timelapse

Аллея героев начнется с памятника Льву Яшину

Темы в материале

Озеро, мост, аллея героев... Таким станет в столице парк «Динамо».

После строительства в 1928 году стадиона «Динамо» большая 32-гектарная часть зеленого массива оказалась отрезана от Петровского парка. Вся дальнейшая биография этого объекта, получившего со временем название парка физкультуры и спорта «Динамо», – история наступления города и спорткомплекса на скверы и аллеи. И сейчас, когда масштабная реконструкция стадиона в разгаре, самое время озаботиться будущим этого кусочка природного комплекса.

ПАРК ИЛИ ДОРОГА К МЕТРО?

Между тем советский этап развития этого озелененного московского уголка интересен и по-своему поучителен. Парком в современном понимании он стал в 1934 году, когда «Динамо» решили реконструировать, превратив его из основного городского стадиона в главный державный. Тогда же появился логично продолжающий идеи первого в стране стадиона-пятидесятитысячника самостоятельный архитектурный проект парка физкультуры и спорта «Динамо», подготовленный зодчим Лазарем Чериковером.

Несмотря на то что солидные куски от парка откусил сначала сам стадион «Динамо», а потом, сразу после войны, – пробивавшаяся к Ленинградскому шоссе улица Новая Башиловка, вплоть до Фестиваля молодежи и студентов это был крупнейший в Москве комплекс для занятия физкультурой на открытом воздухе. За ордерными пропилеями с излюбленными в то время скульптурами атлетов располагались теннисные корты, боксерский ринг, волейбольные и городошные площадки. И даже пруд с вышкой для прыжков в воду.

Но ползучая застройка сделала свое дело. К Олимпиаде-80 здесь появились динамовская хоккейная школа и Малая арена (сейчас – закрытый манеж), а также здание Центрального совета спортивного общества. Зато ушли отсюда бокс, городки, прыжки в воду и гипсовые атлеты. Физкультурная функция исчезла почти полностью. Да что там физкультурная! Как показал опрос общественного мнения, входящие в главные ворота парка местные жители вовсе не воспринимают его как парково-прогулочную зону, предпочитая всего лишь срезать путь от метро до жилых кварталов Петровско-Разумовского.

НОВОСТРОЙКИ ВНЕ ЗАКОНА

Как, возможно, догадывается внимательный читатель, упомянутый соцопрос вряд ли стали бы устраивать из любви к искусству. Как раз сейчас в активную фазу вступает реконструкция стадиона «Динамо», который после окончания работ получит имя «ВТБ-арена». Также идет строительство академии спорта «Динамо» и многофункционального гостинично-делового квартала «Арена парк» на месте снесенных зданий спортивной школы и Центрального совета спортобщества (общий бюджет работ по преобразованию территории – 60 млрд рублей). Совокупное «пятно» застройки после реализации этих проектов не увеличится, однако только слепой не может не видеть: урбанизация продолжает наступать на маленький 11-гектарный оазис (единственный во всем густонаселенном микрорайоне к югу от Театральной аллеи). И по инициативе застройщика городские власти решили объявить конкурс на лучшую архитектурную концепцию парка, чтобы в своем новом прочтении тот не воспринимался нелепым атавизмом современного спортивного сооружения и окончательно не затерялся.

- На буквальном понимании территории как места для массовых физкультурных занятий мы не настаивали – все-таки рядом две оживленные автострады: Ленинградский проспект и Третье транспортное кольцо, – замечает куратор конкурса архитектор Илья Мукосей. – Кроме того, и сейчас уже парк зажат застройкой, а с возведением новых сооружений урбанистическая средовая нагрузка на него дополнительно возрастет. Поэтому мы посчитали возможным в конкурсных материалах несколько расширить ныне ограниченный забором участок, «прирезав» к нему небольшой треугольник в восточной части парка рядом с запроектированным многофункциональным спортивным комплексом. На градостроительный режим как в этой, так и в большой части парка столичным Правительством в прошлом году были наложены серьезнейшие ограничения. На большинстве участков допускается только сохранение и восстановление исторических типов зеленых насаждений, традиционных покрытий дорожной и тропиночной сетей, малых архитектурных форм. В отдельных местах разрешается сохранение и развитие системы озеленения и благоустройства с допустимым размещением плоскостных спортивных площадок, а также снос диссонирующих объектов. Столь строгие рамки неудивительны: это место – памятник садово-паркового искусства регионального значения. Входит оно целиком и в состав достопримечательного места «Стадион «Динамо».

ГДЕ ПОСТРОЯТ ДИНАМО-МАШИНУ

Все проекты публиковались на сайте конкурса, а также выставлялись на нескольких московских архитектурных форумах. Приза зрительских симпатий оказалась удостоена работа «Горизонты движения» (архитектурное бюро «Поле-Дизайн», руководитель авторского коллектива – Владимир Кузьмин). Ее идея – насыщение парка новыми пешеходными путями и реновация старых с локализацией спортплощадок в нескольких «модульных очагах».

Эту же мысль, только более четко, сформулировали в своих концепциях победители. Их оказалось два. Творческий тандем Илья Заливухин – Александр Константинов с проектом «Движение и воздух» и архитектурное бюро «Практика» со своей «Динамо-машиной». Они и разделили 300 тысяч призовых рублей.

При всех различиях в деталях у этих работ есть общий стержень: предельно бережное отношение к нынешнему озелененному ландшафту и дизайнерские «фишки», которые призваны сыграть роль «изюминок» при реализации проекта. Корреспондент «Труда» выделил по паре несомненных находок у обоих коллективов.

У Константинова – Заливухина это во множестве пересекающиеся семейства пешеходных дорожек (прямолинейных – «траекторий цели» и искривленных – «траекторий прогулки») и небольшое озерцо на «прирезанном» треугольнике (вариант – каскад водоемов на одном уровне с мощеными тропинками). У «Практики» – перерезающий всю территорию синий пешеходный мост (служит одновременно транзитной пешеходной эстакадой и – с использованием раздвижных секций – преградой для фанатов во время футбольных матчей) и двухкилометровое кольцо вокруг парка и стадиона с велосипедной, беговой и пешеходной дорожками.

- Кроме того, старую запущенную аллею фонтанов мы предлагаем превратить в Аллею героев спорта, – рассказал глава «Практики» Григорий Гурьянов. – А начинаться она, на наш взгляд, должна с памятника Льву Яшину.

Переместить монумент хотят и Илья Заливухин с Александром Константиновым – только не в центр парка, а к стадиону. Теперь решать, в какой пропорции будут учитываться идеи победителей при разработке рабочего проекта реставрации, придется инициатору конкурса – арендатору всей этой территории банку ВТБ. Ну а москвичам придется набраться терпения. По словам руководителя общего проекта «ВТБ Арена парк» Андрея Перегудова, к благоустройству в парке приступят через три года.

- Все вполне реально завершить за один строительный сезон, – считает Андрей Николаевич, – ведь деревья мы трогать не будем.

Весь комплекс «Динамо» вместе с воссозданным парком запланировано торжественно открыть 22 сентября 2017 года – в день рождения Льва Яшина.

ЕВГЕНИЯ МУРИНЕЦ, заместитель начальника Управления Архитектурного совета Москомархитектуры

- Идея развития конкурсов – одна из основных для главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова с момента его прихода на нынешнюю должность. Для инвестиционных проектов это особенно трудно и важно, ведь инвесторы, как правило, находятся в серьезном цейтноте. Хорошо, что этот конкурс проводится по инициативе самого банка ВТБ. Могу анонсировать еще три открытых конкурса на знаковые московские территории, которые будут объявлены в ближайшие недели. Это завод «Серп и молот», застройщиком по которому является «Дон-Строй», многострадальный зависший на 13 лет «Царев сад» напротив Кремля и фасадные решения нового здания Государственной Третьяковской галереи по Кадашевской набережной.

Инструменты реконструкции парка – мощеные дорожки и малые архитектурные формы. Живописное расположение «пьедесталов» в парке создает дополнительный слой общественного пространства.