жить в своем городе, — одна из самых высоких в мире. В Нью-Йорке хотят остаться всего 35 процентов, в Москве — 60. Впереди Лондон, но всего на два процента. Так что нам есть куда стремиться.

Спасибо, друзья. Комфортный город — для вас! Это наш город. Спасибо за то, что вы занимаетесь бизнесом, за то, что вы взяли ответственность за свою судьбу и судьбу тех, кто работает в ваших предприятиях. Спасибо вам за участие в развитии города. Спасибо, друзья! Всего вам доброго, успехов!

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • Сергей Собянин

Другие материалы по теме

Бизнес-центр
Чон Кун Хин - Залог успешной трансформации городов
Чон Кун Хин - Залог успешной трансформации городов
Цифровая трансформация строительной отрасли. Инновационные технологии в строительстве
Цифровая трансформация строительной отрасли. Инновационные технологии в строительстве
Сумма инноваций. Синхронизация опыта и решений для «умной» трансформации
Сумма инноваций. Синхронизация опыта и решений для «умной» трансформации
Внутренняя кухня больших трансформаций. Как не забыть про людей
Внутренняя кухня больших трансформаций. Как не забыть про людей
Звезда родилась. Кейсы успешной трансформации городов
Звезда родилась. Кейсы успешной трансформации городов
29 нояб. 2018 г.
Москва развивает новые транспортные проекты – Собянин
Москва развивает новые транспортные проекты – Собянин
12 нояб. 2018 г.
Выступление главы Минстроя России Владимира Якушева на форуме «Открытые инновации»
Выступление главы Минстроя России Владимира Якушева на форуме «Открытые инновации»

Новости дня

Все новости
4 дек. 2025 г. 16:25
Поликлиника, стадион, паркинг: мэр обсудил с москвичами важные городские проекты
4 дек. 2025 г. 15:35
В Москве реорганизован Департамент градостроительной политики
4 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: на трассе Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе на 70 процентов завершили строительство 150-метрового путепровода над путями МЦД-2
4 дек. 2025 г. 12:48
Сергей Собянин: выставка «Россия» обретет постоянное место в национальном центре
4 дек. 2025 г. 11:55
В Москве построят 160 спортивных объектов за три года – мэр
4 дек. 2025 г. 11:30
Сергей Собянин: темпы реализации программы реновации будут расти
4 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: бизнес-центр с террасами начали строить в Хорошевском районе
4 дек. 2025 г. 10:59
Мэр Москвы рассказал о строительстве дорог в столице

Просмотренные материалы

Деловой центр в Коммунарке построят в 2030 году
Началось проектирование очередного этапа развития улично-дорожной сети Троицка - Владимир Жидкин
Владимир Жидкин: В Троицке началась реконструкция улично-дорожной сети
Дом на Никольской улице в центре Москвы отреставрируют
Нормы градостроительного планирования Москвы могут утвердить в 2017 году - Кузнецов
Компенсационный фонд лучше защитит дольщиков и не повлияет на цену жилья – эксперты
Апартаменты не выходят из моды
Городские власти кардинально реконструируют пять автодорог на присоединенных территориях

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика